Специализированные институты ООН по борьбе с организованной преступностью

 

Вопросы борьбы с преступностью, в том числе с ее транснациональными организованными структурами, постоянно находится в повестке дня ООН, однако нерешенных вопросов по - прежнему немало, считает заместитель директора Института Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, кандидат юридических наук В. В. Роот.

 

Помимо конгрессов, в системе органов ООН существует ряд институтов, специально занимающихся вопросами борьбы с преступностью: Центр по международному предупреждению преступности (Венский центр); Межрегиональный римский научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия; Азиатский и Дальневосточный институт ООН в Токио по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Хельсинский институт по предупреждению преступности и борьбе с ней; Африканский институт ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Арабский исследовательский и учебный центр в Эль-Риаде по вопросам безопасности; Австралийский (Канберра) институт криминологии; Канадский (Ванкувер) Международный центр по реформам уголовного законодательства и политике по уголовному правосудию и др.

Деятельность указанных институтов в целом осуществляется посредством проведения научных исследований в области борьбы с международной преступностью, проведения семинаров по повышению квалификации кадров национальных правоохранительных органов, оказании методической, материальной и технической помощи в разработке специальных проектов, обеспечении заинтересованных организаций информацией о преступности и мерах борьбы с ней.

Вопросы борьбы с преступностью, в том числе с ее транснациональными организованными структурами, постоянно находится в повестке дня ООН. В частности, 18 декабря 1991 г. была принята и продолжает разрабатываться специальная Программа ООН по борьбе с преступностью и уголовному правосудию.

Ее главной задачей, как говорится в преамбуле, является оказание помощи в удовлетворении насущных потребностей мирового сообщества в деле предупреждения криминальных проявлений и правосудия. В числе основных целей Программы следует назвать: борьбу с преступностью национального и транснационального характера; объединение усилий государств - членов ООН в предупреждении транснациональной преступности; более эффективное отправление уголовного правосудия; содействие соблюдению самых высоких стандартов справедливости, гуманности, правосудия и профессионального поведения.

В основу Программы заложены решения Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС и Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, рекомендации конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Особое место в структуре ООН в области борьбы с транснациональной преступностью занимает Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданная в 1992 г. в составе Экономического и Социального Совета ООН.

В рамках Комиссии подготовлена принятая 51-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН Декларация о преступности и общественной безопасности (1996 г.). В ней, в частности, указывалось, что все государства - члены ООН должны взять на себя торжественное обязательство взаимно сотрудничать в целях предупреждения транснациональной, в том числе организованной преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия, контрабанды различных видов запрещенных товаров, торговли людьми, террористических актов, коррупции и отмывания преступных доходов.

Кроме того, в связи с постоянным ростом международного сотрудничества, развитием его всех направлений и форм, Генеральной Ассамблеей ООН было поручено Комиссии, рассмотреть вопрос о разработке международной конвенции против транснациональной организованной преступности. Данный мандат основывался на решениях Неапольской политической декларации и Глобального плана действий, принятых Всемирной конференцией по борьбе с транснациональной организованной преступностью в Неаполе в ноябре 1994 г.

Сегодня ООН делаются реальные шаги по выполнению данных положений. Так, признавая растущую опасность терроризма, Генеральная Ассамблея ООН в 1999 году основала Отделение по предупреждению терроризма, которое начало свою работу в апреле того же года. Главным направлением деятельности отделения по предупреждению терроризма является исследование и техническое сотрудничество, а также содействие активизации международного сотрудничества в предупреждении терроризма.

К числу мероприятий, выполненных отделением, является завершение проекта целенаправленного исследования связи между терроризмом и другими видами преступности, такими, как незаконный оборот наркотиков и огнестрельного оружия, проведения ряда тематических исследований в целях выявления переменных показателей, которые могут служить заблаговременным предупреждением об угрозе террористической активности.

Подразделение обладает своей постоянно обновляемой базой данных. По просьбе государств-членов предоставляется информация о терроризме, а также проводятся оценка потребностей и угроз. Отделением планируется публиковать раз в два года глобальное исследование по проблеме терроризма. Отделением началась работа над справочником о террористических движениях.

Активизируются усилия ООН в борьбе с транснациональной организованной преступностью во всех ее аспектах, а также другими опасными видами преступлений, касающихся почти всех стран мира. Важным свидетельством этому явились разработка и принятие 13 декабря 2000 года Конвенции ООН против транснациональной преступности. Приняты также дополняющие Конвенцию Протоколы против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказания за нее, Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху.

Говоря о данной Конвенции, необходимо отметить ее многоплановость и универсальность в регулировании борьбы с таким опаснейшим явлением, как транснациональная организованная преступность. По сути, она впитала в себя предшествующий опыт государств в создании международно-правовых документов в деле объединения усилий по предотвращению и борьбе с организованной преступностью.

В ней нашли отражение такие широко известные международно-правовые акты, как: Миланский план действий, принятый в 1985 г. на VII Конгрессе ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями, Типовой договор о выдаче (резолюция 45/116 Генеральной Ассамблеи ООН), Типовой договор о взаимной правовой помощи в области уголовного правосудия (резолюция 45/117 Генеральной Ассамблеи ООН), Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против транснациональной организованной преступности, принятые на Всемирной конференции по организованной транснациональной преступности в 1994 г. и др.

Данная Конвенция является ответным шагом мирового сообщества на развитие транснациональной организованной преступности, то есть преступности, выходящей за пределы одного государства и достаточно хорошо организованной.

Термин «Организованная преступность» применяется в последнее время широко и повсеместно, в международном праве отсутствует его четкое определение. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности также не дает ему определения, а рассматривает лишь составляющие его преступные деяния.

Конвенция обязывает государства-участников преследовать деятельность организованных преступных групп. При этом под организованной преступной группой понимается структурно оформленная в составе трех и более лиц, существующих в течение определенного периода времени и действующая согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду. Конвенция применима к таким преступлениям, как участие в организованной преступной группе, совершение отмывания доходов от преступлений, коррупция, воспрепятствование осуществлению правосудия, а также к преступлениям, носящим транснациональный характер или совершенных преступной группой.

Ценность указанной Конвенции заключается в том, что она четко устанавливает и конкретизирует для каждого государства-участника принятие таких законодательных и иных мер, которые могут потребоваться для признания в качестве уголовно наказуемых ряда деяний, установленных в Конвенции, когда они прямо или косвенно совершаются в составе организованной преступной группы.

В соответствии со статьей 3 Конвенция дает трактовку преступления как транснационального, если оно:

·- совершено более чем в одном государстве; совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

·- совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;

·- совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве (ст. 3).

В качестве механизма борьбы с транснациональной преступностью Конвенция предлагает государствам принятие:

·- законодательных и иных мер, направленных на предупреждение фактов отмывания доходов от преступлений (ст. 6, 7);

·- мер против коррупции и ответственности юридических лиц за участие последних в серьезных преступлениях, к которым причастна организованная преступность (ст. 8, 9);

·- мер, которые могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации и ареста доходов от преступлений и распоряжения конфискованными доходами от преступлений или имуществом (ст. 12-14).

Особенно широко в Конвенции регламентирован порядок выдачи преступников, если к совершению преступления последним причастна организованная преступная группа и лицо, в отношении которого запрашивается выдача, находится на территории запрашиваемого государства-участника, при условии что деяние, в связи с которым запрашивается выдача, является уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству как запрашивающего государства-участника, так и запрашиваемого.

Выдача преступников согласно ст. 16 данной Конвенции производится в соответствии с условиями, предусматриваемыми внутренним законодательством запрашиваемого государства-участника или применимыми к договорам о выдаче, включая, в том числе и условия, связанные с требованиями о минимальном наказании применительно к выдаче, и основания, на которых запрашиваемое государство-участник может отказать в выдаче. Так, государство-участник может отказать в выдаче лица, подозреваемого в совершении преступления, лишь на том основании, что оно является его гражданином, обязано по просьбе запрашивающей стороны передать дело без неоправданных задержек своим компетентным органам, как в случае любого другого преступления опасного характера согласно своему внутреннему законодательству.

Кроме того, п. 14 ст. 16 Конвенции предусматривает обязательные случаи отказа в выдаче преступника - если есть основания полагать, что:

а) просьба о выдаче имеет целью преследование или наказание лица по причине его пола, расы, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или политических убеждений;

б) удовлетворение просьбы о выдаче нанесет ущерб положению лица по любой из этих причин.

К достоинствам Конвенции следует отнести детальную регламентацию различных форм сотрудничества государств с транснациональной преступностью, практически учитывающую весь опыт, используемый в международной практике.

Конвенция определяет различные формы сотрудничества государств с транснациональной организованной преступностью:

1) заключение двусторонних или многосторонних соглашений о передаче лиц, осужденных к лишению свободы за преступления, охватываемые настоящей конвенцией, с тем чтобы они могли отбывать срок наказания на их территории (ст. 17);

2) оказание друг другу взаимной правовой помощи в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, являющимися транснациональными по своему характеру, в том числе, если потерпевшие, свидетели, доходы, средства совершения преступлений или доказательства находятся в запрашиваемом государстве-участнике, а также, если к совершению преступления причастия организованная преступная группа (ст. 18);

3) создание органов по проведению совместных расследований (ст. 19);

4) осуществление каждым государством-участником таких специальных мер расследования, как использование контролируемых поставок, электронного и других форм наблюдения, агентурных операций с целью ведения эффективной борьбы против организованной преступности и в соответствии с основными принципами международного права и своего внутреннего законодательства (ст. 20);

5) взаимная передача производства в целях уголовного преследования и сведений о судимости (ст. 21-22);

6) принятие надлежащих мер по обеспечению эффективной защиты свидетелям и помощи потерпевшим (ст. 24-25);

7) сбор, анализ и обмен информацией о характере организованной преступности (ст. 28);

8) подготовка кадров и техническая помощь правоохранительных органов государств-участников конвенции (ст. 29);

9) принятия мер для поощрения лиц, которые участвуют или участвовали в предоставлении информации об организованных преступных группах, а также оказывали фактическую, конкретную помощь правоохранительным органам в целях лишения организованных преступных групп их доходов или ресурсов от преступлений (ст. 26);

10) тесное сотрудничество между правоохранительными органами для эффективного применения мер борьбы с преступлениями, охватываемыми настоящей конвенцией (ст. 27).

При общей позитивной оценке Конвенции следует отметить некоторое несовершенство ее содержания. В частности, отсутствует четкое понятие транснациональной организованной преступности, не выявлены основные сферы деятельности таких организованных преступных действий, как незаконная торговля оружием, наркотиками, драгоценными и цветными металлами, произведениями искусства и антиквариата, энергоресурсами, изготовление и подделка фальшивых денег и ценных бумаг, торговля людьми и т.д.

Неурегулированность данных вопросов неизбежно порождает различные трактовки транснациональной организованной преступности, что в целом способно вызвать сомнения в необходимости специализации борьбы с ней как на международном, так и национальном уровнях. Например, незаконная торговля наркотическими средствами и оружием, по сути является одной из самых основных сфер деятельности транснациональных преступных образований, поскольку более или менее крупные поставки наркотиков и оружия всегда осуществляются исключительно в четко организованном и контролируемом криминальными структурами порядке.

 

Аннотация

В статье дан анализ работы ряда институтов ООН, занимающихся вопросами борьбы с преступность.

Бұл мақалада қылмыспен күрес бойынша мәселелермен айналысқан Б.Ұ.Ұ. бірнеше институттардың еңбегіне талдау берілген.

In this clause the analysis to activities of institution of U.N.O. studying with problems of struggle against crimes is given.

13 июля 2007, 16:02
Источник, интернет-ресурс: Роот В.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript