Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Парламентаризм в истории страны (Мухамбет Копеев, заместитель председателя Сената Парламента РК)

Фото : 14 июля 2007, 16:58

Казахстанский парламентаризм в современном его виде — сравнительно новое явление в политической системе нашего общества. За период независимости мы прошли путь от Советов народных депутатов к профессиональному двухпалатному Парламенту. Но и на современном этапе укрепление законодательного органа власти является одним из непременных условий экономического процветания, социального благополучия, формирования гражданского общества.

Исторический опыт свидетельствует, что становление парламентаризма ни в одной стране не протекало гладко и нет идеальных форм представительной демократии. Институт парламентаризма — перманентно совершенствующийся механизм, реализующий функцию развития демократии. С ранних времен в казахских государствах существовал парламент, не оформленный в соответствующий институт современного типа, но как непременный атрибут государственности.

Выработка основ законодательства осуществлялась Курултаем под руководством всеказахского хана, в состав которого входили представители всех регионов и политических сил нации. Курултай являлся всенародным собранием, которое решало наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, в том числе объявления войны и мира, распределения земель, территорий хозяйствования и установления размера и сроков платежа всеобщего налога.

Данная традиция заложена еще ханом Касымом, утвердившим известный свод законодательства, действовавший в XV—XVI веках. Затем в XVII веке появился свод законов хана Есима. И наконец, на их основе с учетом требований эпохи в XVIII веке создан самый известный и дошедший до наших дней свод (Уложение) хана Тауке «Жетi жаргы», ставший на двести лет своеобразной конституцией казахского народа.

Верховный Совет Казахской ССР впервые сформирован на основе Конституции 1937 года, а затем — Основного закона 1978 года. В марте 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет Казахской ССР двенадцатого созыва. Примечательно, что это были первые наиболее демократичные выборы в условиях сохраняющегося влияния административно-командной системы. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовали более двух тысяч претендентов. Особенностью той кампании было и то, что впервые проходило выдвижение кандидатов от политических партий и республиканских общественных организаций.

Верховный Совет двенадцатого созыва сыграл особую роль, которая заключалась в принятии ряда важнейших политико-правовых документов, заложивших фундамент независимости Казахстана и отечественного парламентаризма. Так, 24 апреля 1990 года специальным законом и внесением изменений и дополнений в Конституцию утвержден пост Президента Казахской ССР, а первым Президентом страны избран Нурсултан Назарбаев. 25 октября 1990 года Верховный Совет принял декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», в которой впервые закреплена неделимость и неприкосновенность территории. Страна определилась как субъект международного права, введен институт гражданства, а также декларировано равноправие форм собственности. В документе также провозглашен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. При этом Верховный Совет представлял исключительно законодательную ветвь. На основе этих инноваций 16 декабря 1991 года принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

28 января 1993 года Верховный Совет двенадцатого созыва одобрил первую постсоветскую Конституцию Казахстана, завершившую становление суверенитета республики де-юре и продолжившую утверждение подлинного конституционализма. Тот Основной закон признал Верховный Совет единственным законодательным и высшим представительным органом республики. Он открыл простор для положительной динамики развития казахстанского общества с отказом от однопартийного политического правления, монопольной экономической системы, идеологии исторического насилия.

Однако дальнейшие реформы выявили неэффективность республиканских органов власти, в первую очередь представительных, которые не могли оперативно реагировать на быстро меняющиеся события и принимать адекватные решения. Неработающие механизмы сдержек и противовесов позволяли Верховному Совету вмешиваться в деятельность Правительства или подменять его, что привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа. 13 декабря 1993 года Верховный Совет двенадцатого созыва объявил о своем досрочном самороспуске и назначил выборы на 7 марта 1994 года, обозначив тем самым новый этап развития парламентаризма в стране.

Верховный Совет тринадцатого созыва, работавший с апреля 1994-го по март 1995 года, стал первым профессиональным Парламентом Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе. Он уменьшился в численности — с 360 до 177 народных представителей. Из общего числа депутатов 52 процента были самовыдвиженцами, а 48 — членами политических партий и общественных объединений. Впервые в отечественной истории политические партии и движения получили доступ к реальным рычагам власти, возможность влиять на формирование и принятие государственных программ. Выборы 7 марта 1994 года способствовали становлению многопартийности в республике.

Однако судьба Верховного Совета тринадцатого созыва оказалась весьма драматичной. Он вступил в права в наиболее сложный период государственного строительства, когда не был доведен до логического завершения механизм разделения ветвей власти, не наполнена реальным содержанием система сдержек и противовесов, до конца не определен статус Президента, Верховного Совета и Правительства. Проработав немногим меньше года, Верховный Совет тринадцатого созыва признан нелегитимным, так как Конституционный суд объявил не соответствующими Основному закону некоторые нормы избирательного законодательства, в соответствии с которыми проводились выборы депутатов.

После референдума 30 августа 1995 года принята новая Конституция РК, устранившая недостатки прежнего государственного устройства. Она определила Парламент как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции. Парламент стал состоять из двух палат — Сената и Мажилиса. Необходимо отметить, что Глава государства Н. А. Назарбаев еще на первой сессии Верховного Совета тринадцатого созыва высказался за подобную структуру.

Само понятие «парламент» впервые официально закреплено именно в Конституции 1995 года. Только после этого Президент подписал Указ, имеющий силу Конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан», согласно которому избрание депутатов в двухпалатный Парламент состоялось в конце того же года.

Перед Парламентом первого созыва стояли две основные задачи — привести действующее законодательство в соответствие с новой Конституцией и принять законы по широкому кругу общественных отношений, ранее не урегулированных нормами права или требующих нового правового решения. Всего за период своей деятельности с 30 января 1996 года по 29 ноября 1999-го двухпалатный Парламент первого созыва принял около 500 законов.

К 1998 году страна стала уверенно выходить из кризиса, затронувшего все постсоветские страны. Реформы, проходившие в Казахстане, требовали улучшения деятельности всех ветвей власти, в том числе углубления процессов парламентаризма.

В 1999 году в соответствии с изменениями в Конституции состоялись первые выборы в Мажилис по смешанной системе, которая предоставила партиям право избираться по партийным спискам на основе пропорционального представительства. В выборах приняло участие десять политических организаций. С того момента началось совершенствование выборного процесса. Нововведения были направлены на укрепление и обеспечение независимости Парламента, внедрение механизма представительства политических партий на пропорциональной основе и участие наблюдателей в контроле за выборами. В частности, вошло в практику назначение Главой государства министров социально-экономического блока после предварительного обсуждения их кандидатур профильными комитетами Мажилиса и Сената, глав дипломатических представительств РК — после предварительного обсуждения профильным комитетом Сената.

Двухпалатный Парламент наделен правом утверждения бюджета страны, дает согласие на назначение Премьер-Министра, вправе выразить недоверие Правительству, настоять на его отставке и потребовать освободить от должности любого министра. Высший представительный орган обладает также правом внесения поправок в Конституцию. Для усиления ответственности исполнительной ветви власти предусмотрено, что Премьер-Министр и члены Кабинета на регулярной основе выступают перед депутатами и комиссиями палат.

Депутаты Парламента направляют запросы в Правительство, другие госорганы по конкретным вопросам, интересующим население страны. Для повышения качества законотворческой деятельности проводятся парламентские слушания с участием представителей всех ветвей власти, НПО, ученых и специалистов.

Бюджетные программы также проходят предварительное обсуждение в Парламенте, депутаты знакомятся с их содержанием, при необходимости в ходе обсуждения администраторы бюджетных программ должны доказать необходимость затрат. В течение года министры финансов, экономики и бюджетного планирования дают парламентариям отчет о ходе выполнения главного финансового документа страны.

Возможность проведения нынешней политической реформы в обществе обсуждалась давно. В ноябре 2003 года образовано постоянно действующее Совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества для обеспечения конструктивного взаимодействия государства с политическими партиями и неправительственными организациями. В 2004 году для выработки конкретных мер по совершенствованию политической системы создана Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества.

Глава государства в Послании народу Казахстана 2005 года обнародовал Национальную программу политических реформ. В целях ее реализации Нацкомиссия была преобразована в Государственную комиссию по разработке и конкретизации программы демократических реформ, итогом работы которой стал комплекс предложений по основным направлениям политической модернизации, отразивших мнения основных общественно-политических сил республики. Одним из вопросов общеполитической дискуссии в стране была передача отдельных полномочий Главы государства Парламенту. Сейчас, когда все важнейшие параметры процесса модернизации страны стали необратимыми, возникла необходимость перераспределения некоторых обязанностей и ответственности между Президентом и законодательным органом.

Но со вступлением в силу новой редакции Конституции возникла правовая коллизия. В частности, третий созыв Парламента не имел возможности пользоваться новыми конституционными функциями до истечения полномочий Мажилиса осенью 2009 года. Поэтому депутаты нижней палаты приняли важное историческое решение и обратились к Главе государства с просьбой распустить действующий состав Мажилиса и назначить новые выборы. Президент инициативу парламентариев поддержал.

В этом контексте предстоящие 18 августа внеочередные выборы депутатов Мажилиса и 20 августа — депутатов, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, будут иметь огромное значение для будущего нашей демократии.

Мухамбет КОПЕЕВ,

заместитель председателя Сената Парламента РК


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии