Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Лучше раньше, чем сейчас. Нынешнее повышение цен на цемент - результат не картельного сговора, а нерешенных проблем цементников

Фото : 16 июля 2007, 14:01

Нынешнее повышение цен на цемент – результат не картельного сговора, а нерешенных проблем цементников. Потому меры, предлагаемые сейчас правительством, подобны капле в море

Вэтом году потребление цемента встране будет науровне 7,5 млн тонн, собственное производство –4,5–4,7 млн тонн, т.е. надолю импорта придется около 35–40%. Если быправительство обратило внимание нацементную отрасль несколько лет назад, сегодня непришлось быпризывать напомощь зарубежных производителей цемента.

Отперепроизводствак дефициту

Наиболее сложным для цементной отрасли годом был 1998, когда потребление встране было настолько незначительным, что даже весьма изношенные заводы производили внесколько раз больше, чем требовалось натот момент. Однако уже вконце 90−х–начале 2000−х годов было ясно, что вскором времени встране будет экономический и, как следствие, строительный бум. Итогда цементники будут невсостоянии самостоятельно обеспечить нужды отечественной строительный индустрии. Что, собственно, ипроизошло. Этого можно было быизбежать, если бывсвое время были модернизированы имеющиеся заводы ипостроены новые. Новтот период цементникам ввиду низких цен нарынке ималого объема производства удалось выйти лишь науровень рентабельности, иниокакой модернизации, атем более строительстве новых заводов засчет собственных средств речи идти немогло. Кроме того, банки невыдавали кредитов под подобные проекты, так как ихсрок окупаемости при низких ценах достаточно велик –10–15 лет.

Сейчас ситуация изменилась вкорне. Запоследнее время было заявлено, покрайней мере, 4проекта строительства цементных заводов, ноцемент нужен уже сегодня, анечерез 2−3года, когда будут возведены эти мощности. Начинать строительство новых заводов нужно было, как минимум, в2005году, азадумываться еще раньше. Вэтом случае Казахстану непришлось быстолкнуться состоль острым дефицитом цемента. Предпринимаемые сегодня правительством меры постабилизации ситуации, сложившейся нарынке, недадут сколько-нибудь значительных результатов.

Напомним, все началось собращения Ассоциации застройщиков Казахстана (АЗК) вначале июня куполномоченным органам, вкотором АЗК заявило онеминуемом скачке цен нажилье (на 25–30%) попричине трехкратного увеличения стоимости цемента. Реакция последовала практически сразу. Министр индустрии иторговли Галым Оразбаков предложил несколько мер постабилизации ситуации нацементном рынке.

Мера №1. Нет –пошлинам

«Мы сделали анализ импортной таможенной пошлины впять процентов. Япредлагаю наэтой неделе подписать постановление оботмене этой пошлины, учитывая ситуацию сцементом наказахстанском рынке», –заявил глава Мининдустрии.

Напервый взгляд вполне действенное решение, нооно было быболее действенным, если быречь шла не5−процентной, ао25–30−процентной пошлине. При нынешних ценах нацемент 5% –это нетацифра, которая каким-либо образом влияет нарыночную ситуацию. Втожевремя отсутствие этой пошлины, вероятнее всего, никоим образом неотразится наценах нацемент вцелом –вряд лиимпортеры, аточнее, посредники, захотят продавать свою продукцию поценам ниже рыночных. Тем более что цемент покупают ипри нынешних ценах. Это решение приведет ктому, что вместо бюджета средства будут оседать вкарманах посредников.

Мера №2. Китай нам поможет

«ВКитае огромный рынок. Там цена (50долларов затонну) фактически в5раз дешевле, чем унас нарынке», –сказал г-нОразбаков, добавив, что необходимо принять незамедлительные меры порасширению пропускной способности железнодорожного терминала награнице сКитаем: «Ябыл вчера наХоргосе, наДостыке. Там трехкилометровая очередь автомобилей втусторону итрехкилометровая –вэту. Пропускной пункт несправляется сосвоими обязанностями. Необходимо перевести его накруглосуточную работу».

Действительно, понекоторым данным, стоимость китайского цемента (сучетом транспортных расходов) составляет примерно 80–90 долларов затонну. Но, во-первых, опять жевозникает вопрос: будут липосредники продавать этот цемент намного дешевле рыночной стоимости? Во-вторых, Поднебесная является крупнейшим вмире потребителем иимпортером цемента. Если собственное производство вКитае составляет около 800млн тонн, топотребление –1,5 млрд. Достаточно большой объем цемента страна импортирует изМексики, Индонезии, Индии морским путем. Таким образом, засчет импорта наполняются рынки Восточного иЮжного регионов Китая. Что жекасается Западного иСеверного, тоони снабжаются засчет собственного производства.

В-третьих, проблема даже нестолько впропускной способности терминала «Хоргос –Достык», сколько востром дефиците грузового вагонного парка для транспортировки цемента. Причем этот дефицит образовался несегодня, онсуществует уже давно –с2003–2005 годов. Нодосих пор нет хоть каких-то значительных подвижек врешении данной проблемы. Можно, конечно, доставлять цемент изКитая иавтотранспортом, ноэто неслишком выгодно. Затраты наперевозку подобным способом значительно увеличат конечную стоимость продукции, даиобъемы, перевезенные автомобилями, немогут быть значительными.

Мера №3. Цементная биржа

«Нами подготовлено постановление оборганизации биржевой торговли цементом, –отметил г-нОразбаков. –Сейчас ведем переговоры сбиржевиками: насколько они готовы быстро развернуть торговлю цементом набирже».

Мера, безусловно, неплохая, но, как ипредыдущие, весьма запоздалая. Создание подобной биржи было бысвоевременным 5лет назад, когда наблюдалось перепроизводство цемента. Сейчас жеэта мера приведет ктому, что деньги сменее доходных рынков, например стагнирующего рынка жилья, перетекут нарынок цемента. Вэтом случае говорить оснижении цен наданный строительный материал сложно, если вообще возможно.

Вряд липланируемая биржа сможет стать регулятором поставок потребителям –должны появиться фьючерсы. Вэтом случае фактор сезонности небудет играть значительную роль. Ноинаданном этапе для цементников нет такой проблемы, как сезонный спад спроса. Так как основные –прямые –покупатели оплачивают продукцию за3−6месяцев вперед иимеют сзаводами годовые контракты. Причем цена, которую они платят, непревышает 15тыс. тенге (для наиболее дорогих марок цемента) и10тыс. (для обычных) плюс транспортная составляющая. Вданное время она составляет около 10% (ранее этот показатель был науровне 30%). Тоесть существующие сейчас цены позволяют расширить круг поставщиков.

Возникает идругой вопрос: каким образом правительство намерено привлечь производителей набиржу? Используя административный ресурс? Потому что, скорее всего, большая часть производителей неособо заинтересована вэтом, уних нет излишек, которые выгодно было быпродавать набирже. Даибиржевой товар должен быть доставлен точно всрок. Однако, учитывая наши проблемы свагонным парком, этого происходить небудет. Заводы откажутся работать сжелезнодорожным транспортом ибудут продавать цемент наусловиях франко-завод, озаботив потребителя проблемами позаказу вагонов.

Лирическое отступление. Цементный сговор

Насегодняшний день на4казахстанских производителей («Састобе Цемент» врасчет неберется, так как производит около 100–150 тыс. тонн цемента) приходится неменее 10импортеров.

Поэтому заявления оцементном сговоре, мягко говоря, беспочвенны. Вряд ливусловиях острейшего дефицита казахстанских производственных мощностей итакой конкуренции возможен ценовой сговор между двумя производителями –«Семейцементом» и«Восток-Цементом», которым неудалось консолидироваться всложный для всей отрасли момент, асейчас вэтом просто нет необходимости. Тем более невозможен сговор имежду четырьмя казахстанскими заводами.

Кстати, Ассоциация застройщиков невпервый раз обвиняет цементников всговоре. В2005году АЗК уже писала подобное письмо наимя министра индустрии иторговли. Доводы были примерно теми же: за1месяц цены нацемент подскочили более чем на100% –с8до18тыс. тенге. Причем строители говорили, что это поставит под угрозу реализацию Государственной жилищной программы. Врезультате разбирательства сцелью недопущения срыва выполнения Государственной жилищной программы между всеми цементными заводами икомитетом построительству Мининдустрии был подписан документ, вкотором оговаривалось, что заводы будут поставлять цемент поценам заводов застройщикам, выигравшим тендер настроительство жилья врамках госпрограммы. Ноотчего-то ниодна строительная компания, выигравшая тендер, так инепожелала воспользоваться этой возможностью.

Нерадужные перспективы

Сейчас мы«проектируем» для себя на3–5−летнюю перспективу другую ситуацию: перепроизводство цемента, как следствие, значительное снижение цен испад вцементной отрасли. Так как если будут реализованы все проекты, даеще модернизированы уже существующие мощности, топроизводство составит неменее 11,5 тонны, апотребление при самом оптимистичном сценарии –10–10,5 (этот расчет основан натом, что при благоприятной экономической обстановке встране потребление цемента надушу населения составляет 500–700 тонн). При перепроизводстве этого строительного материала его цена может упасть до42–45 долларов затонну (себестоимость+20% прибыли). Инаша цементная отрасль опять окажется вплачевном состоянии, потому что все сегодняшние инвестиционные проекты строительства новых цементных заводов рассчитаны насегодняшние цены вусловиях существующего дефицита цемента.

Валентина Палаичева


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии