Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Законность исполнения уголовных наказаний - под надзором прокуратуры

Фото : 17 июля 2007, 17:16

Одним из основных направлений деятельности прокуратуры является надзор за законностью исполнения уголовных наказаний.

При этом прокурорский надзор нацелен не на отстаивание интересов органов уголовно-исполнительной системы или осужденных, а на неукоснительное соблюдение закона и установленного им баланса между возможностью реализации прав, свобод осужденных и необходимостью их существенного ограничения.

Основным объектом прокурорских проверок является Комитет уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - КУИС), его органы и учреждения.

Результаты последней, проведенной в июне текущего года проверки свидетельствуют о том, что, несмотря на значительное увеличение финансирования и сокращение численности осужденных, КУИС при исполнении наказаний в целом не обеспечивается надлежащее состояние законности и правопорядка.

Наблюдается значительный рост преступлений среди сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Если в 2005 и 2006 годах к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлечены соответственно 13 и 17 сотрудников, то лишь за 5 месяцев текущего года в отношении них возбуждено 23 уголовных дела (находятся в стадии расследования).

Установлены случаи укрытия фактов группового членовредительства.

Так, с целью создания видимости благополучия укрыт факт группового членовредительства в учреждении ЗК-169/5 УКУИС по Кызылординской области, где 25 апреля 2007 года в знак протеста против действий администрации учреждения 11 осужденных нанесли себе резаные раны.

Вместо работы по установлению правопорядка в учреждении ЛА-155/8 УКУИС по Алматинской области все силы были приложены к перепрофилированию данной колонии в колонию особого режима.

В этом перепрофилировании не было никакой необходимости, поскольку в Республике имеется 5 колоний особого режима, где при лимите наполнения 4110 содержится всего лишь 2997 осужденных.

В южном регионе для содержания осужденных указанной категории имеется учреждение ЖД-158/7 УКУИС по Жамбылской области, где на сегодня пустует более 200 мест.

Следует отметить, что до 2006 года половина осужденных в нарушение требований статьи 68 УИК РК отбывали наказания не по месту жительства, а в исправительных учреждениях других регионов.

Только после вмешательства Генеральной прокуратуры осужденные стали направляться в колонии по месту жительства.

В данном же случае перепрофилирование колонии повлекло за собой перевод для отбывания наказания в другие регионы страны более 1000 осужденных, проживавших в южных областях. Такое решение руководства Министерства юстиции, повлекшее нарушение требований ст.68 УИК РК, трудно поддается логическому объяснению.

Состояние медицинского обслуживания осужденных также не может быть признано удовлетворительным.

При потребности 510 единиц медицинского оборудования и инвентаря, в наличии имеется только 262, износ которых составляет 72%.

В регионах еще не начали функционировать соответствующие центры по социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Между тем, серьезная работа в данном направлении может оказать существенное содействие снижению рецидивной преступности.

С 1 января 2008 года должен быть введен в действие такой вид уголовного наказания, как «арест». Однако Министерством юстиции не было сделано ничего для его реализации, а напротив, вносятся предложения об исключении «ареста» из видов наказаний.

Не разработаны современные типовые проекты, единые стандарты и подходы к строительству новых исправительных учреждений, а большинство вновь возводимых учреждений строятся на базе законсервированных гражданских объектов. Ряд исправительных учреждений и следственных изоляторов представляют угрозу здоровью и жизни осужденных, поскольку являются временными строениями и эксплуатируются свыше 60 лет.

В одной трети исправительных учреждений инженерно-технические средства охраны морально и физически устарели.

До сих пор деятельность органов и учреждений КУИС не определена специальным законодательным актом либо разделом УИК РК, до последнего времени КУИС применялся нормативный акт, регулирующий прохождение службы в органах внутренних дел.

По результатам проверки Министру юстиции Республики Казахстан внесено представление об устранении нарушений законности и способствующих им причин и условий. Всего за истекший период 2007 года Генеральной прокуратурой в различные государственные органы внесено 10 представлений об устранении нарушений законности.

Следует отметить, что по настоящее время уполномоченными органами разработан документ, отчетливо определяющий концепцию развития уголовно-исполнительной системы, устанавливающий долгосрочные цели и задачи их деятельности.

В свою очередь, органы прокуратуры высказываются за переход от «лагерного» типа содержания осужденных к «камерному», обеспечивающего большую степень независимости осужденного от окружающей его среды.

Изучение международного опыта свидетельствует о большей степени защищенности осужденного, его прав и свобод при «камерном», то есть раздельном содержании.

Предоставление осужденному возможности общаться с окружением по своему усмотрению, на наш взгляд, значительно снизит негативное воздействие преступной среды на лиц, искренне стремящихся встать на путь исправления.

Детальному обсуждению этого и других концептуальных вопросов развития уголовно-исполнительной системы, прокурорского надзора и предварительного расследования уголовных дел будет посвящена международная научно-практическая конференция, проведение которой намечено на октябрь текущего года в Алматы с участием министерств юстиции и внутренних дел, Центра ОБСЕ в Алматы, международного общественного объединения «Международная тюремная реформа» и других правозащитных организаций.

В соответствии со статьями 7 и 99 УИК РК общественно-полезный труд обязателен для осужденных к лишению свободы и является одним из главных средств их исправления.

Однако по состоянию на 1 июня 2007 года из 36 тысяч трудоспособных осужденных на оплачиваемых работах занято лишь 12,6 тыс. или 35%.

В результате необеспеченности осужденных работой не исполняются судебные приговоры в части возмещения ущерба, причиненного преступлением. Осужденные по искам имеют задолженность порядка 3,2 млрд. тенге, из которых погашено около 26 млн. тенге, то есть всего 0,8%.

По этому поводу хотим еще обратить ваше внимание на деятельность территориальных РГП «Енбек» Комитета уголовно-исполнительной системы Минюста.

Эти предприятия созданы с целью привлечения осужденных к труду, что является одним из ключевых средств исправления.

Но как показывают прокурорские проверки, подразделения РГП «Енбек» не справляются с возложенными на них задачами.

Из года в год растет кредиторская задолженность предприятий, которая уже превысила миллиард тенге. Дебиторская задолженность составляет около полумиллиарда тенге.

Шесть из девятнадцати предприятий признаны несостоятельными должниками.

Два предприятия - «Енбек-Алмаз» и «Енбек-Гранит» - ликвидированы.

На грани банкротства находятся РГП «Енбек-Астана» и «Енбек-Кокшетау».

Между тем, затраты на содержание «тюремного населения» растут постоянно.

Если в 2002 году на содержание осужденных было выделено шесть миллиардов четыреста миллионов тенге, то в 2007-ом - уже около двадцати двух миллиардов. То есть больше чем втрое. На этом фоне численность тюремного населения сократилась на треть - с шестидесяти пяти до сорока четырех тысяч.

Двадцать одна тысяча осужденных не работает и находится на содержании государства, тогда как при обеспечении их оплачиваемой работой большая часть средств могла бы стать возвратной для бюджета.

Отсутствие работы влечет за собой неисполнение судебных приговоров в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Задолженность осужденных по судебным искам составляет порядка трех миллиардов тенге.

Но при этом даже работающие осужденные не получают заработной платы, с которой можно было бы производить необходимые удержания. Задолженность предприятий перед осужденными по заработной плате превышает сто миллионов тенге. Эти средства могли пойти на погашение исков потерпевших и задолженностей по алиментам, на приобретение осужденными товаров личного пользования и так далее.

Многие предприятия начисляют заработную плату ниже суммы, установленной законом (девять тысяч двести тенге).

Средняя заработная плата по территориальным подразделениям «Енбек» составляет четыре тысячи четыреста тенге.

Практически во всех территориальных РГП нарушается законодательство о государственных закупках.

К примеру, в конце марта т.г. приказом председателя КУИС РГП «Енбек-Кокшетау» было определено поставщиком продуктов питания в исправительные учреждения и следственный изолятор Акмолинской области.

Несмотря на то, что РГП не является производителем зерновых культур и не имеет поголовья скота, достаточного для снабжения исправительных учреждений, ему было отдано предпочтение на поставку всего объема продуктов питания.

При этом не было учтено, что потенциальный поставщик должен являться платежеспособным, не подлежать ликвидации, на его имущество не должен быть наложен арест, а его финансово-хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена.

Между тем, начиная с 2005 года, в отношении данного РГП возбуждены 43 исполнительных производств, которые находились на исполнении в Кокшетауском территориальном участке.

Кроме того, на денежные средства РГП, находящиеся и поступающие на расчетный счет в одном из банков, был наложен арест.

Прокурорскими проверками также выявлен факт, когда руководитель и бухгалтер предприятия «Енбек-Семей» Чемисов и Подолякина извлекали личную выгоду из деятельности предприятия. Они использовали документы рабочих, подделали их подписи и создали четыре лжепредприятия, которые на протяжении трех лет (2003-2005 гг.) признавались победителями конкурсов государственных закупок. Фактически весь закуп стройматериалов и проведение строительно-монтажных работ осуществлялись под контролем Чемисова. Это обстоятельство указывает на поверхностный ведомственный контроль за финансовой деятельностью предприятия.

По данным фактам было возбуждено семь уголовных дел, которые объединены в одно производство. В настоящее время дело приостановлено в связи с розыском обвиняемых Чемисова и Подолякиной.

По всем нарушениям, выявленным в деятельности РГП «Енбек», Генеральный Прокурор направил представление на имя Министра юстиции. Представление уже рассмотрено. В официальном ответе Минюста сообщается о мерах, принимаемых для устранения нарушений законности. К дисциплинарной ответственности уже привлечены директора предприятий «Енбек-Актау» Койлыбаев, «Енбек-Кокшетау» Хамзин, «Енбек-Кызылорда» Абасилов. Наказан также заместитель начальника по общим вопросам Управления КУИС по Южно-Казахстанской области Мусаев.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии