Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Культура должна стать гуманитарным кластером новой национальной инновационной экономики - Ермухамет Ертысбаев

Фото : 18 июля 2007, 10:58

АСТАНА. 18 июля. КАЗИНФОРМ /Марат Манаспаев/ - Как сообщал Казинформ, вчера на заседании Правительства министр культуры и информации РК Ермухамет Ертысбаев представил шесть прорывных проектов, разработанных возглавляемым им ведомством, которые знаменуют собой начало нового этапа в развитии отечественной культуры. Подробнее о них в беседе нашего корреспондента с главой МКИ.

- Ермухамет Кабидинович, в своем докладе на заседании Правительства Вы отметили, что нам удалось восстановить и аккумулировать богатейший потенциал сферы культуры. Какие дальнейшие шаги необходимо предпринять, чтобы закрепить достигнутое?

- Экономический рост последних лет создал условия для решения накопившихся проблем. Показательным стал 2007 год, когда благодаря поддержке Главы государства и Правительства, бюджет Министерства был увеличен в сравнении с 2006 годом на 60% и составил 40,3 млрд. тенге.

Благодаря этому, а также успешному завершению президентской программы «Мәдени мұра», удалось в целом преодолеть спад в сфере культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры. Сейчас мы действительно восстановили и аккумулировали богатейший потенциал.

Приведенные в докладе цифры были вчера размещены на сайте Казинформа в материалах с заседания Правительства, поэтому не буду их повторять. Скажу только, что на сегодня созданы все необходимые предпосылки для начала радикального обновления государственного регулирования в сфере культуры согласно Посланию Главы государства «Новый Казахстан в новом мире», среднесрочной правительственной программе модернизации и проводимой административной реформе.

Именно поэтому нынешнюю ситуацию в сфере культуры можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа ее развития.

Миссией Министерства на новом этапе является формирование современной общенациональной культурно-информационной среды, интегрированной в глобальное культурно-информационное пространство и отвечающей стандартам наиболее конкурентоспособных стран мира.

Главной целью деятельности Министерства станет: создание гибкой, мобильной и эффективной системы управления, основанной на современных принципах и стандартах, целевых показателях, и ориентированной на конкретный результат. Для достижения главной цели мы определили пять ключевых задач.

Первая. Совершенствование системы менеджмента министерства путем административного реформирования. Обеспечение рационального использования бюджетных расходов и эффективного контроля за ними.

Вторая. Реформа системы менеджмента в сфере культуры в соответствии с современными требованиями и вывод ее приоритетных направлений на уровень благоприятного рыночного функционирования с высокой долей применения современных технологий, инноваций.

Третья. Повышение конкурентоспособности информационного пространства, создание правовых и организационных условий для развития средств массовой информации, издательского и архивного дела в русле передовых мировых тенденций. Укрепление информационной безопасности.

Четвертая. Создание условий для дальнейшего укрепления внутриполитической стабильности в стране путем развития демократических процессов, воспитания казахстанского патриотизма и уважения к государственным символам, обеспечения межнационального мира и согласия.

Пятая. Совершенствование языковой политики. Расширение сферы применения государственного языка и укрепление его статуса. Создание условий для поэтапной реализации культурного проекта «Триединство языков».

В новой системе менеджмента, которую мы внедряем, культура рассматривается как один из базовых регуляторов, влияющих на социально-экономическое развитие страны, области, района. Она становится не просто досадным и обременительным комплексом сети культурных учреждений, а мощной созидающей силой. Культура должна стать гуманитарным кластером новой национальной инновационной экономики.

- Практическое воплощение в жизнь этих задач министерство связывает с реализацией шести высокотехнологичных прорывных проектов. Расскажите, пожалуйста, коротко о них.

Первый из них - внедрение цифрового телерадиовещания.

В настоящее время Министерство завершает работу над соответствующей программой, рассчитанной на 2008-2015 гг. и нацеленной на создание организационно-правовых условий для перехода от нынешнего аналогового в цифровой формат вещания.

В результате реализации данного проекта Казахстан не только на пространстве СНГ, но и в сравнении со многими европейскими странами первым получит новейшую систему телевещания, каждый отечественный цифровой телеканал получит возможность резкого расширения территории вещания вплоть до трансляции на всю страну, а также создания нескольких тематических каналов в рамках одной частоты.

Кроме того, качественно улучшатся аудио-визуальные характеристики телевидения. Это будет один из крупных и действенных шагов в сторону информационного общества, создание которого является стратегической задачей, поставленной Главой государства. Кроме того, мы создадим конкурентную среду, предполагающую отсутствие медиа-монополий.

Реализация проекта предполагает создание государственного оператора, который будет транслировать социальный пакет и создавать условия для формирования частного рынка цифровых телекоммуникаций. В качестве сопутствующих услуг будут предоставляться услуги доступа к Интернету и иные интерактивные услуги, что в целом увеличит его экономическую привлекательность.

Предварительная стоимость данного проекта - порядка 1 млрд. долларов США. Комплексный, мультипликативный срок окупаемости проекта - 10 лет после его реализации.

Второй прорывной проект - создание глобальной мультисегментной информационно-вещательной сети на базе государственной телерадиокорпорации «Казахстан».

Суть проекта заключается в создании крупнейшего в Центральной Евразии информационного агентства (по типу Рейтерс, ВВС, Вести-Россия) с дополнительными тематическими каналами международного вещания (новости, культура, образование, спорт и др.).

Эта структура будет устойчивой и стабильной в финансовом плане за счет продажи на мировых медиа-рынках информационного продукта, освещающего жизнедеятельность таких регионов, как СНГ, страны Центральной Евразии, Ближнего и Среднего Востока.

Данная структура будет нацелена прежде всего на удовлетворение информационного интереса стран нашего континента. Вещание сети будет производиться посредством аренды спутников над непосредственно освещаемыми регионами и стратегическими для нас странами мира.

В результате мы сможем получить мощный инструмент проведения информационно-идеологической политики нашего государства на международном уровне.

По предварительным подсчетам для реализации этого проекта потребуется порядка 500 млн. долларов США. Срок окупаемости - 15 лет.

Третий прорывной проект - это строительство новой суперсовременной кинопроизводящей базы, отвечающей всем уровням требований ХХІ века.

Сравнительный анализ состояния и перспектив киностудии показал, что «Казахфильм», несмотря на то, что является единственным в стране кинокомплексом, не выдерживает конкуренции с российскими, китайскими, восточноевропейскими партнерами.

По оценке независимых западных экспертов («Ралей Филм Анд Телевижн Студиос» из США), техническое оснащение киностудии, несмотря на замену в последние годы оборудования отдельных технологических звеньев, находится на уровне прошлого века и требует радикальных мер.

Параметры павильонов настолько несовременны, что любая попытка модернизации будет сопряжена с колоссальными финансовыми затратами.

Кроме того, быстрорастущие темпы застройки города Алматы лишили «Казахфильм» былых преимуществ: расположение вдали от индустриального шума и других помех.

Уже сегодня коммунальные нужды города требуют отчуждения части территории «Казахфильма». В этих условиях необходим перенос киностудии на новое место недалеко от Алматы и строительство нового, современного кинопроизводящего комплекса.

Соответствующий проект Министерством уже подготовлен. Новая киностудия позволит производить теле-, видеопродукцию любого формата (телесериалы, телешоу и др.), что является обязательным условием для современного кинокомплекса.

Благодаря строительству новой киностудии улучшится инфраструктура в окрестностях Алматы (дороги, коммуникации и др.), будут созданы новые рабочие места для сельского населения.

Цена вопроса - порядка 300 млн. долларов США. Мы планируем, прежде всего, привлечь внебюджетные средства. Продажа по рыночной стоимости земельного участка, на котором находится нынешний «Казахфильм», может обеспечить до 80% всех средств, необходимых для строительства и технологического оснащения, остальные 20% - частные инвесторы.

Три других прорывных для министерства проектов - это создание единой информационной библиотечной системы Казахстана; «Культурный проект: триединство языков» , а также проект создания Национального информационно-ресурсного центра развития НПО. Оценочная стоимость этих проектов - 100 млн.; 150 млн. и 20 млн.долларов США, соответственно.

- Господин министр, реализация всех этих проектов потребует серьезного финансирования со стороны государства. Удалось ли Вам убедить членов Правительства в необходимости значительного увеличения финансирования культурной сферы?

- Действительно, наши четкие планы по реформе и модернизации отрасли не могут быть реализованы без решения основного вопроса - достаточного финансирования. В удельном весе расходы республиканского бюджета в 2007 году составили на культуру 0,2% к ВВП, на информационное пространство 0,1% и на языковую политику 0,01%.

Много это или мало? Для ответа на этот вопрос достаточно взглянуть на объемы финансирования отрасли культуры зарубежных стран, занимающих устойчивые позиции в клубе пятидесяти конкурентоспособных государств мира.

Например, в 2006 г. в Казахстане бюджет министерства на культуру составлял 0,1% от ВВП. В этот же период объем финансирования культуры к примеру в Ирландии составил 2,99%, в Португалии -1,23%, и в Финляндии - 1,12%. По данному показателю экономически успешный Казахстан отстает даже от стран СНГ.

С учетом зарубежного опыта, а также четкой системы мер по модернизации отрасли, считаем крайне важным для достижения реальных результатов, довести поэтапно объемы финансирования отрасли культуры, информации и языков к 2012 году до 1% от ВВП. Это одно из важнейших условий вхождения страны в число 50 передовых государств.

Кроме того, для эффективного решения задач, связанных с развитием сферы культуры в регионах, особенно в сельской местности, мы предлагаем рассмотреть возможность направления на эти цели определенного процента (например, порядка 3-х) от доходов социально-предпринимательских корпораций.

И, наконец, последнее. Бюджетная заявка на 2008 год нацелена на реализацию наших проектов, а также достижение разработанных нами целевых показателей и индикаторов развития.

В целом она учитывает все предъявляемые для бюджетов требования и критерии. Обнадеживает тот факт, что на прошедшем вчера заседании Правительства Премьер-Министр в целом поддержал наши инициативы, такую же поддержку мы ощущаем и со стороны Главы государства. Это, на мой взгляд, отвечает духу установок Президента страны, неоднократно им высказываемых, о том, что «за процветанием экономики должны последовать расцвет культуры и искусства, казахского языка, традиций и жизненной философии нашего народа».

- Спасибо за интервью.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии