Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Широкий спектр национальных интересов

Фото : 18 июля 2007, 11:06

Широкий спектр национальных интересов

На прошлой неделе тема национальной безопасности стала своеобразным лейтмотивом в тематическом дивертисменте отечественных СМИ. В канун празднования 15-летия образования КНБ РК явление это выглядело закономерным. Между тем понятие «национальная безопасность» комплексно и многогранно. И было бы наивно полагать, что обеспечивать эффективную реализацию столь важной государственной функции способно одно только специализированное ведомство. О том, какие механизмы задействуются в процессе защиты и «продвижения» национальных интересов Казахстана, а также о том, насколько широк их спектр, наша беседа с секретарем Совета безопасности РК Бериком ИМАШЕВЫМ.

Фото «КП»

— Берик Мажитович, вы работаете секретарем Совета безопасности с января текущего года. Ранее, в 2003—2005 годах, занимали должность заместителя. То есть эта сфера деятельности вам хорошо знакома. В феврале состоялось очередное заседание Совета безопасности, основные итоги которого были опубликованы в прессе. Однако для многих остается загадкой, чем занимается аппарат секретариата между заседаниями?

— Вы правы, сфера обеспечения национальной безопасности страны очень масштабна и разнообразна. Но сразу отмечу, что нашими сотрудниками изучаются все аспекты и направления данного процесса. При этом в отличие от органов Правительства или других структур главная задача аппарата Совета безопасности — проведение непрерывного мониторинга состояния безопасности Казахстана, своевременное выявление и анализ существующих и потенциальных угроз и проблем, подготовка соответствующих рекомендаций Главе государства. Разумеется, эта работа осуществляется в тесном взаимодействии с другими заинтересованными государственными органами, исходя из их функций.

Для решения указанных задач в нашем аппарате работают аналитики, имеющие профессиональный опыт в различных сферах государственного управления. За последние годы сложился стабильный коллектив, создана собственная сильная аналитическая школа.

Таким образом, наша роль заключается в концентрации внимания к узловым проблемам, требующим коллегиального обсуждения в рамках заседаний Совета безопасности, а также в регулярном информировании Главы государства о состоянии безопасности в стране, выявленных негативных тенденциях и возможных мерах противодействия им.

В этой связи хочу подчеркнуть, что решения Совета безопасности, о которых сообщается в СМИ, — это результат длительной подготовительной работы, рабочих совещаний, изучения международной практики и мнений отечественных экспертов и предложений государственных органов.

— Согласно сложившейся мировой практике подобного рода деятельность в основном имеет закрытый характер. И все же не могли бы вы привести некоторые подтверждения ее «продуктивности»?

— Некоторые — мог бы. К примеру, в феврале текущего года мы направили Главе государства аналитическую записку, в которой акцентировали внимание на необходимости тщательного изучения проблемы водообеспечения Казахстана. Не секрет ведь, что в отличие от минерально-сырьевых ресурсов, которыми богаты наши недра, дефицит воды может стать и уже становится серьезной проблемой. В бытность СССР прорабатывался вопрос о переброске части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию, но под натиском ангажированного общественного мнения этот проект был положен под сукно. Однако с тех пор ситуация с водообеспечением Казахстана только усугубилась.

Поэтому мы внесли предложение вернуться к проблеме, но, естественно, тщательно просчитав все возможные технико-экономические обоснования, взвесив не только их экологические, но и политические риски.

Сразу оговорюсь, речь не идет о реанимации бывших советских проектов. За прошедшие годы многое изменилось, начиная с распада Союза и образования Содружества Независимых Государств. Поэтому необходимо взглянуть на проблему по-новому, исходя из реальных потребностей экономики и населения Казахстана и других государств Центральной Азии. Возможно, нам удастся использовать особенности рельефа, чтобы снизить общие затраты и сроки строительства. Например, рассмотреть маршрут через Тургайский прогиб, соединяющий Западно-Сибирскую и Туранскую низменности. Таким образом часть стока российских рек могла бы дойти до северной части Аральского региона.

В апреле нами внесено предложение по возможному участию Казахстана в проекте строительства нового воднотранспортного маршрута, соединяющего Каспийский и Азово-Черноморский бассейны, длиной примерно 700 километров. Актуальность и привлекательность проекта для нашего государства очевидна: мы смогли бы получить альтернативу существующему маршруту через Волго-Донской канал, у которого и пропускная способность по грузоподъемности судов меньше, и период навигации короче. На существующем канале имеется большое количество шлюзов, что объективно снижает скорость движения судов, а протяженность трассы намного длиннее, чем по альтернативному варианту.

Реализация же нового проекта позволит нам иметь новый транспортный коридор в Мировой океан, следовательно, увеличить транзитный потенциал Казахстана. С другой стороны, долевое участие нашей страны и других заинтересованных государств в строительстве канала «Евразия» позволит рассматривать этот путь как объект совместной собственности, эксплуатация которого должна осуществляться на паритетных условиях.

Кроме того, возможно сокращение времени прохода через внутренние водные пути России и, соответственно, транспортных издержек, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность казахстанских морских перевозок.

Оба упомянутых предложения были поддержаны Главой государства, по ним Правительство получило соответствующие поручения. И, как известно, 10 июня на пленарном заседании Санкт-Петербургского международного экономического форума Нурсултан Абишевич заявил о нашей заинтересованности в обоих проектах. А на заседании Совета иностранных инвесторов 15 июня Президент страны подчеркнул, что у Казахстана есть все предпосылки, чтобы стать важным межрегиональным транзитным центром.

Мы также исполняем личные поручения Главы государства. Например, в апреле была поставлена задача изучить вопрос о внедрении в Казахстане единого телефонного номера для вызова спасательных и других экстренных служб. При этом речь идет не просто о замене привычных номеров «01», «02», «03», «04» и в некоторых городах «051», а о создании целостной системы, обеспечивающей оперативное реагирование, эффективное взаимодействие привлекаемых сил и средств, слаженность совместных спасательных действий.

Главным результатом должно стать обеспечение удобства для населения, то есть наличие доступа к экстренным службам из любой точки Казахстана и со всех типов телефонных аппаратов, включая мобильные.

— Аналогичные единые номера существуют во многих странах мира: в США и Канаде — «911», в Европейском союзе — «112»...

— Совершенно верно, и работают они эффективно. Поэтому, принимая во внимание организационные и технические проблемы, связанные с созданием в стране единой дежурно-диспетчерской службы, нами предложено разработать и реализовать среднесрочную комплексную программу. В этой связи Президент страны Н. А. Назарбаев дал соответствующее задание Правительству.

— Как мы уже отметили, содержание работы Совета безопасности обычно широко не освещается в СМИ. Однако повестки дня некоторых заседаний (например, февральского этого года) не только подробно комментировались, но и получили широкий общественный резонанс. Есть ли какие-либо критерии, позволяющие определить степень «публичности» работы Совета безопасности?

— Конечно, есть. Это проблемы, имеющие большой общественный резонанс, такие, например, как коррупция, наркобизнес и наркомания, регулирование деятельности национальных компаний, дорожная безопасность, распространение ВИЧ-инфекции. Они, безусловно, должны обсуждаться публично. Здесь главным критерием является обеспечение доступности к информации, затрагивающей интересы наших граждан.

С другой стороны, информация по вопросам внешней и оборонной политики, деятельности спецслужб, некоторым другим направлениям национальной безопасности будет и впредь ограниченной, доступной только тем лицам, которые непосредственно занимаются проблемами. Так принято во всех государствах мира.

Кроме того, отдельные вопросы, такие как стратегия национальной безопасности или военная доктрина, могут быть не вполне понятными широкой общественности. Вместе с тем могу заверить, что все решения, принимаемые Советом безопасности, важны и актуальны для страны.

— Встречаетесь ли вы с представителями других стран и международных организаций в статусе секретаря Совета безопасности РК?

— За время пребывания в настоящей должности у меня был ряд таких встреч. Могу отметить участие в заседании секретарей советов безопасности государств — членов ШОС, которое прошло в мае в Бишкеке. Регулярные консультации секретарей совбезов также предусмотрены в формате ОДКБ.

Это дает возможность оперативно и на доверительной основе обсуждать с коллегами вопросы, представляющие интерес для наших государств.

Учитывая высокий уровень отношений Казахстана с Западом, мною проведены беседы со специальным представителем генерального секретаря НАТО по Центральной Азии и Кавказу Р. Симмонсом, помощником государственного секретаря США Р. Баучером, командующим Центральным командованием США адмиралом У. Фэллоном.

Поскольку по итогам этих встреч были опубликованы официальные сообщения, не буду останавливаться на их подробностях. Единственное, что хочу добавить: было очень приятно слышать весьма лестные отзывы о роли нашей страны в обеспечении региональной безопасности и успехах отечественной экономики.

В марте я принял участие в международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество Республики Казахстан: реалии, задачи и перспективы», где выступил с докладом «О взаимодействии Республики Казахстан с государствами Центральной Азии в сфере безопасности».

При этом среди приоритетов нашей совместной деятельности с центральноазиатскими партнерами была отмечена важность борьбы с наркобизнесом. В настоящее время при содействии ООН в Алматы создается региональный международный информационный центр (ЦАРИКЦ), который будет координировать совместную антинаркотическую деятельность в Центральной Азии. Участниками ЦАРИКЦа являются все государства Центральной Азии, а также Россия и Азербайджан.

Другим важным направлением является выработка коллективных механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации. В частности, речь идет о создании и размещении в Казахстане центрально-азиатского регионального координационного центра, что позволит сформировать комплексную систему раннего предупреждения и оповещения о чрезвычайных ситуациях. Также следует отметить вопросы открытия в Алматы регионального представительства офиса ООН по координации гуманитарных операций и связанного с этим размещения на юге Казахстана транзитной базы для хранения и распределения международной гуманитарной помощи.

Необходимость данных мер очевидна. Центрально-Азиатский регион, а также близлежащий Афганистан подвержены природным стихийным бедствиям: землетрясениям, селям, паводкам, оползням. К сожалению, нельзя исключать и возможность террористических актов на промышленных предприятиях стран региона. Собственных сил для ликвидации последствий таких чрезвычайных ситуаций может не хватить, поэтому важно заблаговременно привлечь в регион ресурсы международного сообщества, прежде всего ООН.

У нас есть аргументы в пользу размещения складов ООН, предназначенных для потребностей всех стран региона, именно в южной части Казахстана. В их числе наличие специализированных объектов, развитая транспортная инфраструктура, а также географическая близость к местам доставки гуманитарных грузов — продовольствия, палаток, теплых вещей, других предметов первой необходимости.

Кстати, данная идея позитивно воспринимается нашими зарубежными партнерами. Например, в ходе встречи с руководством Центрального командования США адмирал У. Фэллон заявил о полной поддержке казахстанского предложения.

— В настоящее время в Казахстане в стадию практической реализации вступает конституционная реформа, инициированная Главой государства. Имеются ли у вас определенные ориентиры в этой работе?

— Вопрос очень правильный. Сегодня нельзя допустить ослабления значения и эффективности проведенной конституционной реформы, которая, кстати, получила высокую оценку зарубежных экспертов. По их общему мнению, конституционные преобразования в Республике Казахстан — это смелый и точный шаг в развитии политической системы, гражданского общества.

Первого июня было оглашено ежегодное послание Конституционного совета Парламенту о состоянии конституционной законности в стране. В нем определена первоочередная конституционная задача — глубокая ревизия всей законодательной базы с целью ее приведения в соответствие с обновленным Основным законом. В настоящее время нашим депутатским корпусом завершена работа по внесению изменений и дополнений в четыре конституционных закона, которые наиболее тесно связаны с ключевыми нормами и положениями Конституции. Однако этим процесс законотворчества, безусловно, не ограничится.

Предстоит основательная работа по своевременному и полному развитию конституционных и правовых институтов, предусмотренных Конституцией в действующем законодательстве.

Поэтому на современном этапе одно из концептуальных мест в утверждении принципов конституционализма в стране необходимо отвести Конституционному совету — «телохранителю» Конституции и «второму законодателю» страны. Обязательность исполнения его рекомендаций и решений всеми государственными органами и должностными лицами не должна подлежать сомнению. Это будет соответствовать положениям Указа Президента «О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан» от 4 мая 2005 года.

— Очень неожиданная и по-своему свежая постановка вопроса дальнейшего совершенствования законодательства страны. Если я правильно поняла, таким образом вы ратуете за повышение правового статуса Конституционного совета в обществе и государстве?

— Я хотел бы внести ясность. Зачастую в пылу политических и научных дискуссий о том, как надо развивать национальное законодательство, мы совершенно необоснованно забываем о тех значительных возможностях, которыми обладает наш Конституционный совет в деле совершенствования действующего законодательства. В целом мировые тенденции отчетливо указывают на резко возросшую в последнее время роль органов конституционной юрисдикции. В выступлении на шестом заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ Глава государства на опыте наших соседей по СНГ четко обозначил значение органов конституционного надзора в обществе и государстве. Как видно из ситуации в этих странах (Украина, Кыргызстан), органы конституционной юрисдикции оказались последним бастионом перед волной конституционного популизма и одним из определяющих факторов нейтрализации политических кризисов.

Правовое положение Конституционного совета в нашей стране сегодня достаточно стабильно. Этот орган — один из центральных государственно-политических институтов страны наработал за годы своей деятельности определенную конституционную практику. Однако нельзя согласиться с таким порядком вещей, когда государственными органами не выполняются его рекомендации и решения по приведению законодательства в соответствие с положениями и нормами Конституции.

— А такое возможно?

— Да, такие факты имеют место на протяжении вот уже ряда лет. Например, в послании 2007 года Конституционный совет сделал вывод о том, что отдельные нормы Основного закона еще не получили достаточного законодательного развития. Не обеспечено и создание некоторых институтов, предусмотренных Конституцией.

Кстати, при этом никто не несет за это ответственности. Например, статья 362 Уголовного кодекса устанавливает ответственность за неисполнение судебных решений. Однако законодательством не регламентируется ответственность за неисполнение рекомендаций посланий и решений Конституционного совета, требующих законодательного реагирования. На мой взгляд, это недопустимое положение.

— Что вы предлагаете в этой связи конкретно предпринять?

— Представляется, что важно практически отрегулировать механизм исполнения решений и рекомендаций Конституционного совета. Наряду с нормами Конституции, законами и иными источниками права, данные рекомендации и решения создают нормы фактически действующего права и являются примерами реализации официальной конституционной доктрины — конституционного обычая (прецедента). Иначе говоря, результаты официального толкования норм Конституции в посланиях и решениях Конституционного совета обеспечивают переход текущего законодательства в другое качество без разрушения основы, духа и институтов Конституции. Поэтому они должны занять свое место в системе действующего права республики, то есть быть в официальном перечне нормативных правовых актов сразу за Конституцией. Данное положение следует распространить и на нормативные постановления Верховного суда страны.

— Достаточно ли указанных мер?

— В контексте изложенного, в целях обеспечения верховенства Конституции, принципиальным конституционным обычаем должен стать обязательный учет государственными органами при разработке проектов законов решений и рекомендаций Конституционного совета, а также активная практика их обращения в этот орган до принятия закона, если спор о его конституционности возникает уже в ходе обсуждения в Парламенте. При этом одним из обязательных действующих конституционных условий внесения проектов законов в Мажилис Парламента, предусматривающих сокращение или увеличение государственных расходов, должно быть также положительное заключение Правительства.

Послания и нормативные постановления Конституционного совета следует рассматривать в качестве одного из основных источников формирования Плана законопроектных работ Правительства на соответствующий календарный год.

— Согласно Конституции Совет безопасности является консультативно-совещательным органом, образуемым Главой государства. Его работу обеспечивает аппарат, входящий в структуру Администрации Главы государства. Какие еще силы привлекаются к обеспечению деятельности Совета безопасности?

— Я уже говорил, что наша работа была бы невозможной без активного взаимодействия с рядом государственных органов страны. Один только наш аппарат не смог бы справиться с огромным потоком перерабатываемой информации, ее анализом и подготовкой проектных решений по очень обширной тематике. Поэтому распоряжением Главы государства при Совете безопасности образован ряд межведомственных комиссий, например по вопросам внешней политики, военной, общественной безопасности, другим направлениям деятельности государства. Эти комиссии, руководимые, как правило, членами Совета безопасности, выполняют большую работу по проработке конкретных проблем, имеющих «отраслевую» специфику и наиболее актуальных в данный момент.

Инспекция Совета безопасности контролирует деятельность силовых структур, состояние их боеготовности, а также вопросы рационального использования бюджетных средств.

Недавно Президент страны Н. А. Назарбаев поддержал нашу инициативу о создании экспертного совета — органа, в котором предполагается участие видных ученых и практиков Казахстана. Вообще, хочу отметить, что привлечение экспертного сообщества к изучению и анализу проблем безопасности может стать серьезным подспорьем в поиске наиболее оптимальных путей их решения. Такая практика успешно применяется в мире. Например, в США частная корпорация «РЭНД» активно взаимодействует с правительственными институтами, и ее рекомендации используются при реализации официальной американской политики. Подобный опыт имеется и в Совете безопасности России, при котором действует Научный совет. Поэтому в настоящее время ведется проработка идеи создания экспертного совета, изучаются возможные кандидатуры его участников. Разумеется, будет учитываться и креативность кандидатов, их способность «генерировать» новые идеи и новые подходы.

В целом могу сказать, что процесс совершенствования стиля и методов работы Совета безопасности, поиска и использования новых инструментов, как и вообще в любой из сфер государственного управления, является перманентным.

Мы должны постоянно учиться, выбирая из опыта, наработанного и в мире, и у нас в стране, самое ценное и интересное, что можно было бы внедрить в Казахстане в области обеспечения национальной безопасности.

Ольга КАЗАНЦЕВА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии