Идеология национальная или государственная?

 

Досмухамед Кшибеков, академик НАН РК, доктор философских наук

Идеология национальная или государственная? (Досмухамед Кшибеков, академик НАН РК, доктор философских наук)В связи с резко возросшим национальным самосознанием, часто приходится слышать рассуждения о национальной идее, национальном духе, национальной идеологии. Это хорошо, но хотелось бы все-таки, чтобы рассуждающие об этом люди четко уяснили для себя терминологию в ее общепринятом научном аспекте. Тогда удалось бы избежать многих ошибок и рассуждения не уводили бы в сторону от продуктивного пути.

Вот свежий пример. В статье «Бәсекеге берiкпiз бе?». «Конкурентны ли мы?». («Егемен Казахстан» 2007г., 12 марта) Дулат Исабеков специально рассмотрел отдельным параграфом вопрос «Что такое национальная идеология?». Сразу хочу заметить, что в полинациональном государстве, каким является Казахстан, идеология не может быть национальной, она может быть лишь общенациональной, государственной.

Наш известный писатель прямо не отрицает идеологию, однако пытается заменить ее национальным духом, хотя национальный дух, национальная идея, этническое чувство и идеология - не синонимы, а разные понятия. Если первые три формируются стихийно, бессознательно, то идеология, будучи наивысшей формой общественного сознания, не возникает стихийно, а создается идеологами, лидерами государств. В ней анализируется прошлое, обобщается настоящее, делается прогноз на будущее. Согласно идеологии разрабатываются программы развития, вырабатывается политика, принимаются законы, даже Конституция страны.

Автор пишет: «Ұлттық рух адам бойына ұлттық дәстүрмен, ұлттық мәдениетпен, ұлттық әдебиетпен енедi - Национальный дух внедряется национальной традицией, национальной культурой, национальной литературой». Здесь надо было бы сказать - не внедряется, а формируется. Это как раз путь формирования национальной идеи. Она устойчива, не изменяется и берет начало в родных краях, впитывается с молоком матери, укрепляется затем языком, пословицами и поговорками, обычаями, традициями, фольклором - постепенно превращаясь в национальный дух, в ментальность этноса.

Автор продолжает: «Ұлттық рух өз тарихыңды бiлуде, оны қастерлеуде ғана емес, өз ойымен түсiнуде, өзгелерден кем емес екенiңдi ойымен, iсiнмен дәлеледеуде». Национальный дух - это не только знание своей истории, ее уважение, но и умом, делом доказательство, что ты не хуже других». Да, это так. Никто не станет возражать, но все то, о чем он пишет, никак не может заменить идеологию. На уровне этнического чувства, национальной идеи, национального духа управлять государством невозможно.

По автору получается, что идеология - порождение марксизма. Это совершенно не так. Понятие идеологии существовало и до Карла Маркса. В социуме она существовала всегда. Причем, в каждой стране со своими особенностями, со своими отличительными признаками. В США, скажем, как известно две основные политические партии - республиканская и демократическая. Они борются за власть в стране, но идеология у них одна -дальнейшее укрепление престижа США в современном мире, расширение влияния в мире. Мы можем эту идеологию критиковать, но американцы считают ее совершенной.

Автор критикует коммунистов времен Советского Союза. Осмелюсь заявить, что не все было плохо! Я, например, и сейчас обеими руками голосую за идеологию интернационализма, патриотизма, но выступаю против фашизма, национализма, расизма, против господства одной нации над другой. И в нашей стране большинство поддерживает идеологию гуманизма, дружбы и сотрудничества со всеми народами, мы выступаем за добрососедские отношения.

Приходится часто слышать по радио, телевидению, встречать в газетах термин «национальная идеология». На мой взгляд, к нему надо относиться осторожно. Дело в том, что в современных условиях трудно найти страну с мононациональным составом, за исключением, может быть Японии. Подавляющее большинство государств в своем составе полинациональны. А если в стране проживают представители разных национальностей, то у каждой из них есть национальная идея, связанная со своим языком, собственными историей и культурой. Но среди прочих одна нация является, как известно, доминирующей, государствообразующей. В Китае - китайцы, во Франции - французы, в Германии- немцы, в Казахстане - казахи. Эти народы дают имя своей стране. Все государственные символы - флаг, герб, гимн, деньги, государственный язык определяют государствообразующие нации. Остальные, проживающие в данной стране изучают ее язык, историю и культуру. Все это относится к области национальной идеи, хотя в структуре содержатся и некоторые идеологические моменты.

В многонациональном государстве идеология должна быть объединяющей, и включать проблемы государственной независимости, территориальной целостности, поддержания дружеских отношений со всеми странами. Она должна поддерживать торговые, экономические, культурные связи на взаимовыгодной основе, а внутри страны развивать идеи равенства и дружбы народов на конституционной основе, воспитывать религиозную терпимость, толерантность, любвь к Родине и.т.д. Такая идеология отвечает интересам всех наций и народностей, проживающих в данной стране. Иначе - один шаг до национальной ограниченности. Если мы хотим укрепить свою страну, сделать образцовой, ее идеология не может быть национальной.

Вообще, на уровне национального духа, национальной идеи, этнического чувства управлять обществом, государством невозможно, хотя государственность и базируется на национальном духе народа.

Япония - мононациональное государство и идеология ее носит национальный характер. Каждый японец считает своим долгом преданно служить императору. Но этим государством управляет идеология. Она «говорит», куда и как надо развиваться стране. В этом процессе подспорьем для идеологии является японский дух.

Неслучайно, в годы Второй Мировой войны в Японии была создана специальная школа камикадзе. Она готовила из молодых парней летчиков-смертников, готовых без раздумий отдать свою жизнь во имя императора. На Тихом Океане в 1944-1945г.г. погибли свыше 2500 молодых летчиков-камикадзе.

В отличие от феномена камикадзе, харакири - проявление исключительно японского национального духа, этнического чувства. Отсюда формируется японский характер, его ментальность. Национальный дух, каким бы он ни был, не способен подменять идеологию. Он проявляется стихийно. Согласно традициям, японец совершал самоубийство, распарывая себе живот за обиду, нанесенную другим, оскорбившим его честь. В массовом масштабе это проявилось после капитуляции Японии перед объединенными антиимпериалистическими вооруженными силами Запада, когда на площади перед императорским дворцом тысячи солдат и офицеров распарывали себе животы. Они проявили протест акту капитуляции. Это был японский национальный дух. Но идеология, в данном случае не пошла на поводу у национального духа японцев, приводящего к самоуничтожению. Разум взял верх над этническим чувством.

И вот мой совет автору упомянутой выше статьи: не подменяйте национальным духом идеологию, ибо у каждого из них свое место и назначение.

Обобщая события в селе Маловодном и поселке Казатком Енбекшиказахского района Алматинской области, председатель Комитета по международным делам, обороне и национальной безопасности Мажилиса Парламента РК Серик Абдрахманов сказал: «Дело в том, что ныне нет того сильного чувства патриотизма, нет той сильной идеологии, которая была раньше и которая возвышала человека и делала его героем. Каким бы плохим не был Советский Союз, но все это раньше у нас было! И на фронтах Великой Отечественной войны сражались чеченцы и ингуши. У нас сейчас нет сильной государственной политики, которая выражала бы чувство патриотизма, например, как у американцев. По-моему, наверху наши идеологи больше занимаются накоплением для себя первичного капитала, нежели своей работой». (см.: газета «Республика», № 12(55) 30 марта 2007 года). Депутат в целом прав, но есть и у него неточности. «У нас сейчас нет сильной государственной политики», - говорит С. Абдрахманов. Политика, конечно, есть, но без сильной идеологии она носит расплывчатый, растопыренный характер. Далее: не надо писать «наши идеологи», идеолог у нас один - Президент. Точнее будет сказать, что слабы у нас исполнители, политики.

В заключение хочется сказать, что национальная идея гладит душу человека. Идеология - не всегда. Но она ломает привычное, устоявшееся, выдвигает проблемы, ставит новые задачи, организует и мобилизует народ. Хорошо если идеология совпадает с национальной идеей, тогда всеобщая поддержка и успех обеспечены, однако напомню - государственная идеология выше национального духа и национальной идеи.

 

01.05.2007 

 

 

19 июля 2007, 14:25
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Наука и высшая школа Казахстана»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript