Ельдес СЕЙТКЕМЕЛ
Сказать, что в сегодняшних книжных магазинах «просто глаза разбегаются», это значит не сказать по сути ничего.
…За время посещения нескольких книжных магазинов Алматы, все время не оставляло ощущение некоего «дежа вю»: всё это можно увидеть на полках российских книжных магазинов. Кроме казахской классики, опубликованной, естественно, на языке оригинала.
И книг для детей на казахском, русском и английском(!) языках одновременно. Волшебные сказки, легенды, сказания - словом, фольклор, представлен достойно, включая качество полиграфии. Остальное же…
Пропустим полки с названиями «Философия», «Политология и культурология» и прочая «Юриспруденция», и не из-за того, что нет там ничего достойного внимания…ни в коем случае. Выбор богат и широк. Как и на полках «Детективы», «Фэнтези», «Женский роман»… Стоит ли напоминать, что все это продукция российских изданий.
А где же наши отечественные издания, на языке, так сказать «межнационального общения». На великом и могучем… тут уж без всякой иронии. Удалось отыскать следующую «художку», как ее называют сами продавцы наших книжных магазинов, наших авторов, пишущих на русском языке:
(цитируются собственные аннотации издательств, и цены не приводятся по понятным причинам: они могут варьироваться в различных магазинах по-разному)
Шахимарден. «Хроники коммутатора». Повесть. - Алматы. Издательская компания «Раритет», 2002. - 260с.
«Произведение представляет собой попытку иронического осмысления будущего, надежду увидеть спасение человечества и любви… Герой книги Тур От-Атасы - коммутатор, его профессией является соединение все более и более разрывающихся связей между людьми. Но события развиваются столь ужасным образом, что становятся бессмысленными даже эти усилия в попытке людей понять друг друга. Всесильной остается только Любовь».
Николай Веревочкин. «Белая дыра». Повесть. - Алматы: «Раритет» 2002. - 276с.
«Белая дыра» - современный миф об обычных людях, попавших в необычную ситуацию. Доведенный до отчаяния маленький человек решает покончить жизнь самоубийством, но в самый последний момент судьба внезапно дает ему в руки могущество бога. Но как трудно быть богом! Сумеет ли он распорядиться этим даром?
Повесть изобилует неожиданными поворотами сюжета. В ней неразрывно связаны юмор и трагедия, реальность и фантастика.
Орынбай Жанайдаров. «Сны на рассвете». Научно фантастические повести и рассказы. - Алматы: Раритет, 2003, - 348с.
«При необычности сюжетов автора отличает иронический стиль с изрядной долей юмора. Вместе с тем фантастический сюжет - лишь предлог для художественного и философского осмысления нашей жизни в кризисный период, для глубокого анализа действительности.
В предлагаемый сборник вошли произведения, опубликованные в журналах «Юность» (Москва), «Простор», «Заря» (Алматы), «Жалын», «Нива» (Астана).
Темирбулат Ахметов. «Диадема царицы Томирис». Детективные истории. -Алматы: Раритет, 2005. - 164с.
«Диадема царицы Томирис» - это третья книга Темирбулата Ахметова из уже ставшей популярной детективной серии «Детективное агенство «Барс».
Полковник запаса КНБ Дастан Темиров и его коллеги по агентству успешно раскрывают самые различные преступления, проявляя максимум изобретательности, находчивости, смекалки».
Алибек Аскаров. «Скрип соленого сердца». Рассказы. - Алматы. «Аруна», 2006. - 152с.
«Сборник рассказов из цикла «Истории минувшей эпохи» Алибека Аскарова, писателя, лауреата Государственной премии Республики Казахстан».
Особо привлекает внимание предупреждение на фронтисписе:
«Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена без письменного разрешения издательства «Аруна».
…Что же, их право. И эти права защищены законом об Авторских Правах Республики Казахстан. Остается надеяться, что цитирование отдельных фрагментов текста, не является таким уж грубым нарушением данного закона. А процитировать - хочется, даже, несмотря на возможные обвинения в некой эклектичности, спонтанной текстовой выхваченности. И все же…
В своем сборнике, в рассказе «Облава на любовь», А.Аскаров так описывает пассию главного героя, журналиста советской республиканской газеты - «сияющая и цветущая, как луна в полнолуние», к тому же «восхитительный образ притягателен, словно глоток прохладного медового кумыса в теплую пору золотой осени». Так, и не иначе. И с такой вот девушкой застукали главного героя в гостинице, сотрудники КГБ. Правда, после того как «нахлынувшая жгучей волной страсть, с которой не могла совладать никакая сила, пронзила их своим мощным огнём», но это уже не могло ничего изменить. Герою достался «мильон терзаний», женатого человека и бойца идеологического фронта. Но главный редактор, патриарх и благодетель, не стал реагировать на «телегу», доставленную нарочным из КГБ(!), а порвал и выбросил конверт в корзину…
Оговорюсь, что в задачу данной статьи не входит литературоведческий анализ, это всего лишь обозрение и попытка анализа состояния книжного рынка. А посему…лишь сравним стилистики авторов, чтобы иметь представление о качестве предлагаемых текстов. Также возьмем описательный образ.
Шахимарден. «Хроники коммутатора». Старушка оглаживает то, что стало теперь ее старым мужем: «Тур От-Атасы пригляделся к дереву и наткнулся взглядом на глаз в красном окаймлении, печально и в упор смотрящий на него с конца короткой розоватой ветки». Вот так, вот… и с такими вот экземплярами приходится сталкиваться казаху-коммутатору Туру От-Атасы, во время своих путешествий по миру, в компании с ожившим комбинезоном по кличке Дружок, ушедшим в отставку мэром Бейрута Мустафой Ли, и с Хантом (по фамилии и национальности), и по имени Третьяк (почему-то)…
А Николай Николаевич Веревочкин так представил свою биографию:
«Родился на планете Земля. Прошел суровую школу жизни: ясли, детсад, среднюю школу, университет, армию.
Работал каменщиком, лесорубом, журналистом, чиновником, но самым серьезным занятием считает карикатуру.
Написал два десятка повестей. Некоторые из них вошли в книги «Древоград» и Страна без негодяев».
Повесть «Белая дыра», состоит из трех глав: Преддырье. Дыра. Задырье.
Именно в такой последовательности. Про Прокла и Тритона Охломоныча.
Читайте. А лучше…карикатуры смотрите. С подписью художника в виде веревочки…
Темирбулат Ахметов. «Диадема царицы Томирис». Это - про сыскарей. Именно сыскарей, а не сыщиков-мыслителей, типа Шерлока Холмса. Прочтите и поймете. Особенно когда станете натыкаться в тексте на такие вот описания окружающей тех самых сыскарей, бывших офицеров КНБ, предметы реальности: «Хрипло закаркали к вечеру изрядно подуставшие от напряженных полетов в поисках зрелищ и пищи неунывающие вороны, вальяжно рассевшиеся на заскорузлых ветвях маразматического оголившегося, а потому дрожащего от холода, престарелого дуба».
Далее - по тексту. Детектива. Как никак…
«Сны на рассвете» Орынбая Жанайдарова, может охарактеризовать название одного из научно-фантастического рассказа, входящего в этот сборник: «Постижение НЛО или Рукопись найденная в Сары-Озеке». Да-да, не в Сарагосе, а во что ни на есть нашенском райцентре. Хотя, когда Маркес проживает вместе со своими героями и читателями, «Сто лет одиночества» в затерянном в сельве поселке Макондо, то вряд ли он комплексует от захолустности этого населенного пункта. Наоборот, он выстраивает вокруг него всю историю человечества. Почитайте. Маркеса - в первую очередь
Хотя…на выбор. Главное - читайте.
Мы все дожили наконец-то до этих дней, когда…становится почему-то грустно… Что-то случилось, и книга перестала быть книгой в нашем детском восприятии. Смена эпох? Возможно. Главенство Интернета в получении информации? Не все так просто…
…Так что же все-таки произошло? Рискну показаться банальным и заявить - ничего. Так и должно было быть. И это самое «ничего» и случилось. Даже в эпоху Интернета.
Пожалуйста,…возьмите в руки книгу. Почувствуйте ее запах. Ощутите ту самую приятную тяжесть в руке. Ведь это не просто вес обрезанных и сброшюрованных листов бумаги. Это тот сгусток вашего внимания во время прочтения, составляющий тепло и комфорт существования в Тексте. Когда исчезают стены комнат во время перенесения в другой мир, Мир Книги...
Да, читайте, и это самое главное. Все книжные обозрения - суть вещь довольно субъективная. И не стоит удивляться обилию и изобилию российской печатной продукции…
Словом, читайте, и поймете - почему…
Хотите быть в курсе важных новостей?