Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Свободная АУДИТория. Аудиторы Казахстана рискуют стать инструментом в руках чиновников

Фото : 23 июля 2007, 19:07

Аудиторы Казахстана рискуют стать инструментом в руках чиновников

В последнее время общественность страны наблюдает за противостоянием Палаты аудиторов Казахстана и Министерства финансов. Обе стороны судятся. Профессиональная аудиторская организация «Палата аудиторов РК» требует от государственного уполномоченного органа аккредитации (что и делал без проблем до этого года Минфин). Однако Минфин на сей раз отказал. Причины столь равнодушного отношения госоргана к аудиторам тривиальны. Как говорят аудиторы, проверкой сверху были установлены факты работы их коллег в нескольких местах, что запрещено законом. Но после того, как нарушение было устранено, чиновники «прицепились» к отсутствию учредительного договора и несоответствию штатного расписания. Согласно закону, эти требования не входят в обязательства при аккредитации. Дойдя до крайней точки терпения, Палата аудиторов обратилась в суд. Решение районного суда было вынесено в пользу истцов. Однако ответчики из Минфина подали апелляционную жалобу, рассмотрение которой ожидается в ближайшее время. Для прояснения ситуации «Литер» обратился за комментариями к одному из основоположников аудиторства в Казахстане - профессору, доктору экономических наук Какиму Дюсембаеву.- Каким Шаяхметович, вы один из двух аудиторов в стране, имеющих степень доктора экономических наук. Знаем и то, что вы многое сделали для отечественного института аудиторов. Наверное, вы в курсе последних событий и знаете подоплеку этого инцидента. Что же происходит?

- Перед тем как ответить на этот вопрос, хочу дать небольшую справку об аудите Казахстана, чтобы ваш читатель понял суть проблемы. Аудит - это совершенно новая система финансового контроля. И к нему мы перешли очень болезненно, были сильные трудности. За рубежом эта система существует очень давно. А в нашу страну аудит попал во времена горбачевской перестройки. Тогда хоть и медленными темпами, но появлялись новые предприятия с новой формой собственности для нас - частной, не государственной. К примеру, производственные кооперативы. Государству нужно было их проверять, осуществлять контроль. А вы знаете, что в советские времена была только одна форма собственности - государственная, и значит, система контроля совсем иная. Многие бухгалтеры совершенно не знали, как правильно составить финансовую отчетность, каким образом платить налоги. Вот тогда и возникла нужда в аудите.

До этого при Минфине существовало контрольно-ревизионное управление (КРУ), которое осуществляло ведомственный контроль, то есть всех государственных предприятий. Тогда было решено, что этот орган будет осуществлять контроль над фирмами на договорных началах. Так появились во всех регионах Казахстана хозрасчетные ревизионные группы. Задача их была помочь этим предприятиям вести бухгалтерскую отчетность. Это было в 1988 году. Спустя два года появился хозрасчетный аудиторский центр. Он был организован для контроля организаций всех форм. А вскоре этот центр было решено превратить в независимый институт, чего требовала рыночная экономика. Хозрасчетный центр был присоединен к акционерной аудиторской компании «Казахстанаудит». Во всех областях появились ее филиалы. Это была первая независимая компания в стране.

Несмотря на то что государство нам помогло в самом начале, нам нужно было самим развивать институт аудита. Нужны были квалифицированные кадры. Встал вопрос о подготовке аудиторов. Приказом Ергешбая Дербисова - тогдашнего министра финансов Казахстана - аудиторами стали 18 человек. С тех пор мы и готовим аудиторов и преподавателей в вузах по новому предмету. 18 октября 1993 года Казахстан стал первой страной СНГ, принявшей закон «Об аудиторской деятельности».

Вскоре в соответствии с этим законом была создана Палата аудиторов - в 1994 году. Была создана квалификационная комиссия, которая занималась аттестацией аудиторов, определением квалификации. Эта же комиссия выдавала и лишала личной печати аудитора. Работа квалификационной комиссии была высоко оценена международными аудиторскими организациями. Признание международного аудиторского сообщества мы получили прежде всего благодаря тому, что аудит в Казахстане считается независимым. Это основной принцип аудиторства во всем мире.

- То есть вы хотите сказать, что сейчас эту независимость пытаются отнять у аудиторов?

- Не знаю, кому это нужно - перекраивать институт аудита в стране, ведь он успешно работал и развивался, но то, что сейчас происходит, может откатить развитие аудита обратно - в первоначальное положение. И это происходит тогда, когда страна взяла курс на вхождение в 50 конкурентоспособных стран мира! С таким положением вещей в системе финансового контроля эта стратегическая цель еще больше отдаляется от нас. Те, кто пытается установить свою игру на этом поле, либо не понимают этого, либо не хотят. Видимо, они на горизонте разглядели какие-то свои личные перспективы, забывая о благополучии страны в целом. Нужно четко понимать, что аудит должен быть независимым от всего, но не от законодательства. Мы, аудиторы, опираемся только на фактические цифры в бухгалтерских отчетах и на букву законов, действующих в Казахстане. Другому подчиняться нельзя. Иначе это уже не аудит. Мы не имеем права составлять аудиторский отчет по чьей-либо указке. А из-за того, что идут эти судебные прения по аккредитации, ни один отечественный аудитор, входящий в состав палаты, не может осуществлять свою деятельность в полном объеме. Также мы не можем готовить кадры, поскольку и квалификационная комиссия не действует уже полгода. Мои коллеги не раз обращались в Генеральную прокуратуру и другие инстанции, но пока безрезультатно.

- Ну, если были обращения в соответствующие инстанции - оттуда наверняка были ответы. Значит, все происходит в правовом поле и здесь только суд может расставить точки…

- Что касается судебного разбирательства по поводу аккредитации ПАО РК, куда входит подавляющее большинство специалистов - а их на сегодняшний день 414 человек, - то суд первой инстанции принял законное решение. Что будет дальше, при апелляционном рассмотрении, - увидим. Это же просто нонсенс - почти 90 процентов всех аудиторов Казахстана работают без аккредитации Минфина, тогда как Палата аудиторов Казахстана с 2000 года является действительным членом Международной федерации бухгалтеров. Весь мир признает эту организацию, а уполномоченный орган - не хочет.

- Вы упомянули о законе, принятом в 1998 году. Но, насколько известно, в прошлом году принят новый. Какой он: подходящий или требует доработок?

- Совершенных законов не бывает. Для кого-то он очень удобный, для кого-то нет. На мой взгляд, закон «Об аудиторской деятельности» от 2006 года имеет серьезные недостатки. Не знаю, кто и как готовил законопроект, в нем я не участвовал, но скажу только о нескольких статьях, которые сильно смущают меня, как ученого. Во-первых, неправильно определена сущность аудита. Определение аудита звучит в законе следующим образом: «аудит - это проверка в целях составления независимого мнения по составлению финансовой отчетности и прочей информации в соответствии с законодательством РК». Это определение, на мой взгляд, имеет существенные недостатки. Прежде всего, в нем нет ответа на вопрос - для чего проводится аудит. Как известно, его главное назначение - установление достоверности финансовой отчетности. Благодаря этому определению и появился в мире на свет аудит. А тут просто какое-то мнение, а оно, вы знаете, бывает разным. Во-вторых, говорится, что уполномоченный орган утверждает порядок проведения аттестации аудиторов, - это грубейшее нарушение. Если Минфин берется устанавливать порядок проведения аттестации, то аудитор автоматически становится зависимым от чиновников Минфина. В-третьих, на сегодняшний день осуществляют свою деятельность 160 аудиторских фирм и около 500 аудиторов; по мнению же уполномоченного органа, теперь должно быть не менее 132 профессиональных объединений. То есть на каждое объединение должно приходиться не более 1,2 аудиторской фирмы и 3,8 аудитора. В этом случае для создания профессионального аудиторского объединения достаточно двух аудиторских фирм и четырех аудиторов. При таком понимании закона за рамками здравого смысла оказываются статья 10 - с ее высокими требованиями к профессиональным организациям, статья 11 - с ее обязанностями профессиональных организаций по обязательному делегированию своих представителей в состав квалификационной комиссии по аттестации аудиторов, организации обязательного внешнего контроля качества. Абсурдность такого понимания четвертого пункта статьи 10 совершенно очевидна: численность профессиональной организации - это минимальное число входящих в нее членов (не менее одной пятой от общего количества аудиторов и не менее одной пятой от общего числа аудиторских организаций), то есть ее состав, а не общее количество самих этих объединений. Я согласен с положением закона о том, что аудиторы не имеют права работать в одиночку. Они должны быть в составе одной организации, потому что некоторые нечистоплотные аудиторы направо и налево раздавали свои печати и заключения.

- Но все же хотелось бы услышать прогнозы, чего ожидать в стране: все останется как прежде или аудиторы станут ангажированными Минфином?

- Надеюсь на лучшее. Принцип независимости у казахстанского аудита должен остаться и сохраниться. Если произойдет то, чего так хочет Минфин, то завтра все мировое сообщество будет смеяться над нами, как над папуасами. А затем начнется сворачивание инвестиций в нашу страну. Кому захочется работать в таком государстве, где не признают международных стандартов финансового контроля? Но страшнее всего за настоящее. Пока мы тут выясняем отношения, в Казахстане успешно развиваются международные аудиторские компании-гиганты. Ведь до сих пор нефтяной и другие крупные рынки обслуживаются компаниями «большой четверки». Вместо того чтобы охватить весь отечественный рынок - а он аудиторами охвачен всего на 40 процентов, - мы бьемся за контроль над аудитом. Давным-давно пора прекратить раздор между указанными выше сторонами и приложить с двух сторон максимум усилий для дальнейшего развития аудита и повышения его эффективности в нашей республике.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, Фото автора, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии