Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Обращение-наказ партиям, кандидатам в депутаты и правительству Республики Казахстан по устранению административных барьеров, дебюрократизации и борьбе с коррупционными проявлениями

Пресс-конференция Форума предпринимателей Казахстана,

Фото : 24 июля 2007, 13:32
Пресс-конференция Форума предпринимателей Казахстана,



Форум предпринимателей Казахстана в очередной раз обращает внимание здоровых и созидательных сил общества на проблемы мешающие реализации стратегических задач государства, направленных на укрепление и развитие малого и среднего бизнеса, поставленных главой государства

Партии, кандидаты в депутаты, структуры государственного управления должны быть озабочены недостаточным количеством конкурентоспособных отечественных товаров, отсутствием динамики количественного роста, а в особенности качественного роста уровня отечественного предпринимательства.

Мы вынуждены констатировать, что инициируемые, а так же принимаемые законы, постановления правительства, ведомственные приказы явно не способствуют дебюрократизации государственных расходов, устранению административных барьеров и не препятствуют коррупционным проявлениям.

Из этого мы делаем вывод, что такая законотворческая деятельность явно не проходила широкое обсуждение в обществе среди граждан и общественных организаций, как это требует закон «О частном предпринимательстве», либо обсуждение носило формальный характер.

Мы считаем, что каждый вновь принимаемый закон, нормативно-правовой акт, внутренний приказ государственных органов должны быть направлены на развитие бизнеса, способствовать увеличению рабочих мест, улучшать качество товаров и услуг, содействовать развитию свободной конкуренции, что позволит понизить потребительские цены, улучшать жизнь граждан, то есть служить интересам государства через улучшение жизни народа.

Если этого не происходит, значит, чиновник руководствуется не интересами общества, а ведомственным эгоизмом. Усиливая контрольно-надзорные функции, расширяя полномочия, выстраивая новые административные барьеры и обеспечивая обязательные платные услуги аффелированным структурам, тем самым улучшает жизнь лишь работникам своего ведомства.

В доказательство вышесказанного мы приводим лишь некоторые примеры недоброкачественного и неконтролируемого законотворчества и пытаемся расшифровать иносказательный чиновничий язык, который декларирует пользу и убеждает в острейшей необходимости наличие ниже перечисленных процедур.

Примеры:

1. Необходимость внесения изменений и дополнений в учредительные документы в соответствии с законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав миноритарных инвесторов».

Подписав этот закон, разработчики, депутаты установили окончательный срок внесения изменений - 16 июня 2007г. Они не задумались о готовности самих гос.органов в реализации данного пункта, а именно ЦОНов и Департаментов юстиции. Всего в Казахстане по данным статистики в 2006 г. зарегистрировано 170 тысяч юридических лиц, это только малого и среднего бизнеса и все они должны внести соответствующие изменения и зарегистрировать их.

Согласно закона «О Частном предпринимательстве», все законопроекты должны содержать экономическое обоснование, которое бы показывало затраты на исполнение данного закона. В практике, все законопроекты имеют приписку - БЮДЖЕТНЫХ ЗАТРАТ НЕ ТРЕБУЕТСЯ.

Приведем Вам затраты, которые должны понести предприниматели для реализации данного закона. Всего в стране 170 тысяч юридических лиц, услуга по оформлению документов в г.Алматы стоит - 50 тысяч тенге. Затраты предпринимателей Казахстана равны - 8,5 млрд тенге = 70 млн. долларов США.

При этом эти деньги не попадают в бюджет, они распределяются между нотариусами - 680 млн тенге (в среднем 4 тыс.тенге за услуги на 1 фирму), переводчиками на Каз.яз - 1,5 млрд тенге (1,5 тыс. за 1 стр. перевода), остальное - услуги юр.компаний, взятки и .д.

Один принятый закон и началась торговля бумагой на миллионы долларов. К сожалению, таких законов и приказов очень и очень много.

Мы требуем исполнения Закона «О частном предпринимательстве» в части пункта, в котором сказано, что «к проектам нормативных правовых актов, затрагивающие интересы субъектов частного предпринимательства, разработчиком в обязательном порядке прилагается оценка влияния их на экономику субъектов частного предпринимательства.

2. Реализация требований Экологического Кодекса

Предприниматели Казахстана с большой надеждой ожидали принятие Экологического Кодекса, безусловно, его принятие явилось значительным шагом по приближению природоохранного законодательства к требованиям международного стандарта.

Однако, некоторые положения Экологического Кодекса, по мнению предпринимателей, требуют доработки и необходимых разъяснений. В противном случае их реализация представляет определенные угрозы развитию предпринимательства в республике.

А) Все юридические и физические лица, использующие в своей деятельности автотранспортные должны получать разрешение на природопользование

Данным нововведением с одной стороны, из представителей бизнеса делают экспертов по экологии (расчет допустимых норм выбросов и пр.). А бизнесом когда заниматься? А с другой стороны, создают проблему, как сдачи, так и приема отчетов.

Попробуйте получить разрешение и сдать отчет в городе, где зарегистрировано только субъектов малого бизнеса более 117 тысяч. Если предположить, что только у 30% субъектов малого предпринимательства есть транспортные средства, то каким образом 40 тысяч разрешений успеют оформить сотрудники Управления экологии по г.Алматы? А реально машины используют практически 90%. Здесь возникает очередная проблема.

Б) Требование пункта 1 ст.44 Экологического кодекса РК - «Для существующих объектов должна быть проведена оценка воздействия на окружающую среду в случае, если в процессе проектирования такого объекта такая оценка не проводилась либо условия природопользования существенно отличаются от условий, предусмотренных проектом».

В данном пункте нет четкого разъяснения - необходима ли разработка раздела «ОВОС» или нет, для действующих предприятий, которые уже разрабатывали проект «Охраны окружающей среды» с оценкой воздействия на все компоненты. А если есть такая необходимость, то большое количество природопользователей просто физически не успеют разработать ОВОС и получить заключение экологической экспертизы до срока подачи заявочной документации.

Тем самым вновь возникнет проблема с административными штрафами и сверхлимитными платежами, что соответственно приведет к росту коррупционных отношений.

Следовательно, совершенно очевидно, что главная цель вновь принятого экологического кодекса увеличение отчетных процедур, усложнение лицензирования, увеличения платных услуг при продаже бумажных экологических экспертиз, заключений, аудитов и прочее.

Из всего вышесказанного ясно, что подобные инициативы абсолютно не влияют на экологические проблемы.

К сожалению, в приказах, ни слова не сказано о неконтролируемом сжигании бытового мусора и опавшей листвы осенью, когда город просто задыхается от дыма. Вместо этого всех владельцев автотранспорта ставят в очередь сдавать никому ненужные отчеты, при этом никто и никогда не узнает, сколько выбросов сделает автомобиль.

3.Мнение предпринимателей о законопроекте «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Игнорируя имеющиеся нарушения норм и требований действующего законодательства, Сенат одобрил законопроект, без каких либо серьезных обсуждений, тем самым, вернув Казахстан к проблемам, существовавшим при РГП «Центр по недвижимости».

Монополизация технической инвентаризации с передачей данных функций государственным предприятиям приведет к усилению бюрократических и коррупционных правонарушений, что имело место в РГП «Центры по недвижимости», поскольку новые государственные предприятия создаются на их базе.

Монополизация носит антиконкурентную направленность, поскольку общество лишается права выбора поставщика и стоимости данных услуг, а эта ситуация способствует развитию коррупции и злоупотреблению служебным положением, борьба с которыми в Казахстане определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики.

Принятый законопроект, безусловно, важнейший вопрос. Конечно, необходимо постоянно совершенствовать законодательство с целью упорядочения процедур регистрации. Совершенствование должно быть направлено на обеспечение гарантий неприкосновенности имущества, исключение мошенничества, гарантии свободно распоряжаться и пользоваться имуществом.

Все процедуры, связанные с имуществом должны быть понятны гражданам, максимально просты, и не дороги.

Отвечает ли данный закон этим пожеланиям в полной мере? У нас вызывает большие сомнения.

Таким образом, законопроект «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним» нуждается в существенной доработке.

4. «Программа по идентификации продукции, прошедшей стадии подтверждения соответствия стандартам Республики Казахстан» Астана 2007 г. и Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан №240 от 05 мая 2007 г.

Основную цель программы можно выразить как контроль и надзор за оборотом продукции, товаров и услуг. В дополнение к существующему порядку сертификации предусматривается стадия идентификации продукции прошедшей стадию подтверждения соответствия стандартам.

Вся программа направлена на создание базы данных, которая позволит систематизировать контроль со стороны фискальных органов и территориальных подразделений комитета по техническому регулированию и метрологии. Напрашивается вопрос - при чем здесь фискальные органы? Акцизную продукцию маркируют акцизными марками и контролируют. А при чем тут другие товары? А как собираются маркировать услуги? Вопросов больше чем ответов.-

Особенно беспокоит то, что все функции по исполнению программы, в том числе производство марок, формирование базы данных и контроль переданы частной структуре ТОО «Национальный центр аккредитации» (ТОО «НЦА»). Т.е со стороны государственных органов в качестве организатора программы определена частная компания. С 1998 года Форум активно выступал за запрет передачи контрольных функций государства частным компаниям, что нашло отражение в ряде нормативно-правовых актов.

Когда и кем была принята данная программа? Кто инициировал ее? С сентября 2007года уже начинается третий этап - подготовка к переходу на программу обязательной сертификации продукции. А предприниматели не были знакомы с первыми двумя этапами, когда внедрялась добровольная сертификация.

Нельзя не отметить приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан №240 от 05 мая 2007 г. Данным приказом утверждена инструкция о порядке добровольного маркирования продукции и даны поручения ТОО «НЦА» по обеспечению марками.

Интересен факт, что согласно инструкции маркирование осуществляется Заявителем под контролем органов по подтверждению соответствия (ОПС). Соответственно данной инструкции сотрудников ОПС должно быть как минимум не менее, чем количество зарегистрированных субъектов предпринимательства. А в Казахстане в среднем зарегистрировано свыше 600 тысяч субъектов предпринимательства. Только по г.Алматы порядка 100 тысяч. Как же должны быть увеличены штаты ОПС, чтобы ни предприниматели, ни ОПС не нарушали инструкцию, утвержденную Комитетом по техническому регулированию и метрологии.

Немаловажный факт, что данная марка будет иметь определенную стоимость - 5 тенге, работа по маркировке также, услуги сотрудников ОПС тоже и все это автоматически ляжет на стоимость продукции, соответственно встает вопрос о конкурентоспособности нашей продукции на внутреннем рынке. Пример, одна пластинка с аспирином стоит 5 тенге с маркой и с работой по маркировке станет в два - три раза дороже.

С сожалением констатируем, что самым успешным бизнесом в Казахстане по-прежнему остается торговля бумажками, а схемы просты и примитивны - монополизация и обязательность.

Мы остановились лишь на мизерной части последних инициатив структур государственного управления, чтобы еще раз показать, что неконтролируемое ведомственное нормотворчество, отстранение общественных организаций от обсуждения нормативно-правовых актов, практически всегда будет приводить к возникновению новых административных барьеров, мешать развитию бизнеса и создавать напряженность в обществе, тем самым, создавая самую благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции. А главное, подрывать веру общества в усилия направленные на улучшение жизни народа, декларируемые законодательной и исполнительной властью. Известно, что чем больше законов, тем беднее живет народ, а если эти законы еще и некачественные…..

В связи с этим Форум предпринимателей Казахстана накануне выборов в маслихаты и Парламент Республики Казахстан дает наказ партиям, кандидатам в депутаты глубже изучить реально существующие проблемы и включить их в предвыборную программу и в дальнейшем сделать все для улучшения ситуации.

Обращаясь к Правительству, мы просим, незамедлительно приостановить существующую практику разработки и подписания нормативно правовых актов, приказов, а также исключить возможность ввода действие вредных, не нужных стране и обществу вышеперечисленных нормативно правовых актов. В дальнейшем совершенствовать механизмы, которые бы исключали возникновение подобных ситуаций.

В.Ямбаев, М.Палташева

С уважением, Мунавара Палташева

Исполнительный директор

Форума предпринимателей Казахстана,

г.Алматы, ул. Жамбыла 111,

вход с ул. Досмухамедова (быв.Мичурина)

т.50 62 46, т/ф 50-96-84

Munavara.Paltasheva@raimbek.com

www.businessforum.kz

Мнение предпринимателей по вопросам принимаемыхзаконопроектов, правительственных постановлений и ведомственных приказов.

«Спасибо за такое внимательное отношение к принимаемым нашими чиновниками законов. Их законы принимаются как для врагов народа, а не для народа, тем более для предпринимательства. Они изобретают все новые и новые методы для бесконечной дойки предпринимателей!»

«Мы согласны, что введенные Комитетом по техническому регулированию и метрологии Казахстана «новшества» в области идентификации продукции, прошедших стадию подтверждения соответствия техническим стандартам, лоббируют интересы частной компании - производителя дополнительных платных услуг по маркировке продукции и будут провоцировать волокиту, коррупцию и административные барьеры, создавая тем самым серьезные трудности для предпринимателей».

«Мы полностью разделяем Вашу тревогу о том, что с принятием такого документа, жизнь предпринимателей в Казахстане станет еще сложнее, чем прежде. Это однозначно!»

«Полностью поддерживаю все поднятые Вами вопросы. Как производитель, как предприниматель. Какие маркировки? Какой контроль? За кем хотят следить? Пусть продумают и создают условия, и больше чем уверен никто не будет продавать левый товар. Если мой оборот товара увеличится и для контроля, внутреннего учетаи т.п. я сам без кого либо введу штрих код, где будет вся информация и ею я могу затем делиться с любым органом. Но это будет тогда когда возникнет необходимость у меня».

«Чем дальше, тем интереснее. И что теперь? Собираются маркировать все, что производится или все, что завозится, или вообще все? А сами марки кто будет клеить? Что-то я вообще этот бред не понимаю. На какой это стадии, и что можно сделать?».

«Хотелось бы знать, какая у вас есть информация о существующих реально-работающих системах, которые осуществляют решение задач по контролю и надзору за оборотом продукции, товаров и услуг в других странах. Каковы конкретные задачи, которые они решают? Какова структура? Ведь вопрос результативности осуществления данной программы - это самый важный вопрос. Какие аспекты оборота продукции, товаров и услуг предполагается контролировать и регулировать на основе созданной базы данных?

Мне, например, совершенно не ясно. Вопросы контроля качества производимой или поставляемой продукции? Так эти вопросы должны решать органы сертификации.

Ведь идентифицировать предполагается продукцию, уже прошедшую стадию подтверждения соответствия стандартам. Вопрос регулирования насыщения рынка Казахстана различными видами товаров и услуг? Если по статье "Предложение" данная база данных может предоставить достаточно полноценную информацию, то по статье "Спрос" - нет.

Кроме того, уже есть структура, которая призвана решать вопрос накопления и обработки информации - Статистическое управление. Без четко сформулированных конкретных задач, для решения которых может использоваться такая база данных, вся программа сводится всего лишь к созданию базы данных о товарах и услугах, реализуемых в Казахстане, ради самой базы данных, пусть и информативно-совершенной.И если не ясен результат, который нужно получить, как можно начинать создавать новые структуры, расходовать средства, создавать серьезные осложнения для работы субъектов предпринимательства? Оценивалась ли вообще целесообразность намеченных мероприятий? Кем? Очень хочется, чтобы в нашем государстве была, прежде всего, отработана система мер, обеспечивающих реальное привлечение к ответственности разработчиков различных программ, нормативно-правовых актов в случае недееспособности таких разработок. Тогда, как мне кажется, будет более взвешенный, ответственный и всесторонний подход в решении различных проблем на государственном уровне. И будет меньше соблазнов мотивировать как государственную необходимость мероприятия, направленные для достижения целей отдельных лиц».

«Жить становиться все труднее, и дышать тоже. Если бы деньги, которые мы платим за экологию шли по назначению, другое дело, так это же очередная схема по которой нас опять загонят на платежи. Только закончили с оформлением экологических проектов-отвали "аффилиированным" фирмам по 160000 тенге, за1 том "макулатуры", мы посчитали, что с экологией мы расстались на пять лет, но поторопились. Вообще надо закрывать все производства, административные барьеры принимают все более изощренные формы. Мы против введения дополнительных отчетов, разрешений и деклараций».

«Это также является уравниловкой , так как крупная компания владеющая, например 3 камазами и 2 тракторами будет поставлена в примерно одинаковые условия с мелким бизнесом занимающимся, например частным развозом и имеющим 5 легковушек.

Прибыли разные , а количество бумажной волокиты одинаковое. Проблема поднята своевременно, целиком и полностью согласен с вашим мнением! Необходимо совсем упразднить(расформировать, распустить) эту экологическую службу. Посмотрите, сколько там работают чиновников, просиживают время, не принося абсолютно никакой пользы обществу и стране. Почему они не отчитываются перед нами куда и на что потрачены деньги, заплаченные нами за вред экологии? Скажите где это можно прочитать или увидеть? А деньги собираются не малые. Почему мы предприниматели должны кормить эту армию сытых, ленивых и безмозглых чиновников? Функции экологической службы можно передать налоговому комитету, произвел выбросы - заплатил налог, и все, нет ничего сложного!

Да не пора ли поставить вопрос об упразднении громоздкой и запутанной системе налогообложения? Не проще ли взимать с предпринимателя допустим 1% с оборота? Представить сколько тогда освободится рабочих мест бухгалтеров, один процент с оборота подсчитает пятиклассник. Какой огромный резерв людского ресурса вынужден тогда заняться делом, настоящим делом, приносящим доход, с которого государство будет иметь 1% своего дохода! Почему процветающие Арабские Эмираты не используют у себя такой бухгалтерский учет и налогообложение как у нас в Казахстане? Почему они берут процент с оборота? Почему к ним в страну стремятся бизнесмены со всего мира? Почему там нет таможенных пошлин? За 30 лет арабы построили у себя справедливое социальное общество, догнав и перегнав по уровню развития многие Европейские страны. При таком чиновничьем аппарате, законотворчестве с разными кодексами, коррупции во всех структурах госорганов ГАИ, таможня, СЭС, Акиматы, БТИ, налоговики, и прочая всякая нечисть, нам Казахстану никогда не попасть в 50 развитых стран мира даже за 5000 лет, так и будем на задворках планеты Земля, обидно, однако!!! Вот я уже стал подумывать а не пора ли мне открыть свое дело в ОАЭ - самой безопасной стране мира, мои друзья давно плюнули на свой бизнес в Казахстане, обосновались В Дубаи и Шардже, купили там дома, ведут доходный бизнес, уже родились у них внуки, которые учатся в лучших университетах, разговаривают на пяти языках, перед ними открыт весь мир, а перед нами маячит очередной экологический кодекс! Мрак однако! Пора наверное собирать чемоданы....»

«Спасибо за рассылку, но уже можно предположить какой вариант решения нам предпринимателям предложат, скорее всего это будут небольшие компании или как то еще при департаменте экологии, которые за "скромную" плату будут готовы произвести расчеты для предпринимателей и за дополнительную плату ускорить все процедуры. И все в рамках закона, надо и это как то избежать, если это возможно. Будет просто очередная афера со стороны гос органов, а деньги все получаться законным путем».


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии