Война за розницу. Сегодня розница становится все более интересной для всех финансовых рынков

24 июля 2007, 15:02
Фото:

Сегодня розница становится все более интересной для всех финансовых рынков. Теперь нешуточная борьба за деньги среднего класса и предпринимателей разгорелась и в банковской сфере

Если раньше банки всилу ряда причин концентрировали свое внимание накорпоративном секторе, товпоследние годы ситуация изменилась иначалась вторая глава вистории банковской деятельности. ВКазахстане появился вдостаточной мере широкий, ночто более важно, кредито— иплатежеспособный средний класс. Ирозничное направление стало вызывать все больший интерес. Вэтот момент внаиболее выигрышном положении оказались тебанки, которые заблаговременно хоть как-то развивали свою филиальную сеть инеотстранялись далеко отшироких слоев населения. Нозаметная активность началась только внынешнем году, когда крупнейшие банки стали объявлять осерьезных планах поразвитию розницы.

Новые грани старого рынка

Связано это стем, что впоследнее время цена наденьги назарубежных рынках существенно выросла, ибанкам необходимо использовать внутристрановые ресурсы. Другой фактор необходимости развития розничного сектора -икрупные компании сегодня ищут отличные откредитования формы финансирования, акредитование все больше становится уделом малого исреднего бизнеса (МСБ) ифизических лиц.

Банковская конкуренция вэтом сегменте обещает быть очень жесткой. Потому как, если раньше банки первой тройки активно занимали деньги заграницей инеобращали внимания нанекоторое снижение доли нарынке депозитов, тобанки второго эшелона, напротив, черпали ресурсы срозничного рынка. Итеперь они могут стать достойными конкурентами крупнейшим банкам. Ктому жевпоследующие годы банки будут работать втой доле рынка, которую сейчас успеют занять, поэтому стоит активизировать все ресурсы.

«ВКазахстане достаточно узкий рынок, инеобходимо охватывать все его сегменты. Сдругой стороны -банки пытаются диверсифицировать свою базу. Если банк будет строить свою работу нанескольких корпоративных клиентах, ториски останутся значительными. При развитии розничного направления банк традиционно воспринимается как более устойчивый.

Работа срозничными клиентами интересна ивтом плане, что втех регионах, где недостаточно развит корпоративный сектор, можно работать врознице ипродвигать бренд банка. Розничное направление позволяет уравнять представленность банка вразличных регионах», -считают эксперты Банка ТуранАлем.

Диктует конкуренция

Банки стали разрабатывать маркетинговые стратегии для своих розничных продуктов иприбегать кболее массовым средствам рекламы. Поскольку теперь они имеют дело спотребителями, читающими разные газеты, смотрящими различные программы, посещающими разные места, вотличие отвполне однозначной целевой группы, которая была раньше. Отдельные продукты требуют отдельных средств иметодов рекламы. Иреклама только, например, вцентральных СМИ уже неприносит необходимого эффекта. Стоит отметить, что напривлечение депозитов реклама влияет больше, чем навыдачу кредитов.

Ктому жеприходится много внимания уделять маркетинговым исследованиям, так как готовых хороших данных пока практически нет. Сейчас банки восновном действуют поинтуиции, основываясь наповерхностных данных ичасто опираясь назарубежный опыт.

При этом потребители теряются вбольшом количестве продуктов иплохо разбираются вовсех тонкостях предоставляемых условий. Часто большее значение имеет раскрутка самого банковского бренда.

Банкам становится все труднее конкурировать попроцентным ставкам, поэтому приходится отменять залоги, уменьшать количество предоставляемых документов, проводить различные розыгрыши, вводить программы лояльности. Доля небольших кредитов, необеспеченных залогом, теперь будет расти. Некоторые банки дошли дотого, что уже просто обзванивают жителей города ипредлагают беззалоговые кредиты.

«Вближайшие годы конкуренция нарынке банковской розницы будет только усиливаться, -считает Алма Исимбаева, директор департамента развития розничного бизнеса АО«Цеснабанк». -Например, учитывая, что условия розничного кредитования, предлагаемые банками, будут аналогичными, банки будут делать акцент насокращении сроков кредитного процесса путем автоматизации: отпервого впечатления, полученного клиентом отконсультации укредитного менеджера фронт-офиса, процесса рассмотрения кредитной заявки идопоследующего обслуживания кредита свозможностью быстро обрабатывать информацию оклиенте.

Вусловиях развития розничного банкинга перед банком встает задача совершенствования системы скоринг-решений покредитным заявкам для ускорения процесса рассмотрения заявки, ивслучае несоответствия параметров клиента запрашиваемому кредитному продукту предусмотреть возможность всистеме скоринг-решений предложения клиенту альтернативного кредитного продукта. Кроме того, одним изусловий поддержания конкурентоспособности банка нарозничном рынке являются большие инвестиции вITтехнологии».

Банкам также приходится активно конкурировать заденьги населения сдругими финансовыми организациями, предлагающими эти деньги инвестировать.

«Развитие банковского сектора происходит очень быстро ипоразличным направлениям, -говорит Илья Боровой, главный специалист управления посвязям собщественностью АО«Альянс Банк». -Можно отметить быстрое изменение каналов продаж иусиление межвидовой конкуренции нарынке депозитов. Другим направлением можно считать постепенное нарастание конкуренции между срочными депозитами физических лиц, ПИФами, продуктами пострахованию жизни ит.д., что будет стимулировать создание различных смешанных икачественно новых продуктов».

Регуляторы неспят

Операции нарисковых рынках, которыми сейчас увлекаются банки, такие как кредитование строительства, малого исреднего бизнеса, атакже работа всекторах, где убанков пока мало опыта (кредитование физических лиц) -обусловливают повышающиеся кредитные риски. Эти риски растут ииз-за упрощения процесса получения кредита.

Помере роста розничного кредитования растет количество «сомнительных» и«безнадежных» займов, однако растущее количество добросовестных заемщиков пока обеспечивает банку прибыль иликвидность.

Пугает ифинансирование развития кредитования розничного сектора, которое происходит часто засчет внешних заимствований самих банков. Казкоммерцбанк (ККБ) привлек уЕБРР кредитную линию объемом 300млн долларов иразместил ноты сплавающей процентной ставкой на25млрд иен. А«Москоммерцбанк» завершил размещение облигаций на5млрд рублей. Банк ЦентрКредит привлек синдицированный заем виенах насумму 90млн долларов.

Для реализации нового бизнес-плана совет директоров Банка ТуранАлем одобрил привлечение глобального синдицированного займа насумму 800млн долларов споследующей переподпиской до1500млн. Иэто только некоторые примеры.

Остановить рост рынка кредитов сегодня практически невозможно. Меры Нацбанка поповышению ставки рефинансирования, минимальных резервов, ограничению внешних заимствований непривели кусложнению получения кредита. Аочереди забыстрыми кредитами повсе более выгодным условиям стремительно растут -кредитный бум продолжается. Подобное маневрирование банками иуход отвлияния политики Нацбанка создают внашей стране дополнительное инфляционное давление.

Согласно прогнозам банков, собранным агентством Fitch Ratings, в2006-2009 годах ожидается более чем трехкратный рост банковских активов икредитов ивтом числе пятикратное увеличение объемов кредитования физических лиц. Вэтом случае кконцу 2009года отношение кредитов кВВП достигнет примерно 72%.

Всвязи сбыстрорастущими объемами кредитования АФН были внесены изменения внормативные документы, регулирующие ирегламентирующие правила ведения банками документации покредитованию, классификации активов, условных обязательств исозданию провизий (резервов) против них. Данные изменения обусловили пересмотр банками параметров кредитной политики вчасти условий кредитования населения, требований кзалоговому обеспечению ифинансовому состоянию клиентов -физических лиц.

Прирост кредитных портфелей запервый квартал составил 40%. При этом 30% выданных 8млрд долларов розничных кредитов относятся кжилищной ипотеке.

ВКазахстане рост розничного кредитования напротяжении нескольких лет составляет всреднем 125% вгод. Этот сегмент активно развивается ивдругих странах СНГ. ВРоссии онрастет сосреднегодовыми темпами 103%, вУкраине -121%.

Втожевремя встранах Центральной иВосточной Европы потребительские кредиты занимают 18% ВВП, вКазахстане этот показатель пока 4%, азначит, есть возможности роста.

Банковские маневры

Казкоммерцбанк долго был лидирующим вкорпоративном секторе, оставляя Народному иБанку ТуранАлем первенство всекторе розницы ималого исреднего бизнеса. С2005по2006год онстал предпринимать попытки трансформации избанка для корпоративного сектора вбанк для всех. Это было необходимо, поскольку банк сограниченным числом филиалов ирозничных продуктов начинал все больше терять долю рынка.

ККБ досих пор умногих ассоциируется скорпоративным, поэтому для работы врознице этому банку понадобились самые радикальные методы посравнению сконкурентами.

Казком появился после рестайлинга бренда ККБ иобозначит модернизацию филиальной сети банка. Этот доработанный бренд будет представлять розничное направление деятельности банка.

Сейчас вККБ 75% клиентов -корпоративные, представители малого исреднего бизнеса -10%, афизических лиц -15%. Банк нацелен наувеличение доли малого исреднего бизнеса до20% ирозницы до30%.

Порозничным депозитам банк занимает менее 18% рынка, покредитам -примерно 14%.

2006год был отмечен вКазкоммерцбанке как переломный всфере реализации розничной (втом числе МСБ) стратегии, вкоторой особое место занимает филиальная сеть.

Впрошлом году Казкоммерцбанк открыл более 40новых отделений, вэтом -намерен открыть еще 80под новым брендом. Всего ихсейчас 136.

Вбанке отмечают возросшую популярность потребительского кредитования ипостепенное снижение вобщей массе доли ипотеки иавтокредитования, что свидетельствует орасширении целевой группы заемщиков. Вчастности, ККБ намерен активно развивать «экспресс-кредитование». «Дочка» банка -«Москоммерцбанк» также объявил оначале активной работы срозницей вМоскве.

«Приоритетными направлениями вкредитовании населения будет оставаться ипотечное кредитование, кредитование наприобретение автотранспорта, товаров длительного пользования, -рассказывает Нина Жусупова, председатель правления Казкоммерцбанка. -Всоответствии состратегией развития, направленной наувеличение доли нарынке розничного банкинга врегионах Казахстана, Казкоммерцбанк ведет активную политику пообслуживанию физических лиц».

Темiрбанк изменил свою стратегию развития еще в2005году, отказавшись отуниверсальности впользу продвижения розничных продуктов. Онпривел структуру ссудного портфеля всоотношение: 80% -розничный сектор и20% -юридические лица. Банк собирается в2007году занять 10% розничного рынка, акконцу 2008−го неменее 15%. Для начала банк перестроил свою организационную структуру, внедрив матричную систему управления. Вначале 2006−го выдавал вмесяц примерно 800займов, акконцу года -уже 8800. Этого удалось добиться, просто перестроив систему работы банка. Технологические нововведения планируется осуществить только вовторой половине нынешнего года.

Активным развитием Темiрбанка врознице решил воспользоваться Банк ТуранАлем, купив контрольный пакет его акций (52,19%) для увеличения своей рыночной доли врозничном банкинге. Данная покупка осуществлена всоответствии сновой стратегией банка, включающей консолидацию активов иувеличение ихк2015году до50млрд долларов (по итогам 2006года консолидированные активы банка составили 14,5 млрд).

БТА намерен увеличить долю розничного бизнеса всвоем портфеле, выделив розничное направление вотдельный бизнес. Вбанке ожидают, что средний класс засчет роста реальных доходов населения вырастет до5млн человек. Наиболее высоким потенциалом роста, как здесь считают, обладает ипотека, кредитные карты ирозничное кредитование. К2015году банк планирует увеличить свою долю врознице, малом исреднем бизнесе, атакже корпоративном бизнесе до30% вКазахстане и2-5% вдругих странах присутствия.

Вссудном портфеле банка 74% приходится накорпоративный бизнес, нарозницу иМСБ -по13%. Однако теперь акционеры банка поставили задачу изменить соотношение таким образом, чтобы розничный блок иМСБ составили 40%, акорпоративный сектор -60%. Банку это необходимо сделать втечение двух ближайших лет для диверсификации кредитного портфеля.

Нурбанк ведет активную работу поразвитию сектора МСБ ирозницы. Онпланирует увеличить ихдолю вкредитном портфеле до40и20% соответственно. Это согласуется сновой стратегией банка на2007-2011 годы. Банк намерен дифференцировать подход кпредоставлению услуг вразличных регионах страны, учитывая ихособенности. Акроме того, продвинуться врозничном секторе засчет новых маркетинговых мероприятий. Вбанке считают, что вближайшее время, втом числе засчет МСБ ирозницы, банковский сектор будет опережать потемпам роста экономику вцелом.

Как отметил председатель правления ABNAMROЮрген Ригтеринк, «планируется увеличить долю розницы вдоходах банка ссуществующего уровня в12% до50% или более через 3-4 года». Доконца текущего года банк собирается открыть 3новых отделения вАктау, Караганде иАктобе. Насегодняшний день внашей стране работает 5филиалов вАлматы, Астане иАтырау.

«Казахстан стал второй страной после Румынии, где банк ABNAMROрешил изменить свою стратегию ведения бизнеса всторону увеличения доли розничного сектора. Это стратегическое решение было принято штаб-квартирой банка вАмстердаме», -говорит начальник управления корпоративных коммуникаций Сулушаш Магзиева.

Однако банк небудет предоставлять все виды продуктов всем слоям населения. Оннамерен ориентироваться наопределенные регионы ипродукты впогоне незадолей рынка, азавысокой прибылью. «Конъюнктура нарозничном рынке Казахстана складывается весьма благоприятная, идаже без рекламной кампании наши показатели очень быстро растут», -отмечает г-жа Магзиева.

Альянс Банк обозначил приоритетным направлением розничный бизнес, считая, что только онможет обеспечить достаточную доходность.

Втожевремя розничный сектор наиболее защищен отконкуренции состороны новых иностранных игроков. Поскольку оперативно развить конкурентоспособную филиальную сеть непросто, многие иностранные банки ифинансовые группы интересуются именно покупкой казахстанских банков, обладающих долей рынка вэтом секторе. Азначит, казахстанские банки становятся все более привлекательными.

Василий Калабин


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?