Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

От хорошего к лучшему. Неясность в налогообложении значительно влияет на среднесрочные планы бизнеса, мешая тем самым его динамичному развитию

Фото : 24 июля 2007, 15:10

Правительство Казахстана до сих пор не определилось с параметрами изменений, которые будут внесены в Налоговый кодекс и в этом году, и на среднесрочный период. Между тем неясность в налогообложении значительно влияет на среднесрочные планы бизнеса, мешая тем самым его динамичному развитию

Нетрудно понять, почему именно сейчас правительство рассматривает возможность дальнейшего снижения налогов —цены нанефть высоки, профицит бюджета огромен, арост замедляется. Собственно, снижение налогов всегда найдет поддержку вбизнес-сообществе, имногие члены правительства рассматривают этот шаг как путь кускорению экономического роста. Тем неменее действовать следует осторожно. Постоянный рост расходных обязательств бюджета инеопределенность сценами нанефть -серьезные аргументы против поспешных решений оперманентном снижении налогов. Ивсе-таки думать одальнейшем смягчении налогового бремени можно инужно. Ясно, что налоги должны быть умеренными. Наэто, наряду сотсутствием войны, вкачестве важнейшего условия экономического благосостояния указывал еще Адам Смит.

НДС иКПН

Величина ипорядок уплаты этих налогов все последние годы были предметом наиболее оживленной иожесточенной дискуссии. Такой интерес более чем понятен. Именно НДС иКПН являются базовыми для формирования бюджета, втожевремя они наиболее значимы ичувствительны для бизнеса. Этот год нестал исключением. Сначала оКПН. Здесь вроде бынаблюдается относительный консенсус между всеми заинтересованными лицами. Практически вопрос лишь втом, насколько снижать данный налог. Насегодня существует несколько мнений. Открайне радикального -снижение до10%, высказываемого рядом экс-депутатов парламента исоветников премьера, допредложения Минэкономики опоэтапном снижении до25%, кроме недропользователей в2008году споследующим снижением до20% в2010году. Посередине находится предложение национальной экономической палаты (НЭП) «Атамекен» оснижении соследующего года налога до20%, далее к2010−му -до15%. Между тем вопрос овеличине снижения отнюдь непраздный. Поскольку 5−процентное снижение -это около 140млрд тенге выпадающих доходов бюджета (около 16% доходной части бюджета 2007года). Учитывая постоянно растущие бюджетные социальные обязательства, надо либо понимать, как ихкомпенсировать, либо проводить серьезную политику поограничению бюджетных расходов. Собственно, из-за сегодняшнего положения дел нито, нидругое правительство всилу конъюнктурных соображений (выборы) сделать ничего неможет либо нехочет, поскольку это помешает его планам подостижению уровня 50конкурентоспособных государств. Сэтим можно соглашаться или несоглашаться, ноположение дел именно таково. «Сейчас неплохо пошел сбор данного налога, -говорит директор департамента налоговой политики ипрогнозов Министерства экономики ибюджетной политики Вера Кнюх. -Если взять темпы роста ВВП итемпы роста корпоративного налога, тоуКПН они существенно выше. Заработал ненефтяной сектор. Это цинк, медь, хром, строительство. Ксожалению, мало поступлений поэтому налогу отторговли. Нам предлагали радикально снизить КПН -до10%, считая, что это позволит вывести доходы изтени. Мынесогласны. Более того, одновременно соснижением на5% желательно ужесточить как расходную часть бюджета, так иповысить собираемость налогов». ВМинэкономики ясно осознают, что впервый год минусы будут превалировать над плюсами. Компенсация, полученная засчет исключения льгот, небудет покрывать выпадающие доходы поКПН. Тем неменее там предполагают, что к2010г. «взойдет новое налоговое поле», атакже будут пересмотрены специальные режимы, значит, можно будет говорить одальнейшем снижении.

Наибольшее ожесточение вумах сейчас вызывает дискуссия оНДС. Тут тоже существуют разные виды предложений. Наиболее оригинальное выдвинула НЭП «Атамекен». Суть ееноваций сводится квведению дифференцированных отраслевых ставок поНДС, при этом втечение 3лет предлагается поэтапно снизить общую ставку налога с12% вследующем году до10. «Что касается дифференцированных ставок, томысчитаем, что ихнадо, наоборот, унифицировать. Налоговое законодательство должно быть единым для всех отраслей. Только это позволит создать условия равной конкуренции. Сегодня одна изпроблемных зон, которая мешает Казахстану войти в50конкурентоспособных стран, -это низкий уровень конкуренции навсех рынках. Поэтому отраслевой принцип будет способствовать ухудшению положения», -считает руководитель Ассоциации налогоплательщиков Жаннат Ертлесова. Предложения же«Атамекена», как сообщила «Эксперту Казахстан» первый заместитель председателя НЭП «Атамекен» Екатерина Никитинская, базируются натом, что существует неравномерное распределение налоговой нагрузки между сырьевым иобрабатывающим секторами Казахстана, аэто препятствует диверсификации экономики. Потому предлагается сохранить существующие льготы поНДС (для сельхозпереработчиков, финлизинга) ираспространить ихеще намашиностроителей, инновационные технологии, сельское хозяйство. Речь идет нестолько овведении новых льгот, сколько осохранении существующего статус-кво.

Наиболее радикальна вэтом вопросе позиция Министерства финансов, которое считает необходимым отменить все существующие льготы ипреференции (это касается нетолько НДС). Примерно такой жеточки зрения придерживаются иэксперты Всемирного банка, проводившие анализ налоговой системы Казахстана посостоянию на31января 2007года. Вчастности, они предлагают рассмотреть возможность расширения внутренней базы НДС наряду сулучшением механизма возмещения НДС засчет исключения большинства освобождений (например, для фермеров, юристов инотариусов, строительства врамках инфраструктурных проектов для правительства, экономических зон итехнопарков инового жилищного строительства), поскольку освобождения разрушают систему НДС иделают еенеэффективной. Следовательно, необходимо сохранить единую ставку НДС. Введение более чем одной ставки излишне усложняет систему инепомогает малоимущим группам населения. Кроме того, предлагается ввести схему отложенных платежей для импорта основных средств исистему ускоренного возмещения НДС экспортерам.

Вцелом ктакой жепозиции склоняется иМинэкономики. «НДС для налогоплательщиков -самый ненавистный налог, потому что онвесь перекошенный. Там столько исключений… Как результат -унас нет классической формы самого НДС. Особенно остро этот вопрос встанет, когда вступим втаможенный союз трех стран. Там должна быть действительно классическая форма», -считает Вера Кнюх. Смысл жепредложений Минэкономики как поНДС, так ипоряду других налогов сводится кпоэтапной отмене существующих льгот. «Мы хотели быподойти креформированию НДС системно, последовательно. Нам представляется, что надо создать единую систему налога, причем никто неговорит отом, что мысделаем это водночасье», -объясняет начальник управления налоговой политики Минэкономики Еркин Сагиев.

Считается, что НДС -это нейтральный поотношению кэкономике налог. При его применении есть отдельные мелкие недостатки, ноони, впринципе, исправимы. Общие недостатки НДС вКазахстане широко известны: сложности свозмещением, мошенничество, сложность администрирования. Хотя ивЕвропе сталкиваются спроблемами мошенничества при возмещении НДС. Иникаких эффективных решений нитам, ниунас пока нет. Германия в2005году объявила, что из-за схем, связанных свозмещением НДС, бюджет теряет около 17млрд евро (порядка 1% отВВП). ВКазахстане вотличие, скажем, отЕС, этот налог ненейтрален, поскольку по-прежнему существуют временные разрывы между начислением НДС упродавца товара ипринятием его квычету упокупателя. Особенно жестко это касается капитальных затрат как наразвитие нового производства, так инамодернизацию старого. «Такая проблема действительно существует. Поэтому мыактивно изучаем международный опыт, предполагая вбудущем внести норму овозмещении НДС покапитальным затратам. Однако вкакой форме это будет -деньги или зачет, атакже как это будет администрироваться, пока сложно сказать», -говорит г-нСагиев. Есть инедостатки, присущие самому налогу, аневызванные практикой его применения. Фактически объектами этого налога являются прибыль изатраты натруд. Поэтому там, где высока доля расходов натруд, наличие НДС свысокой ставкой -дополнительный стимул платить зарплату вконверте либо фактор, снижающий конкурентоспособность. Кроме того, согласно концепции уплаты НДС встране потребления товара втех государствах, где этот налог есть, его возмещают экспортерам. Учитывая товарную структуру казахстанского экспорта, это означает, что указанные суммы вэкономике перераспределяются изобрабатывающих отраслей впользу добывающих. Помимо этого, снижение НДС стимулирует потребление, которое итак переживает бум. Вместе стем уже давно появились признаки того, что ограниченные производственные возможности замедляют промышленный рост. Аэто говорит онеспособности внутренних производителей быстро реагировать надальнейший рост внутреннего спроса. Втаких условиях стимулирование потребления, скорее всего, лишь вызовет рост импорта иусилит инфляционное давление. Исходя изэтого, еще более непонятна позиция НЭП «Атамекен» подифференцированной отраслевой ставке. Если иесть смысл говорить одифференцированных ставках, тоникак непоотрасли, апоотдельным группам социально важных товаров. Именно такие льготы, анеотраслевые существуют встранах Евросоюза. Даисам налог носит название «налога надобавленную стоимость товаров иуслуг». Подобные нормы вКазахстане уже действуют, вчастности, нахлеб идетское питание. Возможно, правительству стоило быеще раз внимательно проанализировать иревизовать данный список. Правда, против этого выступает иМинфин, иМинэкономики. Ихпозиция такова: «Мы нехотели быдаже дискутировать поэтому вопросу, так как в2009году унас будет НДС 12%. ВЕСстандартная ставка неможет быть ниже 15%. Унас она уже сейчас ниже. Поэтому мыможем быть конкурентоспособны ипостандартной ставке», -говорит г-жа Кнюх.

Налог натруд

Одним изключевых предложений экспертов Всемирного банка является резкое изменение системы налогов пооплате труда, аэто ИПН исоциальный налог. «Некоторые несоответствия между базами ИПН иСНизлишне усложняют исполнение обязательств поэтим налогам. Мырекомендуем полностью объединить эти два налога вединый ИПН иисключить какие-либо освобождения, кроме базового размера навычеты (причем будет лучше, если его установить израсчета начлена семьи) ипорога нулевой ставки. Они оба могут быть щедрыми (например, достигать уровня половины средней заработной платы)», -говорится втексте ихрекомендации казахстанскому правительству. Тоесть, посути, предлагается полностью поменять существующую схему оплаты социального налога. Сейчас его платит работодатель отфонда оплаты порегрессивной ставке. В2007году -от20до7% взависимости отразмера заработной платы, при этом средняя сумма уплаты равна 15,5%. Соследующего года эта шкала поменяется на13-7% при прогнозируемой средней ставке 11%. Предложения жеВБсводятся ктому, чтобы отменить социальный налог иввести единый ИПН поставке 20-21% (ИПН плюс соцналог), который должен будет платить неработодатель, анепосредственно работник. Данное предложение достаточно четко коррелируется скурсом правительства попереносу центра налогообложения сюридических лиц нафизические лица. Однако ккаким социальным последствиям приведет данная мера, если еще учесть итот факт, что правительство всерьез задумывается существенно повысить размер обязательных отчислений граждан впенсионные фонды, сказать нетрудно. Предложения жеМинистерства экономики ибюджетного планирования нестоль радикальны. Там вцелом согласны ввести плоскую шкалу для уплаты социального налога науровне 11%, сохраняя при этом прежний порядок уплаты. Авведение нового ИПН предлагают рассмотреть в2010году.

«Сейчас работодатель платит зарплату исоциальный налог накаждого работника персонально. Аплоская шкала дает возможность несчитать покаждому работнику, тоесть существенно упростить порядок уплаты налога. Налоговый агент уисточника выплаты взимает 10% ИПН, одновременно будет взимать исоциальный налог. Здесь единственная проблема -перенос налога нафизических лиц. Какая будет ставка -8или 10% -еще неизвестно, новлюбом случае это приличное увеличение. Значит, сначала надо поднять зарплату как вчастном секторе, так ибюджетной сфере. Здесь надо как-то «мягко-принудительно» воздействовать набизнес. Ведь онможет сказать -это ваше дело, поскольку выгосударство, выирешайте эти вопросы». Понятно, что состороны предпринимателей эта налоговая новация найдет, скорее всего, полную поддержку. Неслучайно при крайне критическом отношении НЭП «Атамекен» кпредложенному варианту поправок иизменений поэтому поводу возражений неслышно. Ноесли новации вступят всилу, они станут лакмусовой бумажкой для определения степени сознательности или так часто упоминаемой социальной ответственности казахстанского бизнеса. Поскольку онполучит реальное серьезное снижение налогового бремени, аследовательно, возможность полностью отказаться отиспользования «конвертных» схем ипрактики уплаты минимально возможной позакону заработной платы.

Специальные режимы

ВКазахстане действует фактически три специальных режима налогообложения, касающиеся как юридических, так ифизических лиц. Во-первых, это режим разового талона, онвидеале должен распространяться наэпизодическую деятельность. Предполагается, что работать врежиме разового талона можно втечение 90дней вгоду. Вводился онпрежде всего для фермеров имелких крестьянских хозяйств, которые должны были реализовывать товары собственного производства. Во-вторых, режим работы попатенту. Онраспространяется нафизических лиц иуплачивается при покупке патента как два процента отзаявленного оборота. Ясно, что при этой схеме предприниматели активно занижают оборот, апроконтролировать его весьма проблематично. Что наруку нечистоплотным налоговикам, которые могут активно использовать ситуацию сразницей между реальным изаявленным оборотом для получения мзды. Третий режим -упрощенной декларации -распространяется как нафизических, так июридических лиц. Работая вэтом режиме, налогоплательщик платит 3% соборота при некоторых пороговых ограничениях (для физлиц -оборот 40млн тенге вгод, для юрлиц -100млн). Несмотря навроде быпрогрессивный характер, напрактике выяснятся, что такой режим больше всего интересен ивыгоден малому исреднему бизнесу, работающим вторговле, где есть быстрая оборачиваемость капиталов идостаточно высокая рентабельность. Анаименее выгоден для предприятий сдлительным циклом, тоесть для производственников. Даже вотсутствии прибыли при наличии оборота они будут вынуждены платить налог. Министерство экономики ибюджетного планирования всвоих среднесрочных планах предлагает серьезно реформировать существующий порядок. «Спецрежимы -это очень болезненный вопрос. Мыхотим ихв2009году пересмотреть иперевести вобщеустановленный режим. Правда, нам говорят -нетрогайте малый бизнес. Дескать, вовсем мире смалого бизнеса никто неберет налоги. Это, конечно, ерунда. Везде налоги есть, ноили поменьшим ставкам, или отчетность снижена», -объясняет Вера Кнюх. Поеемнению, одна изсамых больших проблем -торговля нарынках. Поскольку «там сидит 2млн граждан, которые ничего неплатят или мало платят государству, неплатят впенсионный фонд». Минэкономики планирует соследующего года совместно сМининдустрии иторговли начать работу поупорядочиванию ситуации нарынках, внеся изменения вЗакон оторговле. Деятельность будет происходить вдва этапа: в2009году будут ликвидированы стихийные рынки вобластных центрах, Алматы иАстане, ав2010году -вгородах областного значения. При этом исключительно для физических лиц, торгующих нарынках, будут отменены режимы патента иразового талона, авведен режим упрощенной декларации. Эти новации некоснутся районных центров иаулов. Кроме того, врамках специальных режимов для предпринимателей появится ряд новшеств, которые, правда, вступят всилу предположительно с2009-2010 года. Так, юридических лиц предполагается перевести супрощенной декларации наобщеустановленный режим уплаты налогов. ВМинэкономики понимают, что введение данной нормы вызовет негативную реакцию среди предпринимателей, поэтому стараются изыскать механизм, позволяющий минимизировать издержки. «На первом этапе, наверное, нужно сделать режим проще, ввести упрощенную форму отчетности, нопри этом сохранить базовый принцип оплаты налога сприбыли, тоесть КПН, может быть, лишь понесколько меньшей ставке», -считает Еркин Сагиев. Собственно, натаких мерах настаивают иэксперты Всемирного банка, предлагая, правда, для стимулирования перехода предусмотреть возможность предпринимателей получить налоговый зачет. Тоесть неплатить налог вполном объеме некоторое время, аккумулируя при этом необходимые средства, например, для ведения бухгалтерского иналогового учета. Такой вариант готовы рассматривать ивМинистерстве экономики. «Это большая работа -надо изучить мнение бизнеса, атакже степень его готовности, -говорит Вера Кнюх, -поскольку имы, иассоциации -это надстройка. Желательно жерешать его врамках форума предпринимателей».

Александр Константинов


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии