Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Ресурс госуправления — новое поколение

Фото : 26 июля 2007, 12:07

Ресурс госуправления — новое поколение

Проводимые в стране административные реформы в рамках модернизации политической системы приобретают особую актуальность, поскольку одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности Казахстана является эффективное государственное управление. Сегодня становится очевидным, что успешная реализация стратегической задачи по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира во многом будет зависеть от уровня профессионализма деятельности корпуса государственных служащих.

В этой связи, как отмечено Главой государства, ключевым конкурентным преимуществом Казахстана на мировой арене должен стать высококвалифицированный, мобильный человеческий капитал.

В нашей стране на протяжении всей истории независимости шел процесс оптимизации и совершенствования структуры управления государством, цель которого заключалась в создании профессионального Правительства, способного эффективно решать текущие и перспективные вопросы развития страны. При этом на каждом этапе решались задачи, которые диктовали конкретное состояние социально-экономического и общественно-политического уклада в стране.

Необходимость реформирования государственного аппарата стала очевидной с начала обретения независимости, но особенно проявилась во второй половине 1990-х годов. При этом в Казахстане существовали достаточно серьезные ресурсы для совершенствования системы государственного управления. Так, достаточно высокий уровень образованности населения Казахстана позволял при наличии соответствующих стимулов привлечь на государственную службу профессиональные кадры.

К 2000—2001 годам Казахстан достиг определенных успехов в создании новой административной системы. Была создана законодательно-правовая база функционирования и взаимодействия ветвей власти, оптимизирована чрезмерно громоздкая командно-отраслевая структура управления и сокращена численность государственного аппарата. Также была проделана значительная работа по созданию эффективно функционирующей модели государственной службы, наиболее развитой на всем постсоветском пространстве.

Предоставленная возможность карьерного роста за счет знаний и равных стартовых условий резко увеличила число молодежи на государственной службе Казахстана, которая уже сегодня составляет 2/3 всех государственных служащих. Для сравнения: в соседней России средний возраст государственного служащего составляет 50 лет. В результате комплекса мер со стороны государства сформировался достаточно большой и высококвалифицированный корпус государственных менеджеров, ориентированных на суверенное развитие страны. Проведенные реформы омолодили кадровый состав государственных чиновников и повысили его профессиональную квалификацию.

Руководство государства в лице, прежде всего, Президента Н. А. Назарбаева осуществило радикальную перестройку государства, одной из задач которой стал слом старой системы бюрократии и элит. Было проведено кардинальное реформирование, в результате чего госаппарат очистился от старых неэффективных кадров и перестал быть опорой прежних политических кланов и групп влияния.

Узкий слой казахстанских управленцев заметно расширился в последние годы за счет притока молодых кадров, получивших образование в лучших западных и российских вузах. Именно эта социальная группа способна сломать сохраняющиеся элементы клиентарно-патронатной модели отношений в государственном аппарате и активизировать механизмы эффективного управления. Они заинтересованы в том, чтобы политическая реформа в Казахстане стала реальным шагом к созданию цивилизованной модели политической конкуренции в условиях демократии.

Новое поколение казахстанских управленцев быстро занимает позиции тех поколений, которые сегодня составляют высший и средний слой госслужбы, составляя конкуренцию 40—50-летним служащим. Казахстан уже проходил через этап ускоренного омоложения исполнительной власти, однако сегодня речь идет не о разовой акции, а о планомерной политике, в которой есть определенная логика: новые политико-экономические реалии требуют новых людей, адекватных времени.

Можно отметить значительный рост образовательного уровня управленческой элиты. Причем данный тезис не обязательно иллюстрировать тем примером, что количество государственных чиновников, имеющих звания докторов, кандидатов наук, профессоров и академиков, резко выросло. Речь идет именно о качественном росте: в стране сформировалась когорта профессиональных управленцев, которые с одинаковым успехом могут руководить отдельными ведомствами, предприятиями, целыми отраслями и — при необходимости — политическими проектами.

Безусловно, основным залогом успеха в этом контексте выступила политика Президента, реализуемая с самого начала 90-х годов и направленная на создание своеобразных «инкубаторов элиты» как в образовательной сфере (КИМЭП, НВШГУ, Академия государственной службы, образовательная программа «Болашак»), так и внутри управленческой (Высший экономический совет, Агентство по стратегическому планированию).

Одной из наиболее успешных стала реализация образовательной программы «Болашак», инициированной Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым. В основу данной инициативы легла идея содействия талантливой молодежи в получении качественного образования за рубежом для дальнейшего применения полученного ими опыта во благо государства.

В период с 1994 по 2006 год в рамках программы «Болашак» были присуждены сотни стипендий. Стипендия «Болашак» стала своеобразным гарантом успешного карьерного роста и профессиональной самореализации ее выпускников. Подтверждением тому служит тот факт, что многие выпускники программы сегодня занимают ответственные посты на государственной службе, в государственных и международных организациях, акционерных структурах, работают в различного рода государственных и международных проектах и тем самым вносят свой вклад в развитие государства.

Кроме того, в целях освежения и омоложения управленческого корпуса государство шло на различные эксперименты, в том числе и весьма неоднозначные. К таковым можно отнести привлечение на государственную службу сотрудников различных частных финансово-банковских и коммерческих структур, которые передали полученные ими в бизнесе навыки, приобретя взамен управленческий опыт и государственный подход к решению проблем.

Сергей СКРЯБИН


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии