Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

«Черный нал» и нефтяной терминал

Фото : 27 июля 2007, 13:53

«Черный нал» и нефтяной терминал

...Достаточно просверлить нефтепровод, приварить к отверстию фланец, включить насос — и за каких-то полчаса можно заполнить краденой нефтью целую автоцистерну. Продать ворованное сырье тоже не проблема. Его легко можно сдать по поддельным документам на нефтеналивные терминалы. О том, как бороться с преступным промыслом на «черном золоте» и что надлежит сделать для обеспечения безопасности и защиты нефтяных объектов казахстанской части Каспийского региона, шла речь в Актобе на специальном семинаре-совещании. Его участниками, помимо руководства нефтедобывающих компаний Прикаспийского региона, стали представители КНБ РК, министерств внутренних дел, энергетики и минеральных ресурсов, по чрезвычайным ситуациям, руководители ряда областных ДВД и Ассоциации охранных организаций Казахстана.

Как было подчеркнуто в ходе встречи, экономическое развитие западного региона Казахстана, и в особенности Актюбинской области, напрямую связано с добычей и переработкой нефти и газа. Вместе с тем в последние три года в нефтедобывающих регионах отмечается и активизация криминальных сообществ, специализирующихся на хищениях сырой нефти как на скважинах, так и путем врезок в магистральные нефтепроводы. Трубопроводы, наполненные «черным золотом», стали объектами постоянных «набегов» со стороны преступных групп, которые не прочь поживиться за чужой счет.

По словам Булата Баекенова, президента Ассоциации охранных организаций РК, в хищениях нефти участвуют не только члены криминальных сообществ, но и работники нефтяных компаний. Они знают всю технологию добычи и транспортировки нефти, маршруты и график выезда мобильных групп, без их участия практически невозможно организовать преступный промысел.

В своем докладе заместитель председателя Комитета криминальной полиции МВД РК Ахметжан Мукажанов отметил, что по имеющимся фактам проблемой при задержании перевозчиков углеводородов являются установление конкретного месторождения, с которого совершено хищение, и нежелание работников нефтяных компаний фиксировать факты недостачи, так как возникает вопрос об их соучастии и ответственности. Возникает вопрос и о коррумпированности среди исполнительных и правоохранительных органов на местах.

Как сообщил начальник ДВД Актюбинской области Патрис Нокин, с 2004 по 2006 год полицейскими выявлен 91 факт хищения нефти. С начала текущего года зарегистрированы два факта хищения стратегического сырья и десять фактов незаконных врезок.

По словам главного полицейского области, местное население, проживающее на территории Жанажолского и Кенкиякского нефтяных месторождений и имеющее в частной собственности специальный автотранспорт, также вовлечено в преступный бизнес, более того, для некоторых из них он является основным источником дохода.

К примеру, в прошлом году задержан безработный тридцатилетний житель Актобе, организовавший хищение углеводородного сырья с особым размахом. Он сопровождал автокараван, состоявший из шести «Уралов» с прицепами, груженными 114 тоннами сырой нефти. Безработный «бизнесмен» намеревался сбыть ее на Байганинский нефтеналивной терминал, но был задержан полицией при въезде в поселок Байганин.

В Темирском районе ликвидирована организованная преступная группа из местных жителей, которые путем врезок в магистральный нефтепровод Жанажол — Кенкияк регулярно похищали нефть и сдавали ее на терминал в поселке Шубар-кудук. Все они осуждены на различные сроки лишения свободы.

В ходе спецоперации, проведенной в АО «СНПС-Актобемунайгаз», задержан начальник нефтеналивной эстакады, совместно с восемью сотрудниками организовавший под видом нефтешлама вывоз сырой нефти. Приговором районного суда он осужден на четыре года лишения свободы.

Выявлен ряд основных причин, способствующих кражам нефти на месторождениях. Во-первых, отсутствует надлежащая ведомственная охрана территории, на которой расположены скважины и нефтепровод, во-вторых, контроль расхода нефти из дренажных емкостей осуществляется исключительно персоналом нефтяных компаний, а хищения зачастую и совершаются с их непосредственным участием, в-третьих, большая протяженность нефтепроводов и разбросанность месторождений, в связи с чем у ведомственных служб охраны предприятий не хватает сил и средств для мониторинга обстановки и охраны объектов.

Особую озабоченность участников семинара вызвал ущерб, причиняемый окружающей среде в результате незаконных врезок в нефтепроводы.

Так, в октябре 2005 года в результате одной лишь врезки в нефтепровод «Маерск Ойл Казахстан» произошел сброс нефти объемом 60 075 кубических метров, ущерб окружающей среде превысил 58 миллионов тенге.

На семинаре состоялся плодотворный обмен мнениями, его участники разработали совместный план, направленный на пресечение хищений углеводородного сырья. Также поддержана позиция правоохранительных органов, выступающих за то, что решение проблемы антитеррористической защиты нефтяных объектов должно носить межведомственный, комплексный характер.

Алмат ИМАНГАЛИЕВ,

коллаж Натальи ХАРИНОЙ

Актюбинская область


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии