Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Чтобы налоговое «устье» не мелело - инициативные предложения карагандинских прокуроров

Фото : 27 июля 2007, 14:00

Полноводными могучими реками должны выглядеть налоговые потоки, чьи глубокие русла к государственной казне проложены фискальным законодательством. Да вот беда, в «устье», если следовать географической терминологии, эти «реки» подозрительным образом мелеют. И несмотря на широкие полномочия налоговиков, сумма задолженности по обязательным бюджетным взносам хронически не снижается. В Карагандинской области, например, в 2006 году она составляла около трех миллиардов тенге. Где же те тайные «отводные каналы», которые превращают бурные налоговые «потоки» в тихие «разливы»? Изучение данной проблемы, предпринятое областной прокуратурой, показало, что в законодательстве по-прежнему имеются некоторые прорехи. Они-то и позволяют нерадивым налогоплательщикам безнаказанно уклоняться от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Не останавливаясь на простой констатации факта, в прокуратуре области не только сумели определить причины утечки бюджетных поступлений, но и выйти с инициативными предложениями в Генеральную прокуратуру республики, о чем при встрече рассказал заместитель прокурора Карагандинской области Амантай БАЖЕЕВ.

— Амантай Бажеевич, что помогает неплательщикам ускользать от фискальных органов?

— Как всегда, несовершенство законодательства. К примеру, законом не определен порядок розыска должников и обеспечения их явки в налоговый комитет. Сегодня, если налогоплательщик не проживает по указанному им адресу, то налоговыми комитетами направляется письмо в соответствующий территориальный орган по борьбе с экономической и коррупционной преступностью для организации розыска. Но в то же время ведомственными инструкциями Агентства РК по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями розыск налогоплательщиков не предусмотрен. Соответственно, он никем и не осуществляется.

Еще один пример несовершенства закона — приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков, не предъявивших налоговую отчетность. В чем проблема? В расхождении буквы закона с жизнью.

Так, общеизвестно, что юридические лица после регистрации в течение двадцати рабочих дней представляют расчеты авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу. В течение десяти рабочих дней после истечения срока сдачи декларации налоговыми органами проводится выявление таких лиц. Им направляются уведомления о приостановлении расходных операций по банковским счетам. Если налогоплательщик не проживает по указанному им адресу и органы финансовой полиции сообщили, что розыскные мероприятия не привели к его обнаружению, то налоговые органы с санкции прокурора приостанавливают расходные операции на банковских счетах юридических лиц.

Но что же происходит на практике? С момента регистрации юридического лица выполнение этих мероприятий затягивается на сроки до двух месяцев. И если создавалась так называемая «обнальная» фирма, то все указанное время она может беспрепятственно действовать.

— Что может остановить утечку налогов через этот канал?

— Закрепление административной ответственности за налогоплательщиками, представившими недостоверные сведения при регистрации. А налоговым органам следует вменить в обязанность обследование по указанному адресу, с правом направления акта в суд для привлечения налогоплательщиков к административной ответственности.

— Какие действия предприняла прокуратура области, выявив брешь в налоговом законодательстве?

— Результаты проведенного нами анализа и предложения от налогового комитета области стали основанием для обращения в Генеральную прокуратуру с представлением о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство. Их актуальность подтвердили прокурорские проверки территориальных участков судебных исполнителей. Там было выявлено нарушение законности в исполнительных документах, связанных с применением налогового законодательства.

Особое внимание следует уделить и другой стороне этого же вопроса — рассмотрению в судах исков налоговых комитетов о принудительном взыскании задолженности. С ноября 2005 по июнь 2006 года на судебных исполнителей практически была возложена роль налоговых органов по принятию мер принудительного взыскания. Произошла подмена функций. Так, только за ноябрь-декабрь 2005 года специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области рассмотрел 663 дела данной категории. Из них исковые требования удовлетворены по 650 делам на общую сумму более чем двести миллионов тенге. За девять месяцев 2006 года было рассмотрено еще 345 дел той же категории. Похвальная результативность!

Но пунктом первым статьи 15 Налогового кодекса именно на органы налоговой службы возложена задача по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. И в статье 17, и в главе 8, и в статьях 49—55 главы 9 того же кодекса говорится о мерах взыскания задолженности с налогоплательщиков в принудительном порядке. Если должник не погасит ее и в этом случае, то налоговый орган вправе принять меры по признанию его банкротом согласно законодательству.

— Амантай Бажеевич, как оценила Генеральная прокуратура республики инициативные предложения карагандинских прокуроров?

— Ответом и подтверждением правильности нашей позиции стало нормативное постановление Верховного суда республики. Оно рекомендует судьям отказывать налоговым органам в принятии исковых заявлений по взысканию недоимок в бюджет как не подлежащих рассмотрению и разрешению в гражданском судопроизводстве. Значит, незаконная практика будет прекращена.

Наталья РЫЖКОВА

Карагандинская область


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии