По стопам Бората

28 июля 2007, 10:14
Фото:

Джанибек СУЛЕЕВ

О том, что казахское телевидение запретило к показу четыре предвыборных агитационных рекламных ролика оппозиционной Общенациональной Социал-демократической партии (ОСДП) раструбили, в прямом смысле на весь мир.

По этому поводу лидеры ОСДП Булат Абилов и Амиржан Косанов на прошлой неделе дали в южной столице пресс-конференцию. По их словам подготовленные ими ролики повествуют о том, что "богатые становятся богаче, а бедные еле сводят концы с концами" с лозунгами "Разве это справедливо?!" и "Пора вернуть страну народу". "По закону мы все сделали, но каналы нам отказали, и наше глубокое убеждение, что руководителям канала, партии "Нур Отан", кому-то еще, не понравилось содержание видеороликов, очень острое политическое, социальное", - посетовали видные оппоненты действующей власти. Ролики, не допущенные к эфиру, в скором времени стали доступны для просмотра интересующимся - в интернете.

Конечно, Интернет, несмотря на свое бурное развитие, для основной массы казахстанцев малодоступен. И телевидение в этом смысле выглядит предпочтительнее в деле пропаганды и агитации собственной политической позиции. С другой стороны, тот слой общества, что имеет доступ к современным коммуникациям, надо полагать, не менее ценен, чем та отвлеченная масса, тот самый мифический народ, к которому обычно дежурно апеллирует во время выборов политический класс.

Думаю мало кто оспорит тезис, что активные пользователи Сети и есть, если угодно, тот самый мидл-класс, на крайний случай его предтеча, прежде всего в чисто политическом (а не социально-экономическом) ракурсе. Это именно тот слой общества, который может дать оценку наиболее приближенную к объективным параметрам, потому что он в силу своей информированности, определенного кругозора, наиболее скептичен и волен во взглядах. Да, он обыватель, индивидуалист и даже «болото». Он не выносит публично свои взгляды, но вполне может быть погружен во все актуальные общественно-политические перипетии. Да что далеко ходить за примером - к этому слою вполне можно отнести журналистов, которым по роду занятий приходиться торчать в Интернете, наверное, не меньше каких-нибудь банковских аналитиков, с той лишь разницей, что они утюжат не только биржевые сводки, а гораздо более универсальный контент… И расположение (к тем или иным политическим проявлениям) этих субъектов в данном контексте дорогого стоят (особенно если речь идет конкретно о журналистах). Возвращаясь к нашей теме: одним словом, ролики, попавшие в интернет, пусть часть своей миссии, но выполнили.

Итак, целых четыре канала отказались разместить видеоматериалы оппозиции в своем эфире на том основании, что в них изображены люди, которые не давали разрешения на то, чтобы их показывали по телевидению. После этого авторы роликов затемнили лица людей, однако агитматериалы в эфир так и не попали. Возможно, формально тот же телеканал «ХАБАР» прав. Но в данном случае, нисколько не разделяя таких подходов со стороны власти (а «ХАБАР» безусловно рупор власти) трудно не согласиться с весьма нелестными оценками качества вышеуказанных роликов… Например известный российский сетевой аналитик Виктор Бунге на вопрос, как он оценивает эти ролики, ответил следующим образом: «Они очень низкого исполнительского уровня. В РФ такое качество соответствует уровню середины 90-х годов. Если брать содержательный уровень. Ну, а посыл понятен - власть оторвана от народа, давайте вернем эту землю себе (помните песню Гребенщикова). Может кому-то это творчество и понравится. Но и позиция Хабар мне не совсем понятна. Думаю, создается лишняя проблема на пустом месте». Что ж, это мнение частного лица и в нашем понимании - «варяга». Но что ответить всем остальным «варяжским гостям» на их арии, которые могут теперь звучать на всех широтах и долготах Интернета… да уж, прощеньица просим - нас не так поняли, а вообще-то мы не «Бораты», просто так видеоматериал смонтировали. А так - наша реальность еще страшней, чем показано. Да-да, еще мрачней и еще ужасней. И прекрасней. Как ни странно. И вот почему…

То, что видит зритель, это видеонарез из новостных программ различных телеканалов. И такой показ сродни чтению подшивки какой-нибудь «желтой» газеты за год, причем, колонок уголовной хроники и гламурных безделиц. Затем такая методика чтения, должна быть резко заменена пресс-релизами бизнес-структур, ожидающих инвестиций из-за рубежа. Всё это следует хорошо размешать и вылить на телеэкран, проведя указующим перстом ровно по середине - так жить нельзя! Хочется спросить - а как можно? В белом свете постоянно, или в черном не вылезая? Но между днем и ночью, существуют еще и сумерки. Вот в них-то мы проживаем! И многие из нас, посмотрев эти ролики, печально покачают головами - так жить нельзя! И добавят с кротким вздохом - а в целом, жить можно. Чем собственно и заняты…

И когда зрителя начинают спрашивать с экрана - ты почему не на баррикадах? - ему в сердцах отвечают - ага, щас побегу ВАШ бизнес защищать и ВАШЕ возвращение в коридоры власти требовать!

Разве это трудно было понять, создателям этой видео мешанины? Нет, они скорее всего знали о том, что ролики будут «не пущать». Но сделали их, прекрасно понимая, что любой из «фигурантов» их морального стриптиза, гипотетически может подать на эсдеков в суд… «защита чести и достоинства, а также деловой репутации». Они это знали. Они это сделали. Они это ждали. Следовательно - это прогнозируемый скандал. Далее надеются получить максимум политических дивидендов. Причем, из простой, но профессиональной халтуры. Странное определение, но и с таким приходится сталкиваться в электоральный период.

Однако, как выясняется, зритель, причем, не только казахстанский, состоит отнюдь не только из клакеров, выстукивающих на «клаве» в показной эйфории хвалебные комментарии на крутых оппозиционных сайтах. Такие «клипы» все равно как оборотная сторона приторных роликов от партии «Нур Отан». Сегодня оппозиция из ОСДП не бьется за залы, дворцы (их туда не пускают, понятное дело, так они потом на весь мир это расписывают!), она в хорошем смысле пошла в народ. Посещает, например, базары, рынки. Народ приветствует Булата Абилова, Жармахана Туякбая. Искренне приветствует, старается дотронуться, на счастье (пусть и меня коснется кусочек счастья от крупного бизнесмена, от экс-кандидата в президенты). Но как народ голосовать то будет? «Осы Болатымыз жаксы бала гой, Жакен де маладес. Бiрак, Нурекеннiн партиясын да колдау керек шыгар негiзi…» - (Болат, конечно, классный парень, да и Жакен «маладес». Только партию Нурекена мы тоже должны отметить, а как же… ) - вот народная психология! И к роликам у электората очень трезвое отношение, прежде всего к «нур отановским». Опять реклама? - ну и шут с ней, а мы ждем турецкий сериал. И зря власть запрещает видео-агитки оппозиции (с подачи партии «Нур Отан», как утверждает А.Косанов). Ибо вряд ли аульные бабушки дали бы свой голос за «презентацию BMW X-5», которую сопровождает практически полностью обнаженная девичья задница.

Хотя… «Клип», безусловно, пользовался бы успехом у кого-нибудь, лишь только благодаря этому пикантному фрагменту. Но из-за сиюминутного лицезрения, пусть даже элегантного зада, чей «образ» потом «пошло» перебивается кадрами людей в замасленных спецовках, вряд ли кто воодушевится электоральными предпочтениями сугубо в ОСДП-ешную сторону…

Ведь самое печальное с первой порцией «роликов» состоит даже не в том, что это очень похоже на прогнозируемый скандал, на провокацию. Скандал есть. Но под ним нет серьезной базы. Потому что сам предмет спора - ролик, увы, оказался откровенно слабым. Потому и скандал получился мимолетным. Значит, пар ушел в свисток. Есть и неприличный момент. Он состоит в том, что ролики не «пропали втуне», они свободно ротируются в Интернете и… вызывают иронию у подготовленной аудитории. А, казалось бы - где как не в такой творческой баталии показать, кто на само деле талантливее и остроумнее! Ведь в этой сфере, где по идее должен веять лишь творческий дух, никакой административный ресурс играть не может по определению. Оппозиция любит ругать на чем свет стоит власть, но вот в таких «мелочах» все и открывается. Почти что по А.И.Солженицыну: «Евреев мы все пугаем, евреи нам бесперечь мешают, мешают, а оглянуться б добро: каких мы русских тем временем вырастили? Оглянешься — остолбенеешь». «Нур отановские» ролики не будут закачиваться в мобильники, но и «социал-демократические» картинки с выставки «богатства» и «бедности» тоже не имеют шансов стать популярными. Данные ролики зафиксировали, что оппозиция никак не может перебить косную власть хотя бы на этом фронте… Пусть забито прозвучит, но все они вышли из одной «гоголевской «Шинели»… хотя, похоже, что и не вышли даже.


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?