Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Альберт Рау: "СПК - не благотворительная организация, а бизнес, ориентированный на интересы государства"

Фото : 28 июля 2007, 15:03

Альберт Рау: "СПК - не благотворительная организация, а бизнес, ориентированный на интересы государства"

31 мая 2006 года правительством была принята Концепция создания региональных социально-предпринимательских корпораций (СПК). В январе 2007 года экономическое пространство Казахстана пополнилось новым игроком с участием государства - СПК "Сарыарка", которой определено работать в Акмолинской и Карагандинской областях и городе Астане. По результатам деятельности пилотного проекта будут судить об успешности идеи СПК в целом. Однако пока экспертам и предпринимательству не понятны сами цели создания региональных институтов развития в формате нацкомпаний, которым передаются госактивы, земли и недра, а также предпринимательские и социальные функции одновременно. Прояснить ситуацию согласился председатель правления АО "СПК Сарыарка" Альберт РАУ.

- Альберт Павлович, за первые полгода существования вашей структуры стало ли вам понятно: нужны СПК предпринимателям и регионам?

- Я бы по-другому поставил вопрос: находим ли мы понимание и ответную реакцию у предпринимателей? Я бы ответил: "Да, находим позитивную реакцию".

- У предпринимателя найдется положительная ответная реакция на любую инициативу государства, просто потому что они в неравном положении. А вот нужны ли вы им?

- Если рассматривать вопрос в таком контексте, то просто ответить не получится, поэтому я приведу пример. В 1997 году по программе Лисаковская СЭЗ, в которой мы - акимат - совместно с компанией "Арай" создали товарищество без образования юридического лица на следующих условиях: администрация СЭЗ тянет коммуникации, дороги и инженерные сети, а компания - ставит заводы, открывает рабочие места и т.д.

Сегодня это называется "государственно-частное партнерство", в то время мне за такую инициативу "поставили на вид". Хотя уже тогда было понятно, что основная задача государства в экономике - это инфраструктура, причем речь идет не только об инженерной или производственной инфраструктуре, но и об институциональной. Второе, на чем должно сосредоточиться государство - это подготовка профессиональных кадров, третье - грамотная, компетентная бюрократия (в лучшем смысле этого слова), четвертое - это безопасность. Это основные направления сосредоточения государственных усилий. СПК - это инструмент государства, который призван реализовать первое усилие - развивать инфраструктуру в помощь бизнесу, ну и защиту бизнеса тоже.

- В чем заключается эта помощь?

- Мы можем предоставить производственную инфраструктуру в индустриальных парках Караганды и Астаны. Мы можем обеспечить доступ к недрам не через громоздкие тендеры, а путем создания совместного предприятия, куда мы входим в качестве партнеров, обладающих правом недропользования. Мы можем предоставить землю, которая передается нам в качестве актива. Бизнес очень хорошо понял и принял те возможности, которые открывает сотрудничество с СПК. Особенно в недропользовании, потому что, чего уж скрывать, отечественные бизнесмены порой годами ждали проведения тендеров, на которых еще не понятно, кто выиграет (и даже не в части коррупции, а просто по самим условиям конкурса, смысл которых в том, кто предложит большую цену). Безусловно, предпринимателя устраивает, что есть партнер, который имеет упрощённый доступ к недрам и готов делиться этим правом на условиях просто более эффективного бизнес-плана, который должен предлагать профессиональное знание и понимание рынка, четкое представление о рентабельности и путях ее достижения и при этом готов учитывать интересы государства. Первый проект уже есть - мы провели прямые переговоры с Минэнергетики и минеральных ресурсов о передаче нам права недропользования по ряду месторождений в Карагандинской области. Предприниматели ждали конкурса на эти месторождения года два, но тендеры не проводились. Теперь за 3 месяца мы смогли не только получить право разработки, но и найти партнера с реальными возможностями по его освоению.

По земле сложнее - это ресурс, ценность которого растет ежедневно. Поэтому бизнесу интересна земля не в виде аренды, а в виде собственности. С другой стороны, и акиматы непросто делятся таким ресурсом. Но эту проблему мы успели решить при прежнем составе мажилиса. Спасибо депутатам, в последний день перед роспуском они приняли поправки в Земельный кодекс, согласно которым СПК земля передается в собственность в счет оплаты акций. До тех пор пока эта формулировка не появилась в законе, нам приходилось действовать через различные госпрограммы. Например, есть программа развития Щучинско-Боровской курортной зоны, которая предусматривает строительство туристической инфраструктуры. А мы как раз приступили к реализации совместного с международными и отечественными компаниями проекта создания кемпингов мирового класса, по которому под строительство получили 3 участка.

- Получается, что СПК - это способ облегчить жизнь чиновничеству, ответственному за проведение тендеров, а не предпринимательству?

- Нет, когда я привел пример с МЭМР, я имел в виду, что механизм получения права недропользования через СПК - это облегчение жизни и предпринимательству, и чиновничеству. Но сказать, что у нас везде "зеленый свет", к сожалению, не могу.

- Где для СПК включается "красный свет"?

- Например, в сфере имущественных вопросов. В процессе передачи нам госактивов мы нет-нет да и обнаруживаем пересечение с чьими-то интересами, тогда начинаются проблемы в виде бюрократии, которая старательно затормаживает процесс. Причем эту "старательность" ничем не докажешь.

- А как насчет бюрократии в самой СПК "Сарыарка"?

- Когда меня назначили председателем правления первой СПК, я спросил, сколько у меня есть времени? Мне сказали, не больше полугода. Поэтому мне пришлось, собирая команду, ориентироваться на то, чтобы люди были компетентными и могли быстро заняться непосредственно реализацией поставленных перед нами задач, а не оргмоментами. Это и специалисты госслужб, того же МЭМР, которые знают, как быстро решить вопросы с недропользованием, и люди из реального бизнеса. Причем у нас есть бывшие гендиректора и собственники компаний, которые опровергают миф, что из успешного бизнеса в госсектор не уходят. Так вот, собрав этих людей, я сказал: "Ребята, через полтора года мы должны кормить себя сами, а не проедать деньги, которые нам дал учредитель - государство". Мы построили свою работу так, чтобы сразу увидеть и понять, где есть быстрые проекты, и направить свои силы на них. Таким образом, выстроились наши приоритеты: недра, инфраструктура, строительство, сельское хозяйство.

- Средний срок рассмотрения проектов при этом составил...

- В начале марта мы опубликовали свой инвестиционный меморандум, определили срок подачи заявок до 10 мая. 23 мая был одобрен первый проект. Не могу сказать, что такой темп меня устраивает, но надо понимать, что организация молодая, коллектив новый, при этом проекты приходят "сырые", наши специалисты вместе с предпринимателями-заявителями по ночам бизнес-планы дорабатывали. Поэтому на первых порах мы, наверное, будем рассматривать проекты месяца полтора-два. Потом надеемся делать это быстрее. Сейчас мы анализируем, как проходила работа по первому проекту, чтобы понять, как и что усовершенствовать в наших процедурах.

- Как много заявок поступило и сколько из них отклонено?

- 58 поступило, 12 заявок одобрили - да, много отклоняем. Но в чем причина? В том, что многие подумали, что СПК - это почти благотворительная организация государства для бизнеса. Некоторые заявки были из разряда "помогите мне...". Мы объясняли, что мы не спонсоры, а предприниматели. Приставка "социальная" многих смущала.

- Критики идеи СПК указывают на то, что эта социальная функция до сих пор не понятна ни авторам идеи, ни экспертам.

- Это был один из сложных моментов - нечетко прописанные в концепции создания СПК социальные функции. Для "Сарыарки" мы решили, что эта функция будет реализовываться таким образом: получив в итоге совместной работы с частным бизнесом суммированную прибыль, 50% из нее мы направим в социальный фонд, специально созданный на территории действия нашей СПК. Который будет управляться - это самое главное - не нами, а, например, неправительственной организацией, выбранной в результате открытого конкурса. Которая будет осуществлять социальные инвестиции прозрачно. Недавно в России вышел закон об эндаументе, который мы сейчас изучаем, чтобы, возможно, что-то позаимствовать. Другие 50% прибыли мы будем реинвестировать в несырьевые секторы. Таким образом, мы получаем доходы от использования недр, финансов, индустриальных парков и земли и возвращаем их государству и населению, проживающему на территории действия СПК, в виде социального фонда. Кроме того, нас наделили социальной функцией, чтобы мы, работая с частным сектором, препятствовали нагружению предприятий "оброками" на проведение всяких тоев и акиматовских инициатив, как это бывает.

- Все, что вы сейчас обрисовали: и работа с недрами, и индустриальные парки, и даже социальная ответственность - этим всем уже занимаются и нацкомпании, и институты развития. Зачем было создавать СПК?

- Да, мы в какой-то мере подобие "Казыны" (точнее, инвестфонда, когда инвестируем денежные средства), в какой-то мере - "Самрук" (в части управления активами), и как "КазМунайГаз" мы получаем недра (до нас госкомпании в сфере твердых полезных и общераспространенных ископаемых не было). В целом же СПК - это институт развития регионального масштаба. С республиканскими институтами развития мы дополняем друг друга. Конкретный пример: "Казына", финансируя через БРК проект "Силициум Казахстан", столкнулась с отсутствием площадки, на которой есть электроэнергия и железные дорога. Нас направило правительство на помощь - мы предоставляем площадку индустриального парка Караганды, куда тянем коммуникации.

- Почему государство не может все эти функции поручить одной организации, а не создавать множество госструктур? Более того, недавно ФУР "Казына" заявила о создании совместно с акимами региональных инвестфондов, хотя при создании СПК как об одной из целей говорилось о необходимости "отлучения" акимов от бизнеса. Казахстан как рынок - очень маленькая страна, зачем нам такое количество госхолдингов и нацкомпаний? Вам тесно друг с другом не будет?

- Да, можно государство критиковать за то, что оно плодит различные институты. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны: государство пытается ускоренно двигаться вперед и, не имея права останавливаться, вынуждено что-то менять по ходу движения и отбрасывать идеи, которые не дают быстрого и значительного результата. Важно, что во всех своих инициативах государство учитывает коммерческий интерес предпринимателей, т.е. движется в сторону рыночной экономики.

- Как приоритеты СПК "Сарыарка" при выборе проектов распределены по отраслям?

- Думаю, в этом году мы порядка 15 проектов реализуем в сфере недропользования, в 5-7 бизнес-проектах мы участвуем финансами, с землей будет, наверное, 3 проекта. Наиболее крупные проекты на сегодня - это разработка ТЭО на строительство Карагандинской ТЭЦ и завод по производству биоэтанола в Акмолинской области. Некрупный по объему, но важный для нас проект - строительство двух овощехранилищ под Астаной и в Боровом. Он важен как системный в том смысле, что проект одновременно и экономический - мы отрабатываем механизм сотрудничества с частным бизнесом, и социальный - сколько лет уже говорится о проблеме дороговизны овощей и фруктов в столице?

- Законодательно предусмотрена возможность выхода СПК из бизнеса. Каким будет механизм?

- Механизм будет рыночный: если хочет частник выкупить нашу долю, то должен предложить цену, от которой мы не сможем отказаться. Кроме того, если нам перестанет быть интересно в этом бизнесе, мы захотим переключиться на другие проекты, то можем выйти из СП, продав долю по рыночной цене.

- За полгода существования СПК вывели ли вы уже какие-то системные проблемы помимо земельных?

- Земельный вопрос был самый сложный, но мы его решили законодательно.

- А с активами госпредприятий, которые, согласно концепции, должны быть также переданы СПК, местные власти также тяжело расстаются, как с землей?

- Нет, активы отдают легко, т.к. они почти все нерентабельные. Фактически производственных активов у СПК "Сарыарка" нет.

- Но ведь в концепции прописано, что СПК должны из нерентабельных предприятий сделать "конкурентоспособные, экспортоориентированные прорывные производства"?

- Вот стоит в Макинске бывший завод поршневых колец. Приходит бизнес, выкупает это предприятие и сообщает, что хочет поставить 2 линии по производству газобетона и утеплителя. СПК предлагает себя в качестве партнера, бизнес соглашается - такой подход отвечает прописанным в Концепции идеям? А вообще, конечно, с активами правительству еще предстоит разобраться.

- Есть еще какие-то системные проблемы, с которыми надо разбираться, чтобы СПК состоялись?

- Системные проблемы и должны решаться системно. 9 июля мы отчитались в правительстве на республиканском селекторном совещании по итогам нашей деятельности. Мы считаем, что СПК состоялась, и этот этап ее становления выявил все проблемы и показал успешные направления деятельности. Поэтому Премьер поручил к 1 сентября подготовить законопроект "О социально-предпринимательских корпорациях", который должен окончательно снять вопросы о сферах деятельности СПК, механизмах предоставления земли и активов, формирование и деятельность социального фонда СПК. Поэтому разработка законопроекта - новый наш приоритет.

Беседовала Ерке Тулегенова, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии