Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Имидж на колесах. Казахстан становится привлекательным для производителей машин

Фото : 31 июля 2007, 11:01

Имидж на колесах

Казахстан становится привлекательным для производителей машин. Все больше мировых автоконцернов прописываются на нашем рынке, на месте налаживая сборку своих авто. А это уже серьезная заявка для зарождения в стране новой отрасли — автомобилестроения.

Автомобиль нынче стал элементом дресскода, своего рода визитной карточкой, удостоверяющей уровень благосостояния его владельца. Все чаще семьи обзаводятся не одним, а сразу несколькими «железными» конями. По статистике, емкость национального авторынка ежегодно прирастает на 20—25 процентов, то есть на 1,7 миллиарда долларов. По нашим улицам сегодня колесят больше двух миллионов легковых машин, до 349 тысяч большегрузов и 87 тысяч автобусов.

Хотя «автопотребности» казахстанцев далеко не насыщены. Спрос на личные средства передвижения почти ажиотажный. Аналитики объясняют растущие аппетиты не только увеличением доходов населения, но и кредитным бумом. При таком тренде для развития отечественного автопрома есть все предпосылки.

Уже через два года японский автоконцерн «Ниссан» намерен начать сборку внедорожников малого и среднего класса на заводе, который возводится в окрестностях Астаны. С этим проектом инвесторы претендуют попасть в общенациональную программу «Тридцать корпоративных лидеров».

Как отмечал Глава государства, она дает частному бизнесу уникальные возможности проявить себя в государственных масштабах, поскольку Правительство готово помогать предпринимателям не только налоговыми преференциями, но и продвигать их интересы за рубежом. Понятно, что особое внимание Кабмин уделяет именно этому проекту.

Так что продукция мировых промышленных гигантов теперь будет доступна казахстанцам не только в импортном, но и в отечественном исполнении. Ведь во многих странах автопром начинался как раз с автосборочных заводов. Сегодня такие предприятия развернулись в нескольких городах. В Усть-Каменогорске компания «Азия Авто» начала с «Нивы», затем переключилась на «Шкоду», а сейчас в ее автолинейке появился и «Шевроле». В Алматы собирают троллейбусы, в Семипалатинске готовятся поставлять на рынок автобусы «Дэу» и «Пасс». А СП «КамАЗ-Инжиринг», которое обосновалось в Кокшетау, уже почти два года собирает знаменитые большегрузы. А ведь поначалу мало кто верил, что идея о создании собственного завода — не Нью-Васюки. Но скептики были посрамлены: предприятие встало на ноги и наращивает мощь. В прошлом году со здешних конвейеров сошли полторы тысячи КамАЗов, а в этом намерены выпустить 2,5 тысячи. Причем покупатели выстраиваются в очередь на два месяца вперед.

На прошлой неделе в заводских цехах побывали министр индустрии и торговли РК Галым Оразбаков и глава российского автогиганта «КамАЗ» Сергей Когогин.

— Мы считаем, что те условия, которые нам предложило Правительство РК, очень хороши, — сказал С. Когогин. — Благодаря этому грузовые автомобили стоят даже дешевле, чем в России. Если же говорить об автомобилестроении в Казахстане, то эту отрасль нельзя создать при политике открытых дверей.

На его взгляд, невозможно делать новые машины, когда из западных стран идет поток стопроцентно самортизированных семилетних машин. В этом случае необходимо создавать базу для собственной промышленности и переходить к госрегулированию рынка. Россия, к примеру, сегодня имеет средний уровень таможенных пошлин и высокую потребность в автомобилях. Два эти фактора привели туда мировые бренды как из Японии, так и из Европы и Северной Америки.

Как показывает мировой опыт, приток инвестиций в автомобилестроение начинается тогда, когда действует система мер государственной поддержки на период их становления. Сейчас казахстанское Правительство изучает возможность введения подобных мер. Скажем, Узбекистан взращивал свой автопром за счет глобальных пошлин на ввоз зарубежных автомобилей — до 80 процентов от их стоимости. Так называемый «секонд хэнд» — подержанные иномарки — вообще запрещен к ввозу. Индия и Южная Корея полностью отказались от импорта автомобилей. Китай и Таиланд на 95 процентов удовлетворяют рынок машинами мировых марок, но отечественной сборки. Мексика, Индонезия и Бразилия — от 70 до 85 процентов.

Все страны с развитой на сегодня автомобильной индустрией, в том числе и европейские, прошли этот путь. У нас рассматривается вариант о повышении ставки импортной таможенной пошлины на подержанные автомобили, свыше семи лет с нынешних 10 до 25 процентов. Дабы защитить отечественных автомобилестроителей и не превратить страну в свалку старых авто.

Правда, некоторые эксперты подвергают сомнению необходимость для республики своего автопрома. Дескать, казахстанцев не так уж много и большой объем выпуска авто отечественному рынку не «проглотить». По оценкам Сергея Когогина, емкость рынка большегрузов, которые на большой казахстанской стройке раскупаются мгновенно, достаточно, чтобы подумать о создании полноценного завода. По поводу ограниченности внутреннего рынка легковых авто — кто бы спорил! Но производственные площадки по их выпуску можно сделать базовыми, откуда они будут поставляться на экспорт.

— Думаю, мы можем занять свою нишу на региональном авторынке в течение трех-четырех лет, — считает министр индустрии и торговли Галым Оразбаков. — Это Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркмения, Азербайджан, часть российского и, возможно, китайского сегмента.

Антонина САЛАМАТИНА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии