Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

«Бетпе бет»: Астана - устойчивое развитие столицы

Фото : 31 июля 2007, 11:16

«Бетпе бет», 26.07.2007 года

Гость: Тимур Жаксылыков - директора центра устойчивого развития Астаны

Тема: «Астана - устойчивое развитие столицы»

Журналист: Данил Москаленко

Ведущий:

На канале «Хабар» время программы «Бетпе бет», добрый вечер. Я, Данил Москаленко, вас приветствую, сразу хочу представить своего собеседника, сегодня я в студию прямого эфира пригласил директора центра устойчивого развития столицы Тимура Жаксылыкова. Здравствуйте.

Гость:

Здравствуйте, Данил.

Ведущий:

Спасибо, что вы сегодня к нам пришли в студию, мы сегодня будем говорить об Астане, о нашей столице, стремительно растущей и развивающейся. Сможет ли столица избежать проблемы всех крупных мегаполисов, как комплексно развивается инфраструктура города, и если есть ли шансы у Астаны в будущем стать центрам притяжения для туристов со всего мира. Вот эти вопросы мы будем сегодня обсуждать, я напомню, что программа наша длится 20 минут. Прямой эфир, не теряйте времени. Можете уже сейчас набирать телефон, есть электронная почта, любой формат связи, который вас устраивает. Используйте его и подключайтесь к нашему диалогу. Тимур Мекешович, ваш центр устойчивого развития начал свою деятельность в январе 2005 года. Давайте телезрителям все-таки объясним - с чем связана идея, почему родилась идея о создании вашего центра, потому что, на мой взгляд, есть акимат, который должен заниматься стратегическим планированием и устойчивым развитием в том числе - нет ли здесь дублирования полномочий?

Гость:

Здесь дублирования полномочий нет. Я объясню почему: дело в том, что центр занимается исследованиями в области устойчивого социального экономического развития города и делает какие - то рекомендации. То есть мы являемся вспомогательным органом при акимате, своего рода консультирующим органам. Акимат вправе принимать и не принимать наши рекомендации, но все-таки мы стараемся работать так, чтобы большая часть наших рекомендаций учитывалась в работе и выливалась потом в какие-то конкретные решения.

Ведущий:

Давайте о конкретных решениях поговорим. Рекомендации, которые воплотились в жизнь.

Гость:

Хочу сказать, что главный продукт работы центра это был стратегический план устойчивого развития города до 2030 года, надо сказать на региональном уровне это был первый документ о стране такого рода был принят. Сейчас это программа реализуется. Есть определенный набор целевых показателей, и мы мониторим их реализацию. И в частности задействуем специальную систему мониторинга и контроля за реализацией стратегических целей и задач, так называемая система сбалансированных показателей, это наш второй проект. Который гармоничным образом вытек из нашего первого большого проекта.

Ведущий:

Все это научные слова, хотелось бы нашим телезрителям, да и мне понять- для чего же центр создан? И что уже можно так сказать, пощупать руками и посмотреть.

Гость:

Как я уже сказал, это система стратегического плана устойчивого развития. Кроме того, мы недавно участвовали в разработке программы жилищного строительства в Астане. Те рекомендации, которые в свое время мы разработали, они частью вошли в общегосударственную программу развития жилищного строительства.

Ведущий:

Вот смотрите, я вам приведу конкретный пример, я читал ваш стратегический план устойчивого развития, сказано буквально следующее: в настоящее время имеется реальная возможность закрепить стабильное развитие Астаны, обеспечить всемирную известность столицы, благодаря высокому качеству жизни и окружающей среды. Ну, хорошо сказано. Простой вопрос, как это все-таки реализовать? Качество жизни, и как его поднять? Что город -то изначально не был спроектирован как столичный центр, это был простой областной городок…

Гость:

Вы знаете, при анализе такого понятия, как качество жизни, легко прийти к выводу, что это распадается на ряд составляющих, что такое качество жизни? Это комфортные условия для выживания жителей и гостей столицы. Это чистый воздух, вода, это доступное жилье, это развитая инфраструктура отдыха, это достаточно развитая сфера услуг, промышленности, это безопасность, это устойчивая социальная среда. То есть там очень много компонентов, которые в итоге дают понятие качества жизни. Что это понятие не абстрактное, об этом говорят многочисленные рейтинги мировые, которые составляются по измерению известному, например, есть рейтинги от «Мерселконсалтинггрупп», есть рейтинг и «Эконнамистинтележнстюнит» в которых города аранжируется по качеству жизни. Мы исследуем, изучаем вот сейчас мы заключили контракты на исследование для Астаны. И с «Мерсер» и с «Экономист», которые дадут непредвзятую оценку того нынешнего состояния, в котором город находится и на основании этого можно будет сделать какую - то дорожную карту, проект по улучшению тех или иных параметров социальной среды - экологический, экономический, и наметить конкретные шаги.

Ведущий:

Давайте послушаем нашего телезрителя, есть у нас первый звонок. Говорите.

Телезритель:

Добрый вечер, Светлана, из города Петропавловска. Ваша организация называется Центр устойчивого развития столицы. В последнее время устойчивость стала популярным словом. Что Вы под ним подразумеваете?

Гость:

Понятный вопрос, что такое устойчивое развитие это сбалансированное развитие на основе рационального использования ресурсного потенциала, то есть это развитие всестороннее, всеобъемлющее, мы не можем называть только экономическую часть и забыть про социальную сферу. Мы не можем забыть при развитие человеческого потенциала тех людей, которые живут в городе, мы не можем при этом забыть про креативный класс, который сейчас становится особенно необходим для города, который хочет стать мировым, глобальным. Мы не можем забыть про экологию, это все составляющие устойчивого развития, если каждый из них будет развиваться в отрыве - это станет основой для нарастания внутреннего напряжения в городе.

Ведущий:

В принципе мы в хорошей точке находимся. Столица только в начале пути, молодая, еще много есть возможностей, для того чтобы предупредить некоторые проблемы в будущем.

Гость:

Да, в этом наше приимущество, что многие вещи мы можем решать «с листа». Но это увлечет за собой и другую сторону проблемы. Город растет очень быстрыми темпами, темпы роста они практически беспрецедентные, город растет и в демографическом, и в экономическом плане. Очень быстро и очень большая нагрузка на инфраструктуру, на социальную экономическую, жилищно - коммунальную инфраструктуру, это все проблемы, которые необходимо решать в комплексе, не забывая ни про один аспект.

Ведущий:

И еще один есть звонок. Давайте послушаем нашего телезрителя. Добрый вечер, говорите.

Телезритель:

Добрый вечер, Бахытжан из города Астаны, у меня к гостю сразу два вопроса: Астана сейчас развивается быстрыми темпами. Скажите, есть какие-то прогнозы, каким будет население столицы, когда строительство будет в основном завершено? И второе: Вы говорили о разрабатываемом вами проекте по вовлечению общественности в процесс городского управления. Как я, обычный гражданин, смогу в этом участвовать? Спасибо.

Гость:

Отвечая на первый вопрос, хотел бы сказать, что сейчас целевой показатель, когда город в основном закончит свое быстрое развитие, город закончит свое основное строительстве это 2012 год. То есть через 5 лет. И к этому времени прогнозный показатель численности населения это около миллиона человек.

Ведущий:

Около миллиона за семь лет, да?

Гость:

Нет, получается за 5 лет. Эти цифры сейчас вошли в проект среднесрочного плана развития столицы, они взяты не с пустого места, была тщательно проанализирована ситуация в сфере экономики. В социальной сфере, было проанализировано в количестве объектов социальной инфраструктуры, которые будут вводиться в это время. Школы, больницы, театры.

Ведущий:

Все это успевать будем? Потому что темп очень грандиозный.

Гость:

Да, темп огромный. Очень быстрыми темпами развивается индустриальная сфера, и градообразующая группа. По оценкам будет составлять где-то примерно 140 тысяч рабочих мест. Если учесть, что градообразующая группа это 35-40% от общего населения, то есть население реально может увеличиться за этот период на 300-350 тысяч человек.

Ведущий:

Ну, вот вы о чем говорили, качество жизни. Мы успеем предоставить миллиону человек, который появится здесь в столице к 2012 году, качественную жизнь?

Гость:

Задача очень амбициозная и вызов огромного размера. Городские власти делают все возможное, для того чтобы по современным градостроительным нормам обеспечить людей доступом ко всей имеющимся услугам, ко всей социальной инфраструктуре. Сейчас мы идем с некоторым запозданием, потому что город растет такими быстрыми темпами, как ни один прогнозный орган не мог предвидеть. Теперь в течение ближайших 3-х лет очень быстрыми темпами будет это отставание наверстываться. 32 объекта социально - культурной сферы введены за три года. До 2010 года эти школы, эти большие больницы, эти стационары медицинские, эти исследовательские центры лаборатории, будут вводиться в строй в новых университетах, то есть огромный пласт социальных объект будет введен. Кончено это сможет поднять качество жизни на новый уровень.

Ведущий:

Сергей Калугин задает вопрос. Вы говорите о конкуренции с мировыми городами, о том, что у нас скоро будет жить миллионы населения в Астане. Но вот у нас до сих пор нет нормального альтернативного городского вида транспорта. Год - два назад речь шла о монорельсовом трамвае, судя по ситуации проект сейчас заморозили, а ведь сейчас альтернативный транспорт жизненно необходим для такого города, который быстро растет. Это видно особенно в «час пик».

Гость:

Я думаю, очень своевременный вопрос, действительно, проект создания легкорельсового транспорта на самом деле не заморожен. Он действует сейчас полным ходом идет технико-экономическое обоснование по этому проекту, и я думаю, к 2010 году уже будет запущена первая очередь. Протяженность будет порядка 27 км, большое кольцо, которое пройдет по основным магистралям города - это альтернатива метро, легкорельсовый трамвай, то есть рельсовый транспорт, который будет частично идти на эстакаде, частично на уровне земли, со средней скоростью порядка 40 км в час. Для города это огромная скорость. Который не будет стоять на светофорах, и будет везде зеленый свет, который с помощью инструктуальной транспортной системы централизованно управляться с компьютера. Современное, кондиционируемое и с чистом воздухом. Люди будут в комфортных в цивилизованных условиях находиться там.

Ведущий:

Это все за 2 года построят?

Гость:

За 3 года. Ориентировочно первая очередь будет введена в строй. Ну, кроме того, есть задумки и по развитию автобусного транспорта, который мы тоже не должны забывать. Автобусный транспорт наиболее гибкий, наиболее быстро приспосабливаемый к изменению к транспортным потокам. Здесь также на сегодняшний день мы видим, что идет очень быстрое переоснащение городского автобусного парка на современные автобусы большой вместимости, в которые удобно садиться, удобно выходить людям. Автобусы с современными двигателями, у которых выхлоп гораздо чище, кстати, мы не должны забывать - и легкорельсовые транспорты, и современные автобусы будут помогать и экологическим проблемам. Вот увеличение транспорта на магистралях этому способствует.

Ведущий:

Вот второй вопрос был у Бахытжана по поводу вовлечения общественности в процесс городского управления. Это что такое, это местное самоуправление имеется в виду?

Гость:

Вовлечение общественности в процесс городского управления мы рассматриваем как увлечение социального капитала. То есть этот механизм, с помощью которого гражданин может влиять на процедуру принятия исполнения каких-то решений в городе. Формы могут быть разными, это как электронный акимат, это проект, кстати, реализуется в городе и, наверное, скоро будут видны определенные результаты его. Это и мониторинг общественного мнения, то есть мониторинг по принятию каких - то управленческих решений, чтобы была обратная связь. Городские власти были в курсе всегда, какие решение вызывает позитивные отклик. Какие решения может быть недостаточны освещены, недостаточно разъяснены населению, где необходимо работать. Но так или иначе суть состоит в том, чтобы создать благоприятную социальную сферу в городе, социальный климат и повысить гражданскую ответственность граждан за тот город, в которым они живут. За те решения, которые принимаются властями для того, чтобы нам всем было комфортно жить.

Ведущий:

Понятно, давайте послушаем, нашего телезрителя, у нас осталось всего 3 минуты. Говорите.

Телезритель:

Здравствуйте, меня зовут Айгерим, я из города Алматы. Руководство страны много говорит о необходимости повышения роли Казахстана в мире. Астана в свою очередь как способствует этому?

Ведущий:

Спасибо.

Гость:

Вопрос очень правильный, я хотел бы сказать, что вся та работа, которая проводится сейчас в городе - это развитие инфраструктуры, развитие индустриально составляющей промышленности города, все это направлено на то, чтобы повышать роль города, как в экономике страны, так и на международном уровне. Так если просто коротко взглянуть ретроспективно, то в 1998 году вал региональной продукт Астаны, его доля ВВП государства составлял 2%, а сейчас 9% а через 3 года мы ожидаем 17%. Эта доля, то есть значение Астаны для экономики страны выросло многократно, такая же динамика по нашим оценкам будет в ближайшее 5-7 лет будет сохраняться. И те производства, которые сейчас завозятся, мы знаем 6 июля в день города глава государства передал ленту нескольких крупных предприятий, которые строятся в городе, это автомобильный завод «Ниссан», это завод по производству автомобильных шин «Нокия», это локомотивный завод «Дженерал электрик» это все очень технологичные экологические чистые современные предприятия с высоким уровнем добавленной стоимости. Это те предприятия, которые помогают диверсифицировать экономику города и страны, это те предприятия, которые позволят поднять роль города в экономике страны и в экономике всего региона. То есть мы видим, что это работа идет и большие успехи уже дает, здесь я думаю, что в ближайшее время мы увидим еще немало подобных достижений.

Ведущий:

Вот есть вопрос, который поступил от Кайрата Нуржанова. Здравствуйте, не считаете ли вы, что климат Астаны будет отпугивать туристов и инвесторов - ведь энергозатраты в зимний период колоссальные. Ни одна столица в мире не существуют в таких жестких климатических условиях.

Гость:

Я думаю, что климат, конечно, это та вещь, с которой бороться тяжелее всего, но мы видим, с чего начинал город, к чему он пришел сейчас. Мы видим, что это не стало препятствием ни для инвесторов, ни для населения, современная технология все-таки позволяет снизить воздействие климатического фактора на производство жизнеобеспечения. Да, у нас бывает холодно зимой, да, у нас бывают ветры, но я не думаю, что это настолько серьезный фактор, чтобы отпугнуть инвесторов. Ну и другое дело с туризмом. Конечно, развитие массового рекреационного туризма наверное, мало возможно, у нас нет моря, у нас нет гор, здесь у нас довольно суровый климат, мы видим какими темпами развивается бизнес - туризм, мы видим, что Астана становится глобальным городом, которая все больше и большими с мировыми центрами по авиасообщению, по бизнес - контактам связывается, и значение Астаны постоянно растет.

Ведущий:

У нас осталось две минуты прямого эфира, вот еще один вопрос от Асель. Она задает вам вопрос: какое место в вашей работе занимает вопрос повышения качества государственных услуг, Тимур Мекешович, вы были например, хоть раз в одном районном управлении юстиции, как там обслуживают, в каком здании принимают, об этом не хочется говорить - в общем, далеко не столичные условия.

Гость:

Проблема ясна, кстати, хотел бы сказать что один из наших проектов это разработка стандартов оказания государственных услуг. Мы сейчас эту работу ведем на городском уровне, то есть у нас есть два пилотных департамента. Департамент образования, департамент внутренней политики. Мы изучили те госуслуги, которые они оказывают в разрабатываемом стандарте. То есть в этих стандартах будет прописан тот минимум качества, который должен получить каждый гражданин, обращающийся за услугами. От времени рассмотрения того или иного запроса до получения результата на выходе. То есть я понимаю, что это проблема довольно остро стоит, но движение вперед есть, движения в сторону улучшения есть. Эти проблемы будут решаться.

Ведущий:

Давайте послушаем вопрос нашего телезрителя, это будет последний вопрос потому что время наше заканчивается, говорите, мы вас слушаем.

Телезритель:

Здравствуйте, меня зовут Мухтар, я из города Астаны, В последнее время меня лично беспокоит ухудшение экологической ситуации в столице. Какие-то меры по решению этой проблемы предусматриваются?

Гость:

Ну, это тот же самый вопрос, который имеет отношения к транспортной ситуации. Сейчас вклад автомобильного транспорта в загрязнение воздуха это примерно 50%. Еще 50% это промышленные выбросы. Что делается сейчас? Зеленая зона растет очень быстрыми темпами, внедряются новые автобусы экологические чистые, будет, наверное, в ближайшие несколько лет осуществлен переход на стандарт «Евро-2» - эти все меры будут способствовать…

Ведущий:

…приведут к определенным результатам. Время, к сожалению, у нас вышло. Беседа получилась интересной, спасибо вам большое за то, что вы сегодня к нам в эфир пришли. Я напомню, что мы говорили об устойчивом развитии нашего главного города - Астаны. В гостях у нас был Тимур Жаксылыков - директор центра устойчивого развития Астаны. Я благодарю вас за внимание и буду рад встрече в эфире через несколько дней. До следующей недели, до свиданья!


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии