Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Масштаб и качество. Конституционная реформа

Фото : 1 августа 2007, 11:27

Изменения в Основном законе, инициированные Президентом Нурсултаном Назарбаевым, — историческое, знаковое событие, открывающее новый этап развития Казахстана. Сам факт проведения столь масштабных реформ говорит о реальном стремлении республики к достижению конкурентоспособности на мировой арене. Совершенствование политической системы, то есть модели госуправления, без сомнения, будет способствовать качественному рывку нашей страны во всех сферах жизни.

Весьма показательно, что основные положения конституционной реформы на протяжении ряда лет разрабатывались совместно политическими партиями, государственными органами и общественными объединениями. Деятельность Постоянно действующего совещания, Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества, а затем Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ следовала единой логике. Все они внесли огромный вклад в реализацию стремления казахстанского общества к демократическим переменам. Хотя в конечном итоге все свершившиеся преобразования стали возможны исключительно благодаря политической воле, решимости и стратегическому видению Главы государства.

Сегодня не все общественно-политические силы осознают значение конституционной реформы. По мере приближения выборов в Мажилис и маслихаты со стороны оппозиционных партий слышатся негативные отзывы. Причина тому ясна: серьезный шаг, сделанный властью в направлении демократизации, лишает важнейшего аргумента их пропаганды. И поскольку конституционные преобразования являются практической реализацией принципов демократии, оппозиционные партии безуспешно пытаются представить поправки в Основной закон как противоречащие основным либерально-демократическим ценностям.

Ну а в целом у общества конституционные новеллы вызвали живейший интерес. Особый резонанс получили изменения, касающиеся деятельности Президента, расширения полномочий Парламента и новой электоральной системы. Так, большинство экспертов высказывает мнение, что цель поправки, дающей Н. А. Назарбаеву возможность избираться на пост Главы государства неограниченное количество раз, не во введении пожизненного правления, а в предоставлении первому Президенту права выставлять свою кандидатуру на будущих выборах. И в данном случае права других кандидатов в рамках следующей президентской кампании никак не ущемляются. Окончательный выбор все равно остается за казахстанцами.

Кроме того, согласно обновленной Конституции, Президенту предоставляется право на участие в деятельности политической партии. Это существенно повышает ответственность партии и лидера страны перед избирателями и будет стимулировать политорганизации и граждан участвовать в предвыборной борьбе.

Существенно повышается роль Парламента в управлении государством, при этом ряд ключевых полномочий законодательному органу передается Президентом. В частности, перед вынесением на рассмотрение Мажилиса кандидатуры Премьер-Министра Президент обязан проводить консультации с партийными фракциями в нижней палате. Значительно упрощается и процедура выражения вотума недоверия Правительству. Для этого теперь достаточно простого большинства голосов. То же можно сказать о выражении недоверия отдельно взятым министрам.

Конституция регламентирует дополнительный инструмент, которым Парламент может выразить вотум недоверия Кабинету. Имеется в виду отказ депутатов утвердить отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета. Набрав простое большинство голосов, парламентарии вправе обратиться к Президенту с ходатайством об освобождении от должности члена Правительства. Каждая из палат Парламента теперь самостоятельно определяет двух членов Конституционного совета и Центральной избирательной комиссии. А назначение на должность председателя Национального банка будет осуществляться с одобрения Мажилиса. Сенат в свою очередь получает полномочия выполнять функции всего Парламента в случае роспуска нижней палаты.

Увеличение же числа сенаторов, назначаемых Президентом, с семи до 15 человек обусловлено необходимостью установления равновесия между палатами. Процесс усиления Сената, идущий параллельно с расширением полномочий Мажилиса, позволит построить эффективно функционирующий и сбалансированный двухпалатный Парламент.

Нынешние нововведения позволят повысить прозрачность и эффективность избирательного процесса. В первую очередь необходимо сформировать сильные и ответственные политические партии, обладающие соответствующими возможностями и влиянием для защиты прав и интересов своих избирателей. Не случайно в республике осуществлен переход на пропорциональную избирательную систему, применяющуюся в 60 процентах демократических стран.

Формирование Парламента по партийному принципу наряду с внедрением императивного мандата приведет к значительному повышению эффективности законотворческой работы. Сокращение возможностей избрания самовыдвиженцев позволит снизить вероятность прохождения в законодательный орган непрофессионалов, тем самым улучшится качество депутатского корпуса.

В пользу делегирования в Мажилис девяти депутатов от Ассамблеи народа Казахстана говорит необходимость обеспечения представительства различных этнических групп страны в Парламенте. Теперь все казахстанцы, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности, напрямую смогут влиять на процесс принятия политических решений и быть уверенными, что их мнение учтено. Таким образом, вместо создания новых этноконфессиональных организаций выбран наиболее оптимальный путь — модернизация существующего органа, зарекомендовавшего себя за годы независимости в качестве эффективного и надежного института гармонизации межнациональных отношений.

По поводу введения так называемого «ценза оседлости» специалисты справедливо высказывали соображения, что лица, претендующие на должность депутата или Президента, должны прожить в Казахстане достаточное время, чтобы обладать конкретным и целостным знанием о текущих социально-политических проблемах страны и умонастроениях своих сограждан.

Изменение процедуры проведения референдума вызвано тем обстоятельством, что голос простого большинства не является репрезентативным в условиях большой и малонаселенной страны. По этой причине для справедливого отображения мнения всех казахстанцев необходим учет мнения жителей различных частей республики.

Нельзя не упомянуть и о реформе местного самоуправления, направленной на усиление контроля за деятельностью акимов со стороны населения. Основным инструментом здесь выступят маслихаты, избираемые местными жителями.

Наконец, в рамках модернизации судебной системы передача функции назначения судей от Министерства юстиции Высшему судебному совету позволит существенно повысить качество работы и ответственность судей. Ведь члены названного совета назначаются непосредственно Президентом. Благодаря такому порядку вопросы формирования и функционирования судейского корпуса будут находиться под контролем Главы государства.

В целом не вызывает сомнений, что в результате конституционной реформы, поддерживаемой подавляющим большинством населения, в Казахстане окончательно утвердятся новые демократические институты, значительно укрепится авторитет государства в международном сообществе.

Магзум СУЛТАНГАЛИЕВ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии