Вопросы, возникающие при осуществлении

субъектами естественных монополий закупок товаров, работ и услуг

 

Т. Каметов,

начальник отдела организационно правовой работы

Управления Агентства Республики Казахстан

по регулированию естественных монополий

по Акмолинской области

 

В соответствии с изменениями в Законе РК «О естественных монополиях» введены новые понятия «стратегические товары - уголь, газ, мазут, дизельное топливо, используемые в качестве топлива для производства тепловой энергии субъектами естественных монополий, электрическая энергия - для субъектов естественных монополий в сферах передачи и распределения электрической энергии, водохозяйственной и канализационной систем», «производители стратегических товаров - физические и юридические лица, производящие стратегические товары либо непосредственно от имени иностранного производителя реализующие их на территории Республики Казахстан».

Пунктом 2-1 статьи 18-4 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» в новой редакции предусмотрено, что «закупки стратегических товаров субъект естественной монополии осуществляет непосредственно у производителей стратегических товаров, за исключением случаев:

наличия дефицита электрической энергии на соответствующем товарном рынке при отсутствии доступа на рынок централизованной торговли электрической энергии и мощности;

закупки газа у организаций, осуществляющих его импорт, при наличии дефицита газа».

Пунктом 9-2 Правил закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции № 149-ОД от 6 июня 2003 года предусмотрено, что закупка субъектами естественных монополии стратегических товаров в виде мазута и (или) дизельного топлива осуществляется у собственников нефти или у производителей нефтепродуктов, являющихся собственниками указанных нефтепродуктов.

По нашему мнению, в ходе применения вышеназванных норм нормативных правовых актов, на практике возникают следующие вопросы:

- при проведении тендеров на закупку стратегических товаров, субъекты естественных монополии в объявлениях о проведении тендера указывают информацию о том, что к участию в тендере допускаются лишь потенциальные поставщики - производители стратегических товаров. Вместе с тем, в Правилах закупок субъектами естественной монополий товаров, работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги не предусмотрена указанная норма. В связи с чем, требуется внесение соответствующих изменении и дополнений в указанные Правила;

- в каком порядке должны производится закупки стратегических товаров, в случае, если тендер не состоялся ввиду отсутствия заявок, а заключение договора из одного источника невозможно, в связи с отказом производителей стратегических товаров заключать договор.

Так, к примеру, ГКП на ПХВ «Атбасар-теплосервис» при акимате Атбасарского района (далее - ГКП) был проведен тендер на закупку угля, однако тендер не состоялся, в связи с отсутствием заявок. ГКП с целью заключения договора на поставку угля из одного источника, в установленном порядке обратился к производителю стратегических товаров по углю - ТОО «Майкубен Вест».

Однако, последний отказал в заключение договора, ссылаясь на то, что у него имеются два товарищества, которые заключают договоры на поставку угля, и соответственно рекомендовал ГКП обратиться к ним.

Считаем, что в целях предупреждения таких ситуаций, необходимо разработать правовой механизм, который не позволял бы производителям стратегических товаров отказывать субъекту в заключение договора по вышеназванным причинам.

Также требует разрешения вопросы, возникающие при осуществлении субъектом естественных монополий государственных закупок.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18-4 Закона РК «О естественных монополиях» предусмотрено, что «в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, уполномоченный орган вправе дать согласие на осуществление субъектом естественной монополии закупок путем проведения закрытого конкурса, закупок из одного источника».

В пункте 109 Правил организации и проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, утвержденных постановлением Правительства РК от 31 октября 2002 года № 1158 указано, что регулирование деятельности субъектов естественной монополий в части установления цен (тарифов) или их предельного уровня и особого порядка формирования затрат, а также регулирование и согласование способа закупок осуществляется уполномоченным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности субъектов естественных монополий.

При этом контроль за соблюдением норм законодательства РК по государственным закупкам осуществляет уполномоченный орган по государственным закупкам.

Однако из указанных норм нельзя определить, каким образом и в каком порядке необходимо регулировать и согласовывать способы государственных закупок, т.к. согласно требованиям Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» заказчик обязан согласовывать все свой действия, связанные с закупками с уполномоченным органом по государственным закупкам, но не с уполномоченным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности субъектов естественных монополий.

Отсутствие конкретных норм, регулирующих вопросы, связанные с закупками вызывает определенные затруднения в осуществлении контроля за соблюдением норм законодательства Республики Казахстан.

2 августа 2007, 13:01
Источник, интернет-ресурс: Сайт АРЕМ

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript