Новое в избирательной практике: выборы по партийным спискам

 

- Талгат Мамираимов, КИСИ при Президенте РК

 

С введением пропорциональной системы выборов политические партии играют все более значимую роль в процессе управления государством

В мае этого года в Конституцию Казахстана внесли изменения, которые стали точкой отсчета новой эпохи в построении и развитии государственности страны.

Эти поправки существенно перестроили структуру государственной власти, партийной системы, так как создали качественно новые условия взаимоотношений государства, общества и политических партий.

Одним из главных направляющих стержней этих изменений станет введение избираемости всех депутатов нижней палаты, за исключением квоты Ассамблеи народов Казахстана, по партийным спискам в рамках пропорциональной избирательной системы.

В отличие от других избирательных систем, выборы по партийным спискам наиболее адекватно отражают все основные политические интересы и предпочтения общества. Эта избирательная система в большей мере позволяет власти не отрываться от нужд и ожиданий народа, не становиться замкнутой в себе бюрократической системой.

На основе пропорциональной избирательной системы возможно построение более гибкого курса государственной власти, основанного на постоянном обновлении.

Кроме того, подключение общества к продолжению реформ является очень важной задачей для всего государства.

Одной из целей конституционной реформы стало обеспечение устойчивого развития страны. При этом одним из главных факторов обеспечения стабильного развития Казахстана будет являться пропорциональная избирательная система. Посредством этой системы станет возможным рекрутирование всего общества, его основных сегментов на дальнейшее продолжение реформирования, модернизации страны.

Введение пропорциональной избирательной системы сделает более прозрачным обновление и пополнение органов государственной власти новыми кадрами. Пропорциональная система выборов делает наиболее эффективным действие такого механизма, как парламентское формирование правительства. Выборы по партийным спискам позволяют подключать к формированию центрального органа исполнительной власти государства наиболее достойных представителей общества.

В соответствии с конституционной реформой партия парламентского большинства получила право выдвигать кандидатуру главы правительства, формировать большую часть Кабинета министров. Это приведет к тому, что наиболее влиятельные политические партии смогут оказывать серьезное влияние на формирование состава центральных исполнительных органов. Последнее обстоятельство говорит о том, что политические партии будут нести ответственность за курс Кабинета министров.

Кроме того, одним из факторов, способствующих реальному воздействию политических партий на функционирование государственной власти, стало разрешение на слияние общественных и государственных институтов.

Как показывает опыт, правительство, формируемое нижней палатой, является наиболее динамичным и профессиональным. Поэтому не случайно новые пути формирования мажилиса привели к тому, что, согласно законодательству, главным принципом работы правительства станет коллегиальность, совещательность при обсуждении и принятии решений. Теперь постановления правительства будут приниматься большинством голосов от общего числа на основе голосования.

Перед вновь избранным мажилисом президент, согласно новым положениям Конституции, ставит вопрос о его доверии правительству. Если мажилис нового созыва выразит правительству доверие, то оно продолжит исполнять свои обязанности. И деятельность Кабинета министров будет выстраиваться в тесном сотрудничестве с фракциями парламента.

Следует отметить, что контроль за деятельностью правительства со стороны фракций парламента является реализацией идеи о том, что именно общество должно выбирать векторы развития государства. Пропорциональная избирательная система позволяет наиболее адекватно отражать все основные политические интересы и предпочтения общества. Нижняя палата парламента, сформированная по этой избирательной системе, отражает все слои общества. Партийные фракции, направляя работу правительства, тем самым выполняют волю общества, реализовывают его интересы. Это, в свою очередь, повышает ответственность законодательной власти за реализацию реформ в нашей стране. Поэтому для обеспечения стабильной работы парламента, ответственности его депутатов необходимо было ввести конкретные механизмы. В этих целях, например, было введено действие императивного мандата. Императивный мандат налагает ответственность на каждого депутата за свою деятельность перед фракцией, которую он представляет.

С другой стороны, действие императивного мандата вводит механизм, обеспечивающий реализацию интересов избирателей в деятельности депутата, его постоянному соответствию предвыборной программе своей партии. Кроме того, на основе этого пресекается зависимость деятельности депутата от различных внепартийных групп давления, лоббирующих свои интересы. Таким образом, депутат парламента становится ответственным за всю работу, как правительства, так и фракции, которую он представляет.

Необходимо отметить, что особенности пропорциональной избирательной системы Казахстана способствуют прохождению в мажилис крупных, хорошо организованных партий. Формирование мажилиса из наиболее крупных и популярных партий необходимо для выстраивания стабильной работы правительства и мажилиса. Казахстан планирует в ближайшие годы войти в число 50 самых конкурентоспособных государств мира. Для достижения этой цели Казахстану необходимо будет реализовать массу программ и проектов, направленных на инновационно-технологическое, демократическое развитие страны. Поэтому очень важно, чтобы мажилис и Кабинет министров сплоченно, без суеты и противостояния обеспечивали развитие нашего государства.

В русле этой же логики в руках президента сохранились существенные рычаги воздействия на деятельность правительства. Данная мера необходима, так как она позволит всей государственной власти сплоченно продолжать социально-экономические и политические реформы. В данном случае президент будет выступать координатором совместной деятельности правительства и парламента.

Помимо усиления взаимной ответственности исполнительной и законодательной власти, повышается ответственность и главы государства в силу уравнивания срока его правления со сроком полномочий мажилиса и маслихатов. Уравнивание сроков полномочий президента, законодательной власти и органов местного самоуправления продиктовано стремлением обеспечения предсказуемости деятельности государственной власти, когда понижается вероятность доминирования одной ветви власти над другой. Таким образом, посредством данной реформы закладывается механизм не только сдержек и противовесов исполнительной и законодательной власти, но и стабильности всей государственной власти.

В настоящее время в Казахстане экономические и политические реформы после достижения определенных количественных результатов требуют своего качественного развития. Качественная диверсификация экономической и политической сфер возможна лишь на основе мобилизации практически всего потенциала государства. Поэтому последняя конституционная реформа направлена, преимущественно, на разрешение этой задачи, имеющей стратегическое значение для будущего нашей страны. В этих целях необходимо мобилизовать практически все ресурсы — как государства, так и общества. Введение выборов по партийным спискам как раз является одним из механизмов мобилизации государственной власти, элит, простых граждан на участие в качественной диверсификации экономической и политической сфер страны.

 

04 августа 2007

 

 

4 августа 2007, 20:01
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Комсомольская правда-Казахстан»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript