Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Выпускники инженерных факультетов казахстанских вузов приходят на производство без практических навыков

Фото : 6 августа 2007, 16:49

Не только знать, но и уметь

Выпускники инженерных факультетов казахстанских вузов приходят на производство без практических навыков

Евгений ШИБАРШИН, 03.08.2007

КОСТАНАЙ - Процесс возрождения отечественного производства в Казахстане обнажил такую острую проблему, как нехватка квалифицированных инженеров. Высшие учебные заведения отреагировали на этот запрос увеличением набора студентов, желающих получить техническое образование. Однако в новых экономических условиях уровень их подготовки оказался настолько низким, что предприятиям они оказались не нужны.

Почему так произошло? Ответ на этот вопрос попытался найти доцент кафедры энергетики Костанайского инженерно-экономического университета (КинЭУ) им. М. Даулетова, кандидат технических наук Юрий ГЛАДОВ. После учебы в Московском энергетическом и Алматинском политехническом институтах он долгое время работал в энергосистеме, там же и в свое время «остепенился». После того как достиг пенсионного возраста, решил посвятить себя преподавательской работе.

По мнению Юрия Гладова, каждая профессия имеет свои особенности. У инженера-электрика она определяется опасностью, связанной с работой на оборудовании, находящемся под воздействием электрического тока. Отсюда строгая регламентация в допуске людей и уголовная ответственность за нарушение установленных правил в случае ЧП. Но как стать полноценным инженером-электриком, если ты не получил определенных практических навыков?

- Сегодня в программе подготовки инженеров предусмотрена учебная практика и практика на производстве, - говорит Юрий Гладов, но дело в том, что технический специалист должен проходить ее на том оборудовании, с которым ему придется иметь дело после окончания вуза. И тут начинаются проблемы. Вузы его не имеют, а на частном предприятии никому не хочется возиться с нашими ребятами. Например, в энергетике ценен человек, имеющий квалификационную группу, которая позволяет ему работать на оборудовании с напряжением свыше 1000 вольт и производить все операции самостоятельно. Это 4 и 5 группы. Причем специалист с 5-й группой уже имеет право выписывать наряды на производство работ. Кому нужен инженер, не имеющий таких допусков? Никому. Но кто их даст этому инженеру, если вуз не имеет для этого соответствующей базы?

Невольно возникает вопрос: а как стали квалифицированными инженерами сегодняшние производственники? Ведь они в свое время тоже вышли из институтов, которые никогда не имели базы для практической подготовки специалистов?

- Система подготовки инженерных кадров в советское время складывалась из двух этапов, - отвечает на этот вопрос Юрий Гладов. - На первом студенты получали теоретические знания. После получения диплома об образовании они направлялись на производство, где получали статус молодого специалиста, который их на три года защищал. Им должны были дать жилье, закрепить наставника. Это уже второй этап.

Например, меня после окончания политеха направили работать на свинцово-цинковый комбинат. Директор предложил мне готовиться на должность дежурного инженера-электрика. Для этого нужно было пройти годичную стажировку на предприятии. За мной закрепили опытного наставника, и в результате уже через полгода я знал и умел все, что для этой должности нужно. При таком подходе вузам не нужна была собственная база для практической подготовки инженеров. Но когда не стало СССР, предприятия стали частными. Система теоретической подготовки в вузах осталась та же, а прежнее звено практической подготовки выпало. Теперь частники берут только готовых специалистов. А их становится все меньше и меньше.

Чтобы как-то решить проблему обучения навыкам практической работы студентов, Юрий Васильевич предложил руководству КинЭУ построить полигон, установить на нем основное оборудование, которые используется на электрических подстанциях.

- Оборудование мы взяли на предприятии, где я раньше работал, - рассказывает Гладов. - Там его меняли на новое и поэтому списали. Теперь я читаю лекцию и потом веду туда студентов, и они своими руками щупают те железки, с которыми им когда-то придется работать. Но этого мало. Нужно менять программу обучения. Теперь в теоретических дисциплинах (таких, например, как математика и физика) нужно давать больше тех знаний, которые можно будет применить в будущей профессии. В Казахстане, с переходом на трехступенчатую систему высшего образования, процесс идет даже в обратную сторону. При подготовке бакалавров, где как раз и нужно бы вводить такую систему подготовки, наоборот - количество часов по этим курсам уменьшают. А надо бы их объем сохранить, давая больше знаний, применимых в инженерной работе. Теоретическую же компоненту увеличивать в магистратуре. Ведь она готовит кадры для научной работы. Кстати, насколько я знаю, на западе бакалавры не становятся сразу инженерами. Для получения этого звания они должны 3-4 года поработать на производстве.

Доцент Гладов предлагает и другие способы для улучшения практической подготовки будуёих инженеров. Например, он готов создать из своих студентов бригаду по наладке электрооборудования и выполнять соответствующие заказы. По его мнению, ребятам нужна серьезная работа, тогда они и вкус к своей профессии почувствуют, и приобретут необходимые навыки.

- Когда мы сделали полигон, то много писали об этом в местной прессе, но дело дальше не пошло, и, похоже, это сейчас никого особенно не интересует, - сетует Юрий Васильевич. - Вообще, процесс образования у нас какой-то тупиковый. Зачастую учатся те люди, которые лишь исправно платят за учебу. А диплом инженера можно просто купить. И мы еще говорим о развитии у нас науки! А какая наука может быть при такой подготовке? Разве можно так привить любовь к инженерной профессии?

…Идей в голове у Гладова много - хватит на докторскую диссертацию. Только ведь они в таком случае останутся лишь на бумаге. А надо бы, чтобы и здесь было больше практического, чем теоретического. Но это уже как в Министерстве образования и науки посмотрят.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии