Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Идея с запуском отечественного автопрома на базе японского концерна «Ниссан» пока выглядит весьма туманно

Фото : 6 августа 2007, 17:55

№ 30 (345) от 06.08.2007

Наталья БУЕНКО, Астана

Казахстанские чиновники в очередной раз поставили телегу впереди лошади. Идея с запуском отечественного автопрома на базе японского концерна «Ниссан» пока выглядит весьма туманно. Первый внедорожник сойдет с конвейера не раньше чем через два года, зато пошлины на ввоз автомашин старше семи лет поднимутся уже в этом году. Каким «железным коням» начнут отдавать предпочтение наши автолюбители - большой вопрос и, к сожалению, далеко не единственный.

По статистике емкость национального авторынка ежегодно растет на 20-25 процентов, или на 1,7 миллиарда долларов. В стране сегодня насчитывается более двух миллионов легковых машин, около 349 тысяч большегрузов и 87 тысяч автобусов. Но если на грузовики в силу строительного бума спрос огромен, то с легковушками все далеко не так оптимистично.

- Возможности рынка коммерческих автомобилей в Казахстане достаточны для того, чтобы здесь можно было создавать полноценный завод по производству грузовых автомобилей, - отметил глава российского автогиганта КамАЗ Сергей Когогин. - Для легковых автомобилей население в 15 миллионов, прямо скажем, маловато. Производитель может прийти, сделав этот рынок базовым, и с этой площадки продавать технику в соседние страны. Но для этого надо создавать условия. Эту отрасль нельзя начинать при политике открытых дверей.

Как показывает мировой опыт, инвестиции начинают поступать в эту сферу, когда включается система мер господдержки на период становления производства. К примеру, в России введен средний уровень таможенных пошлин. Узбекистан вообще ввел запрет на ввоз подержанных авто и увеличил платежи на ввозимые иномарки до 80 процентов. Индия и Южная Корея полностью отказались от импорта автомобилей. Китай и Таиланд на 95 процентов удовлетворяют рынок машинами мировых марок, но отечественной сборки. Мексика, Индонезия и Бразилия - от 70 до 85 процентов.

Поэтому и отечественные чиновники планируют повысить ставки импортный таможенной пошлины на подержанные автомобили свыше семи лет с действующих 10 до 25 процентов. По словам министра индустрии и торговли Галыма Оразбакова, постановление правительства выйдет, скорее всего, уже в сентябре нынешнего года. А это значит, что вслед за этим рынок всех легковушек резко отреагирует повышением цен. При этом новые внедорожники увидят свет не раньше чем через два года. И тогда спрос в очередной раз превысит предложение, потянув за собой рост стоимости «железных коней».

Более того, надо учитывать, что «новые колеса» все равно сойдут с конвейера явно не дешевыми, даже несмотря на то, что новому предприятию по аналогии с ныне действующим в Усть-Каменогорске «Азия авто», возможно, дадут льготы и преференции. В частности, последним присвоен статус так называемого свободного склада, комплектующие, завозимые на это предприятие, освобождаются от импортных таможенных пошлин. А продукция, выпускаемая в первом обращении, освобождается от уплаты НДС. Какие в итоге послабления достанутся новой компании, пока никто не знает.

Тем не менее много ли найдется граждан, готовых купить джип отечественной сборки по цене иномарки средней руки? Кроме того, в Мининдустрии так и не ответили, смогут ли позволить себе жители села приобрести казахстанского «железного коня», когда его выпуска еще придется ждать не один год? И это на фоне того, что самые доступные сейчас автомашины, чей возраст где-то варьируется в пределах 10 лет, резко вырастут в цене. Или мы за это время, как в Поднебесной, пересядем на велосипеды в ожидании чудес отечественного автопрома? Ответов на эти вопросы государственные мужи пока не дали.

Также до сих пор не ясно, проводились ли маркетинговые исследования о вкусах и предпочтениях казахстанских автолюбителей, какова их покупательская способность. Говорить в данном случае общими фразами вряд ли уместно. Иначе получится, как в случае с первой жилищной программой, когда без анализа ситуации на рынке понастроили в регионах трех- и четырехкомнатных квартир, а потом не смогли их реализовать.

Так и с автопромом. Те, кто может позволить себе купить внедорожник, отдают предпочтения более респектабельным авто. И потом не стоит забывать, что среди японских производителей наибольшей любовью в Казахстане пользуется «Тойота». По оценкам некоторых экспертов, автомашины именно этого концерна занимают в нашей стране лидирующее положение по продажам.

- Кстати говоря, все наши автопромы нацелены не только на Казахстан. Мы можем однозначно вести речь об экспорте. И сегодня «Азия авто» порядка 5 процентов своих автомобилей экспортирует на рынки Средней Азии. Думаю, мы можем занять свою нишу на региональном авторынке в течение трех-четырех лет, - считает министр индустрии и торговли Галым Оразбаков. - Это Таджикистан, Кыргызстан, Туркмения, Азербайджан, Узбекистан, часть российского и, возможно, китайского сегмента.

Но и здесь больше вопросов, чем ответов. Жители первых трех стран при довольно низком уровне жизни вряд ли потянут наши джипы, а в остальных на страже интересов собственного автопрома стоит государство. Да и 5 процентов для экспорта весьма низкая цифра. Вместе с тем наивно полагать, что при таком раскладе новый ниссановский проект в Казахстане получит звание «народного автомобиля», каким его сейчас пытаются представить некоторые чиновники. Ведь при всем желании из кожи вон не выпрыгнешь.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии