Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Появление крупных политических партий в Казахстане - важный тренд на постсоветском пространстве - российский эксперт

Фото : 7 августа 2007, 10:57

МОСКВА. 7 августа. КАЗИНФОРМ /Арнур Рахымбеков/ - Парламентские выборы в Казахстане продолжают вызывать широкий интерес у российских экспертов. Казинформ предлагает вниманию читателей статью Алексея Блинова, руководителя российского аналитического центра «Экспертиза», кандидата юридических наук, магистра политической науки Манчестерского университета.

Партийный спектр Казахстана отражает новую тенденцию организации государственной власти - появление коллективных политических субъектов и отход от высокой степени персонификации политических институтов. Формирование национальной повестки дня, обеспечение консенсуса элит, принятие ключевых решений, обеспечение стратегической рамки национального строительства, - для решения этих вопросов нужен эффективный институциональный механизм.

Сегодня одним из сущностных вопросов для казахстанской государственности является необходимость формирования такого институционального механизма (субъекта стратегической деятельности), который выполнит роль генератора, проводника и гаранта стратегической повестки дня.

Для всех постсоветских государств, включая Россию, критическим моментом государственного строительства является именно отсутствие такого субъекта стратегической деятельности, способного обеспечить непрерывность правовой постепенности, легитимность власти, воспроизводство элиты и стабильность государственности.

В условиях же высокой степени персонификации власти роль такого субъекта выполняют конкретные личности, круг которых максимально сужен, а порой ограничен только первым лицом, что, безусловно, повышает политические риски и возможность развития страны по сценарию хаоса.

В этой связи образование крупных политических партий в Казахстане: президентской «Нур Отан», а также оппозиционных «Ак жол» и ОСДП является проявлением важных трендов. Выделим тенденции партийного строительства в Казахстане.

1. Процесс консолидации партийных проектов и создание крупных политических организаций находит поддержку у электората. Это происходит на фоне того, что из процесса укрупнения исключены партии левого фланга (в первую очередь, коммунистические), которые то ли из-за разногласий между своими лидерами, то ли неспособности последних идти на уступки не уловили базового тренда и новых «правил игры» - формирование массовых партий - условие для доступа к большой политической игре.

2.Социальной базой и влиятельной опорой для партии власти (независимо от организационных форм или политических брендов) являются в основном государственные служащие, работники бюджетной сферы и члены их семей. Этот огромный общественный слой представляет собой тот реальный «средний класс», который власть смогла взрастить за постсоветский период. В этой бюрократической природе заключается специфика «среднего класса» постсоветских государств в отличие от тех же стран Запада. И именно для агрегирования и артикуляции интересов этого слоя, достаточно аморфного квази-субъекта стратегического действия, предназначена партия власти. Поэтому косвенной причиной усиления и повышения популярности партии власти может служить повышение численности, влияния и политической самоидентификации реального «среднего класса».

3.Следовательно, формирование партийного большинства в Казахстане отражает общую для постсоветского пространства специфику - жизнеспособность партии власти, которая имеет тенденцию к укреплению. Подтверждение парламентского большинства в новой легислатуре на базе президентской партии «Нур Отан» завершит формирование вертикали власти в Казахстане, повысит степень управляемости государства. Это же обстоятельство станет ключевым поводом для создания партийного правительства на основе парламентского большинства. При такой конфигурации, в Казахстане удастся избежать такого парламентского и правительственного кризиса, который «обрушил» политическую реформу на Украине.

4.«Партизация» института президентства. Президент из независимого политического актора («отца всей нации») становится лидером партии, хоть и самой крупной. Эта стратегия максимально соответствует институциональной конфигурации, которая необходима при президентско-парламентской форме правления. Это же обстоятельство говорит о том, что следующий президент Казахстана с высокой долей вероятности должен быть партийным выходцем, а проект «преемник» станет результатом внутрипартийных процессов.

5. Место политической оппозиции займут не представители внесистемных, полумаргинальных политических организаций, а поддержанные властью структуры. С одной стороны, это отражает главное требование к любой вменяемой оппозиции - быть готовой к управлению государством (потому даже приветствуется, когда оппозиция формируется выходцами из власти). Оппозиция не должна создавать поводы к анархическим тенденциям и отрицать однажды учрежденное государство (нарушение последнего табу - политический моветон, который должен пресекаться). С другой стороны, системная и предсказуемая оппозиция (насколько вообще возможна оппозиция в центрально-азиатских республиках) создаст благоприятный внешний фон, необходимый в имиджевых целях.

6. Оппозиционный проект (какой именно - партия «Ак жол» или ОСДП - суть одна из интриг предстоящей предвыборной кампании), поддержанный властью, может быть востребован также в качестве резервного механизма (своеобразных «кадровых ножниц»), на случай необходимости «коррекции» парламентского большинства. Ведь никогда нельзя исключать, что большинство станет неуправляемым, переродится и потому его придется делить с помощью политтехнологий. Линия политического лавирования и тактических коалиций характерна для парламентских демократий тех же стран Западной Европы (но зависит от конкретных правил и регламентов формирования парламентской коалиции).

7.Демонстративный конфликт внутри президентского окружения впоследствии может быть направлен на создание нового оппозиционного проекта, способного к быстрому наращению своего общественно-политического потенциала. Ситуация, при которой ключевые политические силы, вышедшие из одной властной среды, становятся оппонирующими друг другу, достаточно эффективна для политического моделирования. Обеспечат ли данные партийные силы реальную политическую конкурентоспособность, которая является условием развития общества и государства - задача следующего этапа политреформы. Во всяком случае, это не уравнение из неизвестных: в Казахстане конкретные политические силы уже давно отражают и представляют конкретные экономические интересы и группы, которые не отменить одним лишь указом. А, как известно, политика как раз и является постоянной деятельностью по согласованию интересов.

8. Складывающая партийная система в Казахстане говорит о формировании цивилизованного институционального механизма, направленного на обеспечение баланса между существующими политическими и экономическими интересами. Это обусловлено ключевой задачей, стоящей перед властными элитами Казахстана. А именно: партийная система должна обеспечить преемственность власти в стране при смене президента (что неизбежно произойдет). Именно партийная система станет тем институциональным механизмом, который обеспечит баланс, сможет поддержать правовую постепенность и поможет избежать кризиса казахстанской государственности. Функция преемника в Казахстане будет возложена на коллективный политический субъект, который будет создан в процессе формирования парламентского большинства.

Материал предоставлен общественно-информационным центром «Kazakhstan media»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии