Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Азербайджан хочет стать «старшим братом»

Фото : 14 августа 2007, 17:37

Алишер МАКСУДОВ

Ответ на вопрос о том, какова же будет ключевая тема для обсуждения в ходе официального визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан 7-8 августа, был известен заблаговременно. Причем - практически всем, кто наблюдает за взаимоотношениями официальных Баку и Астаны. Ясное дело, на серьезном, деловом уровне речь пойдет прежде всего о сотрудничестве двух стран в сфере транспортировки добываемых в зоне Каспийского моря углеводородов на международный рынок. Точнее, об огромном интересе Азербайджана к тому, чтобы добиться согласия Астаны на транспортировку максимальных объемов казахстанского сырья на экспорт по маршрутам, берущим начало в Баку. Переоценить значение такого вопроса для азербайджанского руководства невозможно.

«Бритиш Петролеум» хочет увеличить мощность БТД

Сейчас Азербайджан переживает небывалый экономический бум. И его, как считается, обеспечивают в первую голову производственный консорциум AIOC, осваивающий мегаструктуру АЧГ (офшорное месторождение Азери Чираг и глубоководное месторождение Гюнашли), и транспортный консорциум БТД, построивший трубопровод по маршруту Баку - Тбилиси -Джейхан и сейчас обеспечивающий его работу. В принципе, в их состав входят одни и те же транснациональные компании (см. таблицу). То есть интересы этих консорциумов взаимно связаны. И сейчас они, помимо прочего, заключаются в обеспечении нагрузкой выходящего на проектную мощность трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). А это - 1 млн баррелей в день или 50 млн тонн в год. Мало того, 1 июня этого года «Бритиш Петролеум», играющий роль первой скрипки в обоих консорциумах, объявил о планах поднимать, начиная со следующего года, пропускную способность трубопровода БТД с нынешних 50 млн до 60 млн тонн.

Столько нефти в Азербайджане не добывается. В прошлом году там ее добыча составила 32 млн 267,6 тыс. тонн. Нынче за первое полугодие, то есть за январь-июнь - свыше 20 млн. А значит, годовой итог может составить порядка 40 млн тонн. Но даже если весь этот объем закачать в БТД, его окажется недостаточно для заполнения трубопровода до нынешней проектной мощности. А закачивать всю нефтяную продукцию туда не получится, так как надо оставлять какую-то ее часть на покрытие внутренней потребности страны.

К тому же у Азербайджана есть еще ответственность за обеспечение, в той или иной мере, нагрузкой двух других нефтепроводов, следующих из Баку: Баку - Новороссийск (7 млн тонн, возможно увеличение пропускной способности до 16 млн тонн) и Баку - Супса (6 млн тонн, возможно увеличение до 15-30 млн тонн).

По первому маршруту у Баку обязательства перед Москвой - есть соответствующее межправительственное соглашение, подписанное в 1996 году и продлеваемое каждый раз на новый срок.

По второму - перед грузинской стороной. 8 марта 1996 года Э. Шеварднадзе и Г. Алиев, тогдашние президенты Грузии и Азербайджана, подписали 30-летнего действия соглашение о перекачке части «ранней нефти», добываемой консорциумом AIOC, через грузинскую территорию к порту Супса на берегу Черного моря.

Нуждается в нефти еще и железнодорожный маршрут Баку - Батуми (Баку - Поти).

Нынешний Азербайджан и половину потребностей всех этих экспортных направлений покрыть не в состоянии. Надеяться он может на поддержку Казахстана и Туркменистана с этой стороны Каспийского моря.

Но Туркменистан нефти добывает очень мало. К тому же эта страна - в отличие от Азербайджана и Казахстана - не считается прозападной. Следовательно, тем западным державам, чьи интересы стоят за вышеназванными двумя консорциумами, воздействовать на принятие решений в Ашгабате сложнее, чем в Баку и Алматы.

Так что остается Казахстан. А без него транснациональные консорциумы, владеющие AIOC и БТД, могут в лучшем случае обеспечить загрузкой лишь половину нынешней проектной мощности трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Тут, казалось бы, не до жиру - быть бы живу.

Но консорциум БТД вознамерился увеличивать пропускную способность своего трубопровода. Ведь в прошлом году по нему в среднесуточном измерении прокачивалось порядка 210 тыс. баррелей. То есть - почти в 5 раз меньше ныне утвержденного проектного уровня. На начало нынешнего 2007 года планировалось увеличение объема прокачки до 500 тыс. баррелей. А проектной мощности, или уровня 1 млн баррелей в сутки трубопровод должен был достичь между 2008 и 2009 годами. То есть - еще года через полтора. Но уже сейчас объявляется повышение планки этой самой проектной мощности.

Это похоже на попытку сделать хорошую мину при плохой игре. Однако все, кто следит за развитием ситуации в истории проекта БТД, знает, что «Бритиш Петролеум», возглавляющий оба консорциума, всегда примерно так себя и ведет. И главное - добивается своей цели. Но что получится на этот раз?!

Да, AIOC добывает все больше нефти, и практически весь объем его производства идет на экспорт. Главным образом - через трубопровод БТД. В прошлом году консорциум добыл 23,3 млн из 32,2 млн тонн всей азербайджанской продукции. Нынче его годовая добыча, по предварительным оценкам, может составить 32-33 млн. Если этот прогноз оправдается, Азербайджан совершит новый скачок вперед в своем экономическом развитии, хотя, конечно, дефицит сырья для того же трубопровода БТД сохранит свою актуальность.

Акционеры в проектах AIOC/БТД

Компании

Доля в AIOC (%)

Доля в БТД

«Бритиш Петролеум»

34,1

30,1

ГНКАР

10,0

25,0

«Шеврон/Тексако»

10,3

8,9

«Статойл»

8,6

8,7

ТПАО

6,8

6,5

«Тоталь»

0,0

5,0

«Эни/Аджип»

0,0

5,0

«Иточу»

3,9

3,4

«Коноко/Филлипс»

0,0

2,5

«Инпекс»

10,0

2,5

«Амерада Хесс/Дельта»

2,8

2,4

«Экссон/Мобил»

8,0

0,0

«Девон Энерджи»

5,6

0,0

Казахстан как палочка-выручалочка

Казахстан признан бесспорным фаворитом в зоне Каспия. За нами сейчас числятся не только самые крупные в Каспийском регионе извлекаемые запасы нефти, но и примерно уже более двух третей всего добываемого здесь совокупно нефтяного сырья в объеме порядка 2 млн баррелей в сутки или 100 млн тонн в год. Предполагается, что к 2015 году уровень годовой добычи нефти поднимется до 150 млн тонн.

Значительную часть этого объема Азербайджан предполагает пропускать по своим уже сейчас готовым транспортным маршрутам дальше в Грузию, Турцию или к Черному морю. Но что это даст или уже дало (кроме, разумеется, возможности провозить свое сырье по территории тех стран по устанавливаемым там тарифам) Казахстану? К сожалению, в трех идущих из Баку на Запад трубопроводных проектах никакой доли собственности у казахстанских компаний нет. И это - не досужий вопрос.

Казахстану в целом пользование услугами, скажем, того же БТД будет обходиться дороже, чем Азербайджану. Дело в том, что тариф для членов консорциума по транспортировке одного барреля нефти от терминала Сангачал до Джейхана, включая погрузку в этом порту, сейчас (в 2005-2010 годах) составляет $3,3 доллара. На втором этапе (в 2010-2016 годах) он должен вырасти до $4,6, на третьем (в 2016-2029 годах) - до $5,5.

Для других компаний транспортировка сырья по БТД будет обходиться, разумеется, дороже. Кроме, скажем, «Шеврона/Тексако».

В общем, Казахстан настойчиво приглашают пользоваться услугами БТД, но при этом собираются брать с него за это больше, чем с тех компаний, которые работают в Азербайджане. Одним словом, предлагается сотрудничество на дискриминационных условиях.

И вот что еще удивительно. С самого начала было понятно, что проект БТД может быть хоть сколько-нибудь оправданным только в том случае, если Казахстан согласится участвовать в нем со своими сырьевыми поставками. И, при такой очевидности, руководство БТД во главе с «Бритиш Петролеум» «долго настаивало» на той позиции, что у консорциума «нефти для заполнения трубопроводной линии с пропускной способностью в 1 млн баррелей в сутки имеется в Азербайджане достаточно» (Michael Lelyveld «Kazakhstan: Astana plans to boost energy exports to west», EurasiaNet, 08.12.2002 г.).

А еще при этом получалось так, будто руководство БТД проявляет великодушие и «не дает от ворот поворот Казахстану», набивающемуся в партнеры в качестве поставщика дополнительных 400 тыс. баррелей (сейчас речь идет уже о 700 тыс. баррелей) сырья ежедневно. На конец 2002 года не только у консорциума БДТ в Азербайджане, но во всем этом государстве нефти для экспорта могло набираться в среднесуточном измерении всего 178 тыс. баррелей. Сами видите, от этого показателя до объема в 1 млн баррелей в сутки, необходимого для заполнения действующего сейчас уже трубопровода БДТ, - как до Луны пешком.

Казахстан с того самого времени, как только его стали склонять к участию в работе будущего тогда еще трубопровода БТД, дал понять, что хочет получить соответствующие права. Но такое его желание было проигнорировано. Более того, практически ничего нашим бизнесменам не досталось и от подрядов и субподрядов по строительству и эксплуатации объектов, связанных с БТД.

В декабре 2002 года, когда только ожидалось, что строительство трубопровода БТД вот-вот начнется, и от Астаны его хозяева добивались принципиального согласия на поставки сырья для него в будущем, агентство Рейтер распространило заявление представителя «Казмунайгаза» К. Кабылдина: «Сейчас мы рассматриваем соглашение между Азербайджаном и Казахстаном, который бы гарантировал участие казахстанских фирм в проекте Баку - Джейхан». Именно - участие(!!!). Это как бы была та цена, которую наша сторона запросила в обмен на свое обязательство по поставкам нефти для БТД. Но эту цену так и не заплатили.

Там, во-первых, все основные подряды достались западным компаниям. Контракт на укладку азербайджанского участка трубопровода достался греческой компании CCIC (Consolidated Contractors International Company), грузинского участка - франко-американскому СП Spie Capag/Petrofac, на предоставление услуг по проектированию, поставкам материалов и оборудования - британской компании John Brown Hydrocarbons. А генеральный подрядчик проекта БТД на территории Турции - турецкая государственная газовая компания Botas.

Во-вторых, подрядчики БТД к субподрядам старались и стараются привлекать компании тех государств, по территориям которых прокладывается трубопровод. А Казахстан к ним не относится, хотя без его участия вся эта затея не выглядит достаточно серьезной. Первоначально от нас хотели получать для этого проекта по 20 млн тонн в год. В 2005 году, когда строительство трубопровода БТД было завершено, планка была поднята до уровня 25 млн тонн. Сейчас уже речь идет о том, что Казахстану надо будет доставлять в Баку до 35 млн тонн нефти.

Остается вопрос: почему с желанием Казахстана совершенно не считаются даже в тех случаях, когда от него добиваются столь огромных услуг? Видимо, Азербайджан, с которым наши официальные лица рассматривали соглашение, которое бы гарантировало участие казахстанских фирм в проекте Баку - Джейхан, видит себя полномочным «представителем новых старших братьев» Казахстана и считает себя вправе за него принимать решения.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии