Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Все в сеть!

Фото : 17 августа 2007, 14:59

Для того чтобы научить казахстанцев пользоваться интернетом, правительство не пожалело 15 миллардов тенге.

Пока сложно представить, что всего через пару лет, по глобальным планам правительства, юноши и девушки, бабушки и дедушки, жители больших городов и далеких аулов - словом, все те, кто сегодня не умеет даже включать компьютер, будут бродить по бескрайним просторам Интернета, как по собственной квартире.

Но превратить казахстанцев в полноценное информационное общество непросто.

Согласно статистике, которую представили в программе “Снижение интернет-неравенства”, на сегодняшний день пользоваться Интернетом в стране могут только 2, 8 процента населения. По количеству пользователей Всемирной сетью мы занимаем 147-е место. Соседний Узбекистан опережает нас на восемь позиций!

По данным компании “Комкон-2”, наибольшее количество интернет-пользователей сосредоточено в Алматы, даже в столице Астане их почти в два раза меньше. На последнем месте в Глобальной сети среди казахстанских городов оказались жители Тараза.

Но эксперты ставят эти цифры под сомнение. Так, например, один из основоположников Казнета Александр Ляхов считает, что в Казахстане вообще нет точных статистических данных об интернет-услугах:

- Когда у нас пишут про 1 миллион пользователей, то явно преувеличивают, на мой взгляд, эту цифру смело можно поделить на два.

А это уже говорит о том, что развивать интернет-услуги в нашей стране невыгодно. По расчетам экспертов для того, чтобы преуспевать в этом бизнесе, необходимо минимум 15 процентов пользователей от числа всего населения. Кроме того, нужен точный анализ: каким образом и зачем пользователи выходят в Интернет, кто они, чем интересуются?

Таких данных нет.

Впрочем, приблизительный портрет потребителя мы все-таки составили, опираясь на данные компании “Комкон-2”: это мужчина средних лет, работающий в офисе.

Чаще всего Интернетом пользуются руководители, и выходят они в Сеть со своего рабочего места.

Но вот только, опять же согласно опросам, большинство пользователей только развлекаются в Сети, скачивая игры и музыку. Реальную пользу из возможностей Глобальной сети могут извлекать лишь единицы. Почему?

Задавшись этим вопросом, мы сами отправились в Интернет в поисках полезной информации.

Самое главное, ради чего затеваются масштабные программы компьютеризации, - свободный доступ населения к самой различной полезной информации и к самым различным чиновникам.

Воспользуемся казахстанской поисковой системой и попробуем через нее наладить связь с виртуальными органами власти, ведь за последний год открылось множество “электронных приемных”. Их цель - сделать чиновников ближе к народу, чтобы люди не сидели в очередях, а получали ответы на свои вопросы быстро и без волокиты, вне зависимости от обедов, совещаний и загруженного графика работы чиновников…

Но на одном из поисковых сайтов Казнета - www.site.kz, нажав на рубрику “Правительство”, обнаруживаем ссылку на четыре сайта. Первым в списке стоит… завод по производству масла. А где же нам найти чиновников?

Отыскать нужный адрес на бескрайних просторах Всемирной паутины - непростое дело. Возможно, именно поэтому многие начинающие пользователи после нескольких неудачных попыток найти нужную информацию раз и навсегда решают для себя, что Интернет - это просто свалка рекламы…

Но мы настойчиво продолжаем искать виртуальных чиновников. Кстати, вот они.

Посмотрим, какие услуги могут нам оказать через Сеть. На сайте министерства финансов находим сноску “Формирование электронных услуг”. Ух ты, оказывается, через Интернет можно уплатить налоги! И даже таможня тут есть!

Правда, воспользоваться электронными услугами можно только после того, как подашь заявку на регистрацию. Пробуем зарегистрироваться, и тут электронные услуги снова становятся проблемами вполне реальными. Нам советуют обратиться в департамент таможенного контроля, но уже не через Интернет, а пешочком, да в очередь… Пробую разобраться по телефону. Ведь смысл всех этих электронных услуг - решать все вопросы, не выходя из дома!

На другом конце провода в недоумении спрашивают: “Какую такую электронную регистрацию?”. А потом поясняют, что дело это очень волокитное, необходимо получить какую-то наклейку, для этого нужно собрать кипу документов, сделать заявку, отвезти в Астану и ждать ответа… Сколько точно это займет времени? Никак не меньше недели…

Так и не добившись поставленной цели, мы покидаем электронную таможню. И заходим на сайт акимата города Алматы. Интерактивно пообщаться с представителями власти можно через рубрику “Вопрос акиму”.

В качестве эксперимента и мы задали несколько вопросов. Но они, к сожалению, так и остались без ответа. Просмотрев “переписку”, обнаруживаем, что не мы одни обойдены вниманием. Письма иногда “залеживаются” в ящике по нескольку месяцев, многие, как и мы, не могут дождаться ответа вообще.

А могут ли чиновники вообще игнорировать наши вопросы? Могут. Пока наши электронные письма не получат статуса официальных документов. Создатели электронного правительства обещают, что в скором будущем чиновников уже законодательно обяжут отвечать всем электронным адресатам, и в строго установленный срок.

Пилотный вариант электронного правительства уже работает, туда-то мы и поспешили за ответами.

“Гарантируем ответную реакцию со стороны органа…” Такой многообещающей фразой встретили нас в электронном правительстве. На сегодняшний день письмо можно отправить в министерство юстиции, минздрав, МВД, министерство труда, министерство индустрии и торговли. Подготовив перечень вопросов, мы отправились по адресам, но внезапно гостеприимные двери “электронных приемных” захлопнулись прямо у нас перед носом. Компьютер стал требовать какой-то цифровой сертификат.

Оказалось, что для того, чтобы пользоваться услугами виртуальных чиновников, необходимо стать электронным гражданином. Как это сделать? Найти информацию на сайте нам так и не удалось, поэтому мы позвонили по телефону.

Получить сертификат проще простого, пояснили нам. Берете удостоверение личности и… едете в Астану. А там сделать пропуск в “электронную приемную” обещают за 15 минут. А если я живу в Алматы (Таразе, Петропавловске, Каскелене)?

Вся загвоздка в том, что получить сертификат можно, только явившись лично. На вопрос, сколько у нас на сегодняшний день таких вот счастливчиков - “электронных граждан”, нам ответили, что это секрет…

В общем, наши блуждания по Сети в поисках доступной и необходимой информации так и не увенчались успехом. Хотя мы в этом деле не новички - в силу специфики профессии.

Начинающим пользователям приходится гораздо сложнее.

Обидно, если действительно благая идея - создать электронное правительство и помогать людям, так и останется просто идеей. На реализацию которой, кстати, выделены немалые средства - только в первом полугодии 2007 года бюджет раскошелился на пять миллиардов тенге! К 10 июля этого года были организованы сотни компьютерных классов, где любой желающий мог пройти недельный курс компьютерной грамотности. Курсы уже закончились, а многие так и не узнали, что они работали. Кабинеты, оснащенные компьютерами и подключенные к Интернету, были открыты в школах.

Но группы желающих обучаться набирались с огромным трудом.

В общем, судя по отчетам, процесс превращения казахстанцев в информационное общество идет полным ходом.

Вот только информация об этом до граждан так и не доходит…

Александра Мыскина

Бернд Пфаффенбах, государственный секретарь федерального министерства экономики ФРГ, недавно предупредил:

- В современной Германии свободное обращение с Интернетом не менее важно для личного благополучия, чем умение просто читать и считать.

Вслед за этим был запущен национальный проект “(N)Onliner-Atlas”. Его руководитель Рейнхольд Хорштманн обнародовал на днях результаты очередного мониторинга, охватившего 50 000 респондентов по всей ФРГ.

Выяснилось, что на “ты” с Интернетом почти половина всего населения Германии - 39 миллионов 200 тысяч. Это на 2 процента больше, чем в прошлом году. Самая консервативная часть немцев - это люди от 50 до 60 лет. Именно они составили львиную долю тех 22 миллионов, что так ни разу и не прикоснулись к компьютерной клавиатуре.

Наиболее же “продвинутыми” по части Интернета (кроме молодежи, разумеется) оказались те, чей возраст колеблется... от 63 до 75 лет. В этой группе только за один год количество юзеров возросло на 35 процентов! Причем старушки оказались в два раза активнее стариков.

Самый впечатляющий прогресс наблюдается в Берлине, Гамбурге, Гессене. А в Сааре всего за год количество подключившихся к Мировой паутине возросло на 50 процентов!

Немцы всех возрастов чаще всего “ныряют” в Интернет для бронирования отпускных путевок в теплые края: 12 миллионов обращений каждый год.

7 миллионов за этот же период решают через компьютер свои бытовые проблемы: аренда, сдача, купля и продажа жилья.

До пяти миллионов немцев в год приобретают билеты на все виды транспорта именно с помощью компьютера.

Еще два миллиона в год берут напрокат автомобили, не выходя из собственной квартиры.

По оценке экспертов, “интернетизация всей страны плюс разумная власть” уже вскоре поднимут комфортность жизни не одних только германских стариков до немыслимого ранее уровня.

Сергей Золовкин


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии