О некоторых проблемных вопросах института неприкосновенности частной жизни в Республике Казахстан (Жанузакова Л.Т., старший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор, Караев А.А., главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук, доцент, Нургазинов Б.К., начальник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук) (©Paragraph 2019 / 5.0.3.6)

О некоторых проблемных вопросах института неприкосновенности частной жизни в Республике Казахстан

 

«Частная жизнь, не знающая ничего за порогом своего дома,

как бы она не устроилась, все же бедна»

А.И. Герцен

 

 

Жанузакова Л.Т.,

старший научный сотрудник отдела конституционного,

административного законодательства и государственного управления

Института законодательства Республики Казахстан,

доктор юридических наук, профессор

 

Караев А.А.,

главный научный сотрудник отдела конституционного,

административного законодательства и государственного

управления Института законодательства Республики Казахстан,

кандидат юридических наук, доцент

 

Нургазинов Б.К.,

начальник отдела конституционного,

 административного законодательства

и государственного управления Института

законодательства Республики Казахстан,

кандидат юридических наук

 

 

 

Стремительное развитие информационных технологий выдвинули на первый план необходимость обеспечения конституционного права на неприкосновенность частной жизни от незаконного вмешательства государственных органов и иных лиц. Необходимость защиты личных данных продиктована ростом правонарушений в сфере в этой сфере, а также необходимостью восполнения пробелов.

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы неприкосновенности частной жизни, через призму защиты персональных данных человека.

Ключевые слова: Конституция, личные права и свободы, прайвеси (тайна частной жизни), неприкосновенность частной жизни, персональные данные, толкование права, интернет пространство.

 

Интенсивное развитие законодательства в сфере информационной безопасности выдвинули на первый план необходимость законодательного обеспечения права каждого на неприкосновенность частной жизни.

Данный принцип, признанный современными странами с демократическим типом развития, представляет собой важнейший элемент правового статуса личности, сущность которого определяется не только развитостью институтов гражданского общества, но и наличием конфликта частных и публичных интересов.

Нередко в юридической литературе при анализе данного понятия применяется термин - прайвеси, который рассматривается фундаментальным естественным правом человека, признанным Всеобщей декларацией прав человека [1]. В современном понимании это право является многоаспектным и включает в себя информационные, физические, прайвеси коммуникаций, территориальное прайвеси и другие разновидности.

Примечательно также, что и в Казахстане идут активные дискуссии в этом направлении, проводится научный обзор основных международных инструментов, закрепляющих гарантии обеспечения и защиты данного права, анализируются различные ее аспекты [2].

Анализ правовой литературы показывает, что данный институт встречается в законодательстве большинства современных государств. Нормы о неприкосновенности частной жизни, находят отражение не только в основных законах, но и отраслевом законодательстве. Однако, многие специфические вопросы, возникающие в повседневной жизни, связанные с проблемой реализации данного права вызывают много споров и различных взглядов, направленных на их разрешение. Особенно это касается права на защиту персональных данных, и четкого законодательного определения понятий «законное и незаконное вмешательство», «частная жизнь», «личная и семейная тайна» и др.

Примечательно, что принцип неприкосновенности частной жизни, отражен и в международных документах: «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств» (статья 12 Всеобщей Декларации прав человека)[3]. Схожие положения изложены и в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 17), а также иных документах[4].

Так, Декларацией Парламентской Ассамблеи Совета Европы о средствах массовой информации и правах человека (1970) это право определяется как «право вести свою жизнь по собственному усмотрению при минимальном постороннем вмешательстве в неё»[5].

Право на неприкосновенность частной жизни закреплено и в Конституции Республики Казахстан (статья 18), и по своему содержанию охватывает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом[6].

Из анализа конституционных норм следует, что это право является определяющим фактором правового государства и защиты личных интересов человека от произвола со стороны публичных органов власти.

Содержание данного понятия охватывает целый ряд прав, закрепленных в Конституции и текущем законодательстве, среди которых необходимо выделить:

- право на личную и семейную тайну; право на уважение и защиту своей чести и достоинства, доброго имени и деловой репутации;

- запрет на сбор, хранение, использование и распространение любой информации личного характера, без согласия лица (право контролировать информацию о себе); право на защиту персональных данных, в том числе биометрических;

- тайна личных вкладов и сбережений; тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (тайна коммуникаций); неприкосновенность жилища; врачебная тайна; тайна усыновления; тайна исповеди; налоговая тайна; коммерческая тайна;

- адвокатская тайна; иные охраняемые законом тайны, касающейся лица.

Следует отметить, что европейская практика данное понятие толкует значительно шире, и наряду с вышеперечисленными объектами дополнительно к ним относит отношения между полами, право на выбор имени и пола, а также право на изменение пола, и это право рассматривается одним из важнейших прав человека, защита которого закреплена не только в международных документах, но и национальном законодательстве. Данные вопросы изучаются и в законодательстве других стран, анализ которых дан в юридической литературе[7].

В широком смысле частная жизнь - это достаточно широкая сфера жизнедеятельности человека, которая охватывает такие жизненные ценности, как «любовь, семья, дети, интересы, увлечения, предпочтения и прочее». Частная жизнь, если не нарушает интересов других лиц, исключает всякий внешний контроль за поведением личности. Человек вправе самостоятельно определять свою личную и семейную жизнь, иметь право на не разглашение определенных сведений личного, в том числе интимного и иного характера.

Однако в силу динамичности института прав человека объектный состав принципа неприкосновенности частной жизни может расширяться. К примеру, сегодня на законодательном уровне многих европейских стран, в том числе и Российской Федерации, закреплено право на забвение, т.е. право лица, по его желанию требовать удаление нежелательной информации из поиска в интернете. В Казахстане также ведутся дискуссии относительно данного права, однако его законодательного закрепления по-прежнему нет[8].

Важным моментом обеспечения «неприкосновенности частной жизни», является наличие эффективного правового механизма, гарантирующего защиту физических, духовных и информационных прав и свобод личности. Анализ правовой основы обеспечения права на «неприкосновенность частной жизни», показывает, что в Казахстане, в основном необходимые законы в этой сфере приняты.

Так, кроме Конституции Республики Казахстан, правозащитные нормы предусмотрены в ряде законов, которые уточняют не только способы, но и пределы обеспечения неприкосновенности частной жизни, а также ее объекты. К ним относятся следующие нормативные правовые акты:

Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года № 268-X111; Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015года; Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях»; Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года; Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье»; Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»; Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан»; Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации»; Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите»; Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации»; Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года «Об адвокатской деятельности»; Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 года «О связи»; Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан»; Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности»; Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях»; Закон Республики Казахстан от 14 мая 2003 года «О государственной правовой статистике и специальных учетах»; Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года «Об информатизации»; Закон Республики Казахстан от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»; Закон Республики Казахстан от 9 апреля 2016 года «О почте»; Положение «Об Уполномоченном по правам человека», утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 и др.

Среди множества нормативных актов регулирующих данную сферу правоотношений наибольший интерес представляет проблема обеспечения персональных данных, а также эффективные гарантии их обеспечения.

Так, с учетом повышенной актуальности проблем, связанных с обеспечением гражданских прав и свобод в Казахстане принят Закон Республики Казахстан «О персональных данных и их защите», направленный на регулирование общественных отношений в сфере персональных данных, а также определяет цель, принципы и правовые основы деятельности, связанные со сбором, обработкой и защитой персональных данных, включая биометрические и персональные данные человека, предусмотренные подпунктами 1) и 2) статьи 1 этого же Закона. Так, биометрическими данными считаются данные характеризующие физиологические и биологические особенности субъекта персональных данных, на основе которых можно установить его личность, а также персональными данными являются сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе[9].

Таким образом, к персональным данным относится любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному физическому лицу.

Необходимость защиты персональных данных граждан основана и на пункте 1 статьи 18 Конституции Республики Казахстан, согласно которому каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, а также на нормах и принципах международного права.

Ратификация Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах означает признание ее положений в части защиты личных данных, и налагает на государство определенные обязательства по их исполнению. В развитии этих идей в нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан дано разъяснение, что в «необходимых случаях суды должны руководствоваться нормами Международного пакта о гражданских и политических правах, для обеспечения выполнения обязательств Республики Казахстан как участника указанного международного пакта»[10].

Стоит отметить, что интерес к персональным данным и частной жизни связан с развитием информационных технологий, которые не только упростили возможность государству контролировать частную жизнь граждан, но и актуализировали проблемы с определением пределов такого вмешательства. В связи с этим возникла необходимость законодательного оформления правоотношений, связанных со сбором, хранением, передачей и обработкой различных персональных данных.

По мнению ученых, именно процессы глобализации бизнеса, стремительное продвижение цифровых технологий и рост киберпреступности вызвали необходимость законодательного оформления данных правоотношений[11]. Интересные суждения об актуальности защиты персональных данных, с изучением международного опыта, а также необходимости совершенствовать механизмы обеспечения права на неприкосновенность частной жизни даны в экспертных заключениях казахстанских специалистов[12].

Для стран Европы, проблемы обеспечения неприкосновенности частной жизни возникли гораздо раньше. Так, по мнению Лоскутова И.Ю., еще в 1973 - 1974 годах Комитет министров Совета Европы принял две резолюции, регулирующей вопросы неприкосновенности частной жизни. Такая потребность возникла в связи с созданием в странах Европы электронных банков данных для частного и государственного сектора[13].

Обе резолюции рекомендовали правительствам стран - членов Совета Европы принять меры к обеспечению соблюдения базовых принципов защиты, относящихся к получению данных, их качеству и праву частного лица на получение информации о своих персональных данных и способах их использования.

Наряду с этим, в процесс реализации данного права вовлечен и Конституционный Совет Республики Казахстан, который в одном из своих нормативных постановлений отметил, что «...под тайной личных вкладов и сбережений следует понимать охраняемые законом любые, не являющиеся общедоступными на равных условиях для неограниченного круга лиц, сведения о вкладчике, принадлежащих ему деньгах или ином имуществе, в том числе о банковских вкладах, иных счетах и сбережениях, о долях в уставных капиталах хозяйствующих субъектов и ином имуществе, а также об операциях с ними»[14].

В связи с этим, определенные риски и сложности в части обеспечения защиты информации о гражданах могут возникнуть и в связи с введением в стране в 2020 году всеобщего декларирования доходов и имущества. Несмотря на наличие мер ответственности за разглашение персональных данных, проблема нуждается в глубоком научном исследовании, в том числе путем изучения международного опыта и правового урегулирования.

Примечательно, что довольно обширная практика в сфере толкования указанного права сложилась в странах Европейского союза. Так, в практике конституционных судов все чаще встречаются дела, связанные с конституционностью прослушивания телефонных переговоров, иных конфиденциальных сообщений. Среди многочисленных примеров, изложенных в научных публикациях[15], приведем наиболее интересные правовые позиции, которые могут выступать в качестве эталона для Конституционного Совета при рассмотрении аналогичных дел. Так, Конституционный Суд Чехии, в одном из своих решений указал, что «результаты прослушивания телефонных переговоров обвиняемого и адвоката, произведенного по приказу судьи в рамках закона, действовавшего на тот момент, не могут быть признаны допустимыми при рассмотрении дела в суде после вступления в силу новой Конституции и Уголовно-процессуального кодекса».

Федеральный Верховный Суд Швейцарии, в деле «о контроле за перепиской заключенного», отметил следующее: «передача заключенным письма своему адвокату и отказ последнего передать его адресату, необходимо рассматривать как нарушение тайны переписки, гарантированной Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, даже в том случае, если оно по своему содержанию является оскорбительным для адвоката. Ибо соблюдение тайны переписки в данном случае является более важным, нежели возможность нанесения оскорбления». В деле «о прослушивании телефонных переговоров», Суд отметил что «тот, кто пользуется телефоном, который прослушивается властями, и чьи переговоры неизбежно записываются, имеет право на конституционные гарантии и, следовательно, может требовать, даже на стадии следствия, чтобы законность прослушивания была подтверждена судом»[16].

Проведенный анализ специальной литературы показал, что персональные сведения о гражданах могут собираться самыми различными структурами - органами внутренних дел и безопасности, налоговой службой и банками, органами здравоохранения и образования, ЦОНами и телекоммуникационными компаниями.

Информация в период новых технологий становится главным «товаром», имеющей огромный спрос на рынке. В этой связи, сбор и хранение персональной информации актуализирует проблему их сохранности, а отсутствие эффективного законодательства, создает условия для нарушения прав человека в этой сфере.

Предлагаем рассмотреть некоторые проблемные вопросы правоприменительной практики. Так, согласно пункту 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О персональных данных и их защите» «субъект или его законный представитель дает (отзывает) согласие на сбор, обработку персональных данных письменно или в форме электронного документа либо иным способом с применением элементов защитных действий, не противоречащих законодательству Республики Казахстан».

Из этого следует, что сбор, обработка персональных данных должны быть получены и использованы добросовестным и законным образом, что предполагает согласие субъекта, за исключением случаев предусмотренных законодательством.

Проблема состоит в том, что в Законе предусмотрено согласие на обработку персональных данных в двух формах: на бумажном носителе, подписанном собственноручно или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи.

К примеру, электронная торговля, которая получила стремительное развитие, в первую очередь затрагивает сферу персональных данных. Увеличение количества онлайн-заказов и безналичных платежей, актуализирует проблемы обеспечения защиты персональных данных при проведении торговых операций. Как и все иные виды продаж, такая торговля должна соответствовать определенным критериям, а именно предпринимательской деятельности по реализации товаров физическим лицам, осуществляемая посредством информационных технологий через интернет-магазин и (или) интернет-площадки при одновременном соблюдении определенных условий.

К примеру, если покупатель продукта сообщает в электронном формате свои личные данные (хотя в Казахстане это не является обязательным условием), и передает их по незащищенным каналам связи, в таком случае продавец не сможет доказать свое согласие на их обработку, так как интернет - покупки связаны с сообщением продавцу данных, необходимых для оплаты и доставки заказанного товара или услуги.

Кроме того, при оформлении заказа (услуги) покупатель может использовать персональные данные и другого гражданина, который может и не предполагать об использовании его данных, к примеру, при покупке авиа и (или) железнодорожных билетов, когда гражданин указывает не только свои данные, но и данные лиц для которых приобретаются билеты.

Вне действия Закона также подпадают и социальные сети, а использование электронной почты, если строго следовать нормам законодательства, налагают на владельцев почтовых серверов и даже почтовых ящиков практически невыполнимые требования, так как ЭЦП в стране используется для доступа к государственным сервисам Электронного Правительства Республики Казахстан.

В настоящее время любой гражданин, который ищет работу, может зайти на соответствующий сайт и авторизоваться по заданной форме и создать свое резюме, в котором может указать свои персональные данные.

При этом интересы самих соискателей вакансий, для защиты интересов которых действует Закон, учитываются, так как любой гражданин, увидев о себе информацию, может заявить о нарушении его прав и незаконном получении информации, поэтому владельцу интернет - ресурса необходимо хранить скрин-шоты сайтов, с которых были получены данные.

В противном случае, выполнить требования, предусмотренные подпунктом 6) пункта 1 статьи 24 Закона, что субъект имеет право дать согласие (отказать) собственнику и (или) оператору на распространение своих персональных данных в общедоступных источниках персональных данных практически невозможно.

Так, согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Закона Республики Казахстан «Об информатизации», «к электронным информационным ресурсам, содержащим общедоступные персональные данные, относятся электронные информационные ресурсы, содержащие персональные данные, доступ к которым является свободным с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с законами Республики Казахстан не распространяются требования соблюдения конфиденциальности» [17].

Кроме того, общедоступность информации об администраторах казахстанских доменов зоны KZ предполагает возможность для любого гражданина свободно получить сведения о них, их контактных и иных данных, что также является нежелательно.

В контексте обеспечения неприкосновенности частной жизни не менее актуальной представляется проблема правового регулирования права человека на изображение.

«Это право, по мнению Ильютович Д.А., представляется наиболее интересной проблемой гражданского права. Однако, несмотря на её актуальность, до сих пор в этой сфере существуют пробелы и упущения»[18].

В Казахстане авторские отношения регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан (далее - ГК) и Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с подпунктом 4 части второй статьи 971 ГК «авторское право распространяется как на обнародованные (опубликованные, выпущенные в свет, изданные, публично исполненные, публично показанные), так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме» [19]. Подпунктом 4) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» также регулируются эти права[20]. Из вышеуказанных норм законодательства следует, что если гражданин создал какое-либо из перечисленных изображений, то он становится его автором. Среди прочего, авторское право подразумевает приобретение автором имущественных и личных неимущественных прав, так как автор может использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, а именно воспроизводить, показывать, распространять и т.д. Такие нарушения пункта 1 статьи 18 Конституции Республики Казахстан, согласно которому каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства допускаются гражданами путем использования популярной системы мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и других платформ WhatsApp, а также иных приложений.

Практика показывает, что наиболее часто право на изображение нарушается в сети Интернет. Недостаточная урегулированость интернет правоотношений являются причинами различного понимания той или иной ситуации. Вместе с тем, право автора не согласуется с правом изображенного гражданина. К примеру, если фотограф сделал снимок, но гражданин, которого сфотографировали, не дал своего согласия на их публикацию, то права последнего нарушаются. В данном случае по нашему мнению фотограф не может опубликовать фотографию, так как он не получил на это согласие человека. Особенно, если этим человеком является представитель прекрасной половины человечества, так как ими она может выразить претензии, к примеру, если на ее изображении не нравится прическа или платье и т.д.

К примеру, государственные служащие могут быть привлечены к ответственности за нарушение Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих).

Так, Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы исследуются социальные сети и средства массовой информации (СМИ) на предмет недостойного поведения государственных служащих. По информации Тengrinews.kz, проводится мониторинг социальных сетей на наличие каких-либо фотографий о праздновании корпоративов, непристойном поведении служащих. В случае наличия таких фактов, публикаций в СМИ о непристойном поведении служащих АДГСиПК сразу же незамедлительно принимаются меры по проведению соответствующих проверок[21].

Другим примером, является факт того, что в соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 54 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года № 194-V ЗРК, водитель механического транспортного средства имеет право получить от должностного лица, обладающего правом проверять документы у водителя, разъяснение причины остановки транспортного средства, проводить при этом фото- и видеосъемку.

Вместе с тем, согласно части первой и второй статьи 145 ГК, «никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае его смерти - без согласия наследников, а также опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату»[22].

В вышеуказанных случаях, если во втором случае имеется законодательное закрепление водителя механического транспортного средства проводить фото- и видеосъемку, то в первом случае, когда государственного служащего могут снять на фото- и видеосъемку, но не всегда это производится с его согласия, а потом путем рассылки по мобильным и другим платформам WhatsApp может быть использовано против него.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Конституции Республики Казахстан, свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается[23].

Таким образом, если Основной закон гарантирует нам свободу слова и творчества, поэтому и снимать на фото- и видеосъемку можно как угодно свободно только если это для себя, на память и потом самому просматривать эти фотографии или видеозаписи.

Что же касается распространения своих фоторабот в СМИ и социальных сетях - публиковать можно только то, что не запрещено законом. Есть перечень сведений, которые разглашать априори нельзя. Сюда относятся государственные секреты или иные охраняемые законом тайны (коммерческая, банковская, врачебная), а также пропаганда наркотиков, порнография и так далее. За их разглашение последует наказание по статьям 185, 223 или 321 УК РК. Кроме прямого запрета, есть ряд случаев, когда на распространение снимков всегда требуется разрешение. Рассмотрим каждый из них: Человек в общественном месте. По закону, согласие изображаемого лица не требуется, если: 1) данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, собраниях, митингах, шествиях или демонстрациях и иных публичных мероприятиях; 2) распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен. (Статья 14, пункт 1-1 Закона «О СМИ».) Если вышеперечисленное - не ваш случай, и вы хотите опубликовать где-то снятого вами человека - спросите его разрешения на публикацию. Иначе вы нарушите 145 статью Гражданского кодекса РК, которая защищает изображение граждан. Конечно, охрана изображения не запрещает его получения, но если человек прямо возражает против того, чтобы его снимали, лучше принять это во внимание и прекратить съемку. Частная собственность. Реализуя свое право собственности, человек может запретить снимать в его квартире, на даче, принадлежащем ему земельном участке и так далее. Однако он должен оповестить о своем запрете заранее. Сделать это можно в виде таблички или объявления в устной форме. Поэтому, когда к вам подходит охранник или хозяин собственности и сообщает, что здесь фотографировать нельзя, вы обязаны прекратить съемку. Снятые до этого момента кадры (при отсутствии знаков о запрете съемки) являются вашей собственностью. Попытки охранника или сотрудника полиции удалить их или изъять флешку с камеры - уже посягательство на ваше имущество. Такие действия уместны только при составлении протокола. Владельцы торговых центров, ресторанов, кафе, в свою очередь, могут устанавливать свои правила поведения посетителей, но не запрет на съемку ввиду действия здесь публичного договора. Причем их правила не должны противоречить законодательству РК.[24].

Поэтому, по нашему мнению для снятия противоречий, важно четко определиться с такими понятиями как «изображение человека», «изображение лица», «изображение публичного лица», «изображение фигуры человека», «изображение жеста», и многое другое, что может стать объектом авторского права. Относятся ли названные виды изображений к форме передачи информации, и нет ли при этом нарушений авторских прав, если в ней присутствует изображение человека? Возникает также вопрос о возможности использования голоса человека (или его подделки либо его пародии), в каких-то мероприятиях без согласия человека или его наследников, или использование в речи выступающего крылатых выражений из фильмов, ставших народным достоянием?

К примеру, в соответствии со статьёй 990 ГК регулируются правоотношения права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, являющихся иностранными гражданами или иностранными юридическими лицами, если они осуществили первую постановку, исполнение, запись или передачу в эфир вне территории Республики Казахстан, действуют на ее территории в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан[25].

Зарубежная практика показывает, что нарушение права на изображение встречается и в ходе избирательных кампании некоторых стран, когда кандидаты используют в своих агитационных продуктах изображения известных политиков, артистов, спортсменов и других лиц, в том числе и без их согласия, привлекая таким образом больше электората на свою сторону.

Вместе с тем, в нашей стране согласно пункту 10 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан», запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти - без письменного разрешения наследников[26].

В сфере бизнеса в Казахстане уже имеются факты, когда некоторые рекламные компании используют карикатуры на известных людей при продаже квартир.

Так, по информации Tengrinews.kz. в одном из жилых комплексов г. Алматы появилась реклама квартир в жилом комплексе со слоганом «Кто это? Возможно, ваш будущий сосед». Пользователи заметили, что изображенные на карикатурах «будущие соседи» удивительно похожи, к примеру, на экс-главу Национального банка Казахстана, популярного казахстанского певца, а также некоторых известных политических деятелей, блогеров Казахстана. Между тем в рекламной компании, которая реализует эту акцию, поясняют, что художник при подготовке работ изобразил определенные типажи. «Мы разработали концепцию, рекламную кампанию, которая была основана на том, что важно знать не только стоимость квартиры или определенные технические требования. Но когда мы покупаем квартиры, мы покупаем и соседей, такая есть поговорка. На этом мы хотели заострить внимание. Поэтому мы хотели обратить внимание людей, покупатели могут лично позвонить продавцам и узнать о своих соседях. Внешне на баннерах мы взяли собирательные образы определенных типажей финансистов, госслужащих, чиновников, эстрадных певцов». В свою очередь, юристы считают, что эта акция может стать предметом судебного разбирательства.[27].

Таким образом, нами сделан вывод, что недостаточная разработанность национального законодательства в этой сфере, а также недостаточная судебная практика, ограниченность актов официального толкования, разъясняющих тонкости этого права не способствует снижению нарушений прав человека на неприкосновенность частной жизни.

 


[1] Всеобщая Декларация прав человека. Декларация, принята резолюцией 217 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. // http://adilet.zan.kz/rus/docs/O4800000001

[2] Лоскутов И.Ю., Содержание соответствующего права (изложение существа данного права в соответствии с современным международным правопониманием и международными стандартами). https://www.zakon.kz/4685815-pravo-na-chastnuju-zhizn-i-zashhitu.html; Парамонова Л.И., Неприкосновенность частной жизни и свобода слова //https://www.zakon.kz/191840-neprikosnovennost-chastnojj-zhizni-i.html и др.

[3] Всеобщая Декларация прав человека. Декларация, принята резолюцией 217 а Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. // http://adilet.zan.kz/rus/docs/O4800000001.

[4] Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.). Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки..

[5] Резолюция 428 Парламентской Ассамблеи Совета Европы относительно Декларации о СМИ и правах человека от 23 января 1970 года// http://docs.cntd.ru/document/901739194.

[6] Конституция Республики Казахстан. В редакции Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» от 10 марта 2017 года // http://adilet.zan.kz.

[7]Кондратенко З.К., Петров А.А. Правовые аспекты смены (изменения) пола человека в Российской Федерации // Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки..

[8]Право на забвение в социальных сетях предложили ввести депутаты Республики Казахстан // https://www.zakon.kz/4741211-pravo-na-zabvenie-v-socsetjakh.html

[9] Закон Республики Казахстан «О персональных данных и их защите» от 21 мая 2013 года № 94-V.//http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1300000094.

[10] Нормативное постановлении Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» http://adilet.zan.kz/rus/docs/P08000001S.

[11] Параскевов А., Левченко А., Кухоль Ю. Сравнительный анализ правового регулирования защиты персональных данных в России и за рубежом // https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-pravovogo-regulirovaniya-zaschity-personalnyh-dannyh-v-rossii-i-za-rubezhom.

[12] Лоскутов И. Ю. Экспертное заключение по проекту закона Республики Казахстан «О персональных данных» // https://www.zakon.kz/4470167-jekspertnoe-zakljuchenie-po-proektu.html; Аманкелды А. «О некоторых вопросах персональных данных» // https://www.zakon.kz/4946988-o-nekotoryh-voprosah-personalnyh-dannyh.html.

[13] Лоскутов И.Ю., Содержание соответствующего права (изложение существа данного права в соответствии с современным международным правопониманием и международными стандартами). https://www.zakon.kz/4685815-pravo-na-chastnuju-zhizn-i-zashhitu.html.

[14] Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 20 августа 2009 года № 5.// http://adilet.zan.kz/rus/docs/S090000005.

[15] Серегин В.А. Органы конституционного контроля на страже прайвеси: опыт стран СНГ и дальнего зарубежья // Материалы международной научно-практической конференции «Конституционный контроль на рубеже веков». - Тирасполь, 2004. - 498 с.

[16] Серегин В.А. Органы конституционного контроля на страже прайвеси: опыт стран СНГ и дальнего зарубежья // Материалы международной научно-практической конференции «Конституционный контроль на рубеже веков». - Тирасполь, 2004. - 202 с.

[17]Закон Республики Казахстан «Об информатизации» от 24 ноября 2015 года № 418-V adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000418.

[18] Ильютович Д.А. Юридическое содержание права гражданина на изображение.// https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-soderzhanie-prava-grazhdanina-na-izobrazhenie.

[19] Гражданский кодекс РК (Особенная часть) Статья 971. Произведения, охраняемые авторским правом (объекты авторского права) // https://online.zakon.kz/Document.

[20] Закон Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-I «Об авторском праве и смежных правах (с по состоянию на 23.09.2018 г.) https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005798.

[21] Казахстанских госслужащих проверяют на непристойные фото с корпоративов // https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kazahstanskih-gosslujaschih-proveryayut-nepristoynyie-foto-309989/ news.kz.

[22] Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.01.2019 г.) // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1006061#pos=5;-255.

[23] Конституция Республики Казахстан. В редакции Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» от 10 марта 2017 года // http://adilet.zan.kz.

[24] «Уберите камеру!», или где снимать запрещено //:Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки./.

[25] См. там же.

[26] Закон «О выборах в Республике Казахстан РК» от 28 сентября 1995 года № 2464 // http kodeksy-kz.com/ka/o_vyborah/27.htm.

[27] Карикатуры на известных людей Казахстана используют при продаже квартир //:https://tengrinews.kz/story/karikaturyi-izvestnyih-lyudey-kazahstana-ispolzuyut-prodaje-246336/.

.

15 марта 2019, 12:01
Источник, интернет-ресурс: Жанузакова Л.Т., Караев А.А., Нургазинов Б.К.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript