Правовой мониторинг Закона Республики Казахстан от 13 декабря 2000 г. № 113-II «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» (Климкин С.И., к.ю.н., профессор Каспийского университета, г.н.с. Института законодательства Республики Казахстан) (©Paragraph 2019 / 5.0.3.7)

Правовой мониторинг

Закона Республики Казахстан от 13 декабря 2000 г. № 113-II

«О детских деревнях семейного типа и домах юношества»

Климкин С.И., к.ю.н.,

профессор Каспийского университета,

г.н.с. Института законодательства Республики Казахстан

 

 

Правовой мониторинг Закона Республики Казахстан от 13 декабря 2000 г. № 113-II «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» (Климкин С.И., к.ю.н., профессор Каспийского университета, г.н.с. Института законодательства Республики Казахстан)В соответствии с планом работы на 2019 г. Центром правового мониторинга Института законодательства Республики Казахстан проводится, в том числе, анализ действующих законов Республики Казахстан.

Цель правового мониторинга состоит в выявлении противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценке эффективности их реализации, а также комплексном анализе состояния системы законодательства, выработки на основании результатов мониторинга предложений по совершенствованию законодательства. Задача правового мониторинга заключается в активизации системы постоянного отслеживания применения, внесения изменений и дополнений в законодательство, а также исполнения НПА в процессе правоприменительной практики.

 

Показатель 1. Общая информация

 

1.1. Объект правового мониторинга

Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2000 г. № 113-II «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» (далее - Закон, анализируемый Закон).

Со дня его принятия в Закон вносились изменения и дополнения Законами Республики Казахстан:

от 20.12.04 г. № 13-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений»;

от 27.07.07 г. № 320-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования»;

от 11.07.09 г. № 185-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства Республики Казахстан о платежах и переводах денег, бухгалтерском учете и финансовой отчетности финансовых организаций, банковской деятельности
и деятельности Национального Банка Республики Казахстан»;

от 26.12.11 г. № 517-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам детских деревень семейного типа и домов юношества»;

от 03.07.13 г. № 124-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам приведения их в соответствие с Системой государственного планирования Республики Казахстан»;

от 24.05.18 г. № 156-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности».

 

1.2. Предмет правового регулирования Законом

Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с содержанием, воспитанием и обеспечением начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских деревнях семейного типа и домах юношества.

 

1.3. Отрасль законодательства

В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2002 г. № 1378, анализируемый Закон является межотраслевым и относится к отраслям законодательства:

030.001.000. Субъекты гражданских прав

070.000.000. Брачно-семейное законодательство

140.001.000. Образование.

 

Показатель 2. Соответствие Закона стратегическим целям государства, нормам Конституции Республики Казахстан

В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» (г. Астана, 5 октября 2018 г.) Президент Республики Казахстан отметил, что [с учетом развития ребенка на разных стадиях взросления] основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве. В средней школе важно проводить профессиональную диагностику и ориентацию детей на наиболее востребованные специальности. Это позволит выстроить индивидуальную траекторию обучения и сократить учебную нагрузку на ученика и учителя.

В этой связи им был дан ряд поручений министерству образования и науки и местным исполнительным органам власти.

Стратегические цели государства на современном этапе также основываются на его Послании Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 г.).

Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (ст. 1 Конституции Республики Казахстан).

Пунктом 1 ст. 27 Конституции Республики Казахстан установлено, что брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

В соответствии с пунктом 1 ст. 30 Конституции Республики Казахстан гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.

В целях реализации указанных конституционных положений в Республике Казахстан проводится целенаправленная политика по обеспечению равных прав и возможностей как для детей из полноценных семей, так и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, анализируемый Закон полностью соответствует стратегическим целям Республики Казахстан, нормам её Конституции.

 

Показатель 3. Соответствие Закона международным обязательствам Республики Казахстан

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицирована Республикой Казахстан в 1994 г. без оговорок.

Анализируемый Закон в совокупности с иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан обеспечивает выполнение и реализацию принятых международных обязательств государства в действующем национальном законодательстве.

 

Показатель 4. Соответствие Закона нормам конституционных законов Республики Казахстан

Очевидных противоречий между анализируемым Законом и положениями конституционных законов Республики Казахстан не выявлено.

О его несоответствии Конституционному закону РК от 18 декабря 1995 г. № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан» указано в пункте 5.7 настоящей справки.

 

Показатель 5. Соответствие Закона нормам кодексов Республики Казахстан

5.1. Подпунктом 2) ст. 4 Закона установлено, что к категории «дети, оставшиеся без попечения родителей» отнесены, в том числе, лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с объявлением их умершими.

Между тем, согласно пункту 4 ст. 31 ГК РК, на основании вступившего в законную силу решения суда об объявлении лица умершим производится запись о его смерти в книгах записей актов гражданского состояния. Последствия записи таковы же, как и записи о фактической смерти.

В соответствии со статьей 268 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», основанием для государственной регистрации смерти является:

1) документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией;

2) вступившее в законную силу решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим.

Таким образом, с точки зрения правовых последствий ГК РК и Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье» не делают различий между фактической и «юридической» смертью человека.

В этой связи подпункт 1) ст. 4 Закона необходимо изложить в следующей редакции:

«1) дети-сироты - лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли либо объявлены умершими оба или единственный родитель».

В подпункте 2) ст. 4 Закона слова «объявлением их умершими,» исключить.

5.2. Подпунктами 4), 5) п. 2 ст. 6 Закона установлено, что мнение воспитанника учитывается:

при отказе судом в удовлетворении иска родителей о восстановлении их в родительских правах;

при отказе судом в удовлетворении иска родителей об отмене ограничения их в родительских правах.

Указанные положения в силу их некорректного изложения не соответствуют буквальному содержанию части первой п. 3 ст. 78 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» («Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка») и пункта 2 ст. 81 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» («Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям противоречит его интересам»).

В этой связи подпункты 4), 5) п. 2 ст. 6 Закона требуют корректировки.

5.3. Пунктом 1 ст. 8 Закона установлено, что воспитанник на весь период пребывания в детской деревне сохраняет право на общую собственность наряду с другими собственниками жилища. Порядок и условия отчуждения жилища, находящегося в общей собственности, в том числе и воспитанника детской деревни, определяются законодательством Республики Казахстан.

Пунктами 2, 3 ст. 12 Закона предусматривается, что детская деревня имеет обособленную территорию, минимальный размер которой определяется Правительством Республики Казахстан, с расположенными на ней жилыми помещениями квартирного типа, административными зданиями и сооружениями, предназначенными для проживания семей, а также приусадебным и подсобным (домашним) хозяйством. Детская деревня состоит из нескольких семей, в каждой из которых проживают и воспитываются от семи до десяти детей-воспитанников в возрасте до восемнадцати лет, а также из домов юношества для проживания в определенный период выпускников детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитанников детских деревень в возрасте до двадцати трех лет.

Системное толкование указанных положений Закона может привести к ошибочному суждению о возникновении у воспитанников права собственности на жилище, в котором они проживают, находясь в детской деревне, что противоречит положениям ГК РК об основаниях (способах) приобретения права собственности (глава 13 ГК РК).

Объяснить возникновение этой юридически порочной ситуации помогает историческое толкование вопроса. Так, до внесения в анализируемый Закон поправок Законом РК от 26 декабря 2011 г. № 517-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам детских деревень семейного типа и домов юношества» пункт 1 ст. 8 Закона предусматривал, что воспитанник на весь период пребывания в детской деревне сохраняет право на общую совместную собственность на приватизированное жилище наряду с другими членами семьи нанимателя, приватизировавшего жилище в домах государственного жилищного фонда. Отчуждение приватизированного жилища, находящегося в общей совместной собственности, в том числе и воспитанника детской деревни, допускается только с согласия всех собственников. Согласие от имени воспитанника на совершение сделок по отчуждению таким жилым помещением выдается органом опеки и попечительства.

Такое положение вполне корреспондировалось со статьей 227 ГК РК, поскольку тем самым производилось отграничение имущества, принадлежащего воспитаннику на праве собственности, включая общую собственность на приватизированное имущество, от имущества детской деревни.

В этой связи считаем необходимым пункты 1, 2 ст. 8 Закона исключить.

5.4. Статья 9 «Право воспитанника на имущество» подлежит исключению, поскольку она поглощается статьями 22-25 ГК РК.

5.5. В соответствии с пунктом 1 ст. 11 Закона, семья в детской деревне - круг лиц (мать-воспитатель, воспитанники), связанных личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из новой формы воспитания детей, призванными способствовать укреплению семейных отношений и привитию навыков к труду, обучению и воспитанию.

Между тем, статьями 15, 143-146, 963 ГК РК к личным неимущественным правам отнесены: право на имя, на охрану чести, достоинства, деловой репутации, тайна личной жизни (включая тайны переписки, телефонных переговоров, дневников, заметок, записок, интимной жизни, усыновления, рождения, врачебной, адвокатской тайны, тайны банковских вкладов), право на собственное изображение, на неприкосновенность жилища, авторские права и т.д.

Особенность этих прав заключается в их абсолютности, то есть в существовании независимо от иных субъектов гражданско-правовых отношений (за исключением, пожалуй, взаимных прав и обязанностей при соавторстве). Поэтому говорить о «связанности матери-воспитателя и воспитанниками личными неимущественными правами и обязанностями» юридически некорректно.

В этой связи в анализируемой норме слова «правами и обязанностями» целесообразно заменить словом «отношениями», а следуемые далее по тексту слова «укреплению семейных отношений» - словами «становлению и укреплению принципов семейного взаимоустройства,».

5.6. Частью первой п. 1 ст. 12 Закона установлено, что детская деревня - юридическое лицо, создаваемое в организационно-правовой форме некоммерческой организации для обеспечения прав и законных интересов детей-воспитанников и выполнения функций, установленных настоящим Законом.

Согласно части первой п. 3 ст. 34 ГК РК, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами.

Таким образом, детская деревня - это самостоятельная (то есть иная) организационно-правовая форма некоммерческой организации.

По смыслу же анализируемой нормы Закона, некоммерческая организация является организационно-правовой формой детской деревни.

В этой связи указанное положение Закона подлежит приведению в соответствие с ГК РК путем редакционной правки.

На этом же основании в подпункте 6) ст. 33 Закона подлежат исключению слова «независимо от организационно-правовой формы детских деревень».

5.7. В соответствии с частью второй п. 1 ст. 12 Закона, государство в лице Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов может быть учредителем детской деревни.

Однако анализ Конституционного закона РК от 18 декабря 1995 г. № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан», Закона РК от 23 января 2001 г. № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», Закона РК 1 марта 2011 г. № 413-IV «О государственном имуществе» показывает, что указанными законодательными актами не предусматривается создание государственных юридических лиц в организационно-правовой форме детской деревни.

Данное обстоятельство дает основания, в целом, усомниться в целесообразности введения анализируемым Законом этой самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческого юридического лица.

Для осуществления же указанных в Законе функций, на наш взгляд, наиболее соответствует организационно-правовая форма учреждения, причем как частного, так и государственного, не являющегося государственным органом.

5.8. Статья 13 Закона называется «Управление деятельностью детской деревни».

Поскольку детская деревня является организационно-правовой формой некоммерческого юридического лица, на нее распространяются нормы ГК РК о юридических лицах (в том числе статьи 33-57).

В этой связи название статьи 13 Закона следует изменить на «Управление детской деревней»; в содержании же статьи сделать оговорку «в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

5.9. Так как деятельность детских деревень направлена на выполнение социальных функций, представляется целесообразным (и рациональным) их осуществление различными детскими деревнями в рамках единообразных условий и предъявляемых к ним требований.

Решение этой задачи возможно посредством утверждения уполномоченным государственным органом типового устава (положения) о детской деревне, в котором должны найти свое отражение вопросы, не урегулированные анализируемым Законом.

Настоящая рекомендация соответствует части второй п. 1 ст. 41 ГК РК. Однако она имеет смысл лишь в случае несогласия с пунктом 5.7 настоящей справки.

5.10. Пунктом 1 ст. 19 Закона установлено, что администрация детской деревни является законным представителем детей-воспитанников, выступающим в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных на то полномочий.

Термин «администрация» используется также в пункте 4 ст. 16, статье 28, пунктах 2, 3 ст. 32 Закона.

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июля 2001 г. № 583 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность детских деревень семейного типа и домов юношества» утверждено, в том числе, Положение об администрации детской деревни.

В соответствии с пунктом 2 этого Положения, администрация является органом, осуществляющим управление деятельностью детской деревни, и в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Законом Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и домах юношества», Уставом детской деревни и настоящим Положением. Пунктом 6 Положения установлено, что администрация является законным представителем детей-воспитанников, выступает в защиту их прав и интересов.

Указанные нормы не соответствуют отдельным положениям ГК РК.

Так, пунктами 1, 2 статьи 37 ГК РК установлено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами. Виды, порядок назначения или избрания органов юридического лица и их полномочия определяются законодательными актами и учредительными документами.

Это означает, что администрация детской деревни своими действиями приобретает права и принимает обязанности не для себя, а для детской деревни как юридического лица, органом которого она (администрация) является.

Таким образом, лицом, то есть субъектом правоотношений, является сама детская деревня. И она выступает законным представителем её воспитанников.

Такой подход также будет соответствовать статьям 925, 926 ГК РК.

5.11. Пунктом 1 ст. 22 Закона установлено, что Дом юношества представляет собой находящиеся на балансе детской деревни, детского дома, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие или квартиры. По решению местных исполнительных органов Дом юношества может создаваться и функционировать как самостоятельное юридическое лицо в форме государственного учреждения.

Приведенные предложения находятся в противоречии друг с другом. Так, в первом предложении под домом юношества понимается общежитие или квартиры, находящиеся на балансе детской деревни, во втором - как созданное по решению местных исполнительных органов самостоятельное юридическое лицо в форме государственного учреждения.

Таким образом, один и тот же элемент (дом юношества) выступает и как объект (глава 3 ГК РК), и как субъект права (§ 2 главы 2 ГК РК).

Такая ситуация в рамках одного пункта статьи с точки зрения юридической техники представляется недопустимой.

5.12. Пунктом 3 ст. 22 Закона установлено, что дом юношества, функционирующий как самостоятельное юридическое лицо, осуществляет свою деятельность в соответствии с типовыми правилами о Доме юношества, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

В соответствии с частью второй п. 1 ст. 41 ГК РК, в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Типовой устав (общее положение) государственного учреждения, за исключением государственного учреждения, являющегося государственным органом, утвержден Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 28 сентября 2017 г. № 1202.

В этой связи пункт 3 ст. 22 Закона следует привести в соответствие с ГК РК.

5.13. По содержанию статьи 26 «Представительство лиц, проходящих социальную адаптацию» имеются замечания, аналогичные тем, что изложены нами в пункте 5.10 настоящей справки.

5.14. Пунктом 2 ст. 27 Закона установлено, что в случае, когда законодательными актами Республики Казахстан допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, лицо, проходящее социальную адаптацию, не достигшее возраста восемнадцати лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

При этом статьей 22-1 ГК РК установлено еще одно основание обретения гражданином дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия - эмансипация.

Считаем, что включение данного положения в пункт 2 статьи 27 Закона сделает его более последовательным.

5.15. Пунктом 3 статьи 28 Закона установлено, что при наличии достаточных оснований орган опеки и попечительства может ограничить или лишить лиц, проходящих социальную адаптацию, права самостоятельного распоряжения своим заработком, стипендией, иными доходами и созданными им объектами права интеллектуальной собственности.

Данное положение противоречит пункту 3 ст. 22 ГК РК, поскольку такое право предоставлено лишь суду. Процессуальные вопросы производства по делам такой категории регулируются главой 35 Гражданского процессуального кодекса РК.

5.16. Пункт 5 статьи 28 Закона не учитывает предоставленное пунктом 2 ст. 22 ГК РК право для лиц в возрасте от четырнадцати по восемнадцати лет самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами и созданными ими объектами права интеллектуальной собственности, а также совершать мелкие бытовые сделки.

В этой связи целесообразно объединение пункта 5 ст. 28 Закона с пунктом 1 ст. 28 Закона.

5.17. Содержание статьи 32 Закона некорректно заимствовано из статьи 926 ГК РК.

Во-первых, ГК РК говорит о деликтоспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, анализируемый Закон - от 16 до 18 лет.

Во-вторых, не учтено, что указанные в анализируемой статье Закона детские деревни, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже в силу своего статуса являются опекунами (для воспитанников до четырнадцати лет) либо попечителями (для воспитанников от четырнадцати до восемнадцати лет).

В этой связи отмеченное противоречие Гражданскому кодексу РК подлежит устранению, а в пункте 2 ст. 32 Закона слова «которое в силу закона является его попечителем,» - исключению.

 

Показатель 6. Наличие коллизий между нормами анализируемого Закона и иных законов

6.1. В пункте 5.7 настоящей справки отмечается, что Законами РК от 23 января 2001 г. № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», от 1 марта 2011 г. № 413-IV «О государственном имуществе» не предусматривается создание государственных юридических лиц в организационно-правовой форме детской деревни.

Однако такая возможность вытекает из части второй п. 1 ст. 12 анализируемого Закона, что не соответствует названным Законам.

6.2. Законом РК 26 декабря 2011 г. № 517-IV «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам детских деревень семейного типа и домов юношества» по всему тексту анализируемого Закона слова «Домов юношества», «Домах юношества», «Домам юношества» заменены соответственно словами «домов юношества», «домах юношества», «домам юношества».

Однако использование заглавных букв сохранилось в большинстве статей Закона.

При этом обращает на себя внимание противоречивость самого Закона РК 26 декабря 2011 г. № 517-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам детских деревень семейного типа и домов юношества» по данному вопросу.

 

Показатель 7. Соответствие Закону подзаконных актов, изданных в его развитие

7.1. В соответствии с пунктом 2 ст. 11 Закона, приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июля 2001 г. № 583 утверждены Правила проведения конкурсного отбора матери-воспитателя осуществляющей содержание и воспитание детей в семье детской деревни (далее в настоящем параграфе - Правила).

В подпункте 5.10 настоящей справки нами обосновано, что администрация детской деревни не является субъектом правоотношений.

В этой связи в подпункте 4) части первой пункта 2 Правил слово «Администрации» следует исключить.

На этом же основании в пункте 10 Правил слова «Администрации детской деревни», «Администрацией детской деревни» следует заменить, соответственно, словами «детской деревне», «детской деревней».

7.2. Пунктом 4 Правил установлено, что к конкурсу допускаются граждане Республики Казахстан, <…> не имеющие собственных либо усыновленных (удочеренных) несовершеннолетних детей.

В этой связи подпункт 2) пункта 5 Правил («к участию в конкурсе не допускаются <…> лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах») лишен смысла и подлежит исключению.

7.3. В соответствии с подпунктом 5) пункта 5 Правил, к участию в конкурсе не допускаются лица, имеющие судимость.

В этой связи в подпункте 5) пункта 6 Правил слова «справка о судимости» следует заменить словами «справка об отсутствии судимости».

7.4. Согласно подпункту 4) пункта 6 Правил, лица, желающие принять участие в конкурсе, подают в конкурсную комиссию <…> нотариально заверенную копию трудовой книжки.

Между тем, в соответствии с пунктом 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 г. № 929, трудовая книжка (при ее наличии) ведется работодателем для подтверждения трудовой деятельности работника.

Таким образом, в настоящее время наличие трудовой книжки не является обязательным, и подтверждением трудовой деятельности работника может быть любой из документов, указанных в статье 35 Трудового кодекса РК.

В этой связи подпункт 4) пункта 6 Правил после слова «книжки» необходимо дополнить словами «(при ее наличии)».

7.5. Замечания и рекомендации, указанные нами в пункте 5.10 настоящей справки, также следует учесть при корректировке текстов Типового договора о передаче детей в семью детской деревни, а также Типового договора о содержании в Доме юношества, заключенного между детской деревней, детским домом и школой-интернатом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитанником (выпускником), утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июля 2001 года № 583.

 

Показатель 8. Наличие пробелов в Законе

Согласно пункту 5 ст. 36 ГК РК, права учредителей (участников) на имущество созданных ими юридических лиц иных организационно-правовых форм определяются законодательными актами Республики Казахстан.

Под «иными» организационно-правовыми формами юридических лиц в данном случае следует понимать такие формы, которые не упомянуты в пунктах 2, 3, 4 ст. 36 ГК РК, в том числе детские деревни.

Однако анализируемый Закон не содержит положений о правах учредителей (участников) на имущество детской деревни, что является пробелом, требующим устранения.

 

Показатель 9. Наличие в Законе отсылочных и бланкетных норм

Анализируемый Закон содержит одну отсылочную (п. 4 ст. 18) и не менее двадцати пяти бланкетных норм (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 8, п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11, п. 3 ст. 11, п. 2 ст. 12, подпункт 6) п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 14, п. 1 ст. 16, п. 5 ст. 18, п. 1 ст. 20, п. 4 ст. 21, п. 2 ст. 22, п. 3 ст. 22, п. 2 ст. 27, п. 3 ст. 27, п. 1 ст. 28, п. 4 ст. 28, часть первая ст. 30, п. 1 ст. 35, п. 2 ст. 35, ст. 37 Закона).

 

Показатель 10. Наличие дублирующих норм закона

В Законе содержатся положения, полностью или в части дублирующие положения ГК РК:

 

Анализируемый Закон

Дублируемый структурный элемент

ГК РК

Структурный элемент

Содержание

п. 1 ст. 27

Способность лица, проходящего социальную адаптацию, своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

п. 1 ст. 17 ГК

п. 2 ст. 27

В случае, когда законодательными актами Республики Казахстан допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, лицо, проходящее социальную адаптацию, не достигшее возраста восемнадцати лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

п. 2 ст. 17 ГК

п. 3 ст. 27

Полный или частичный отказ лица, проходящего социальную адаптацию от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, недействительны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законодательными актами Республики Казахстан.

п. 3 ст. 18 ГК

ст. 28

Полностью (с учетом замечаний, изложенных в пункте 5.17 настоящей справки)

ст. 22 ГК

ст. 29

Полностью (с учетом замечаний, изложенных в пункте 5.17 настоящей справки)

ст. 25 ГК

ст. 32

Полностью (с учетом замечаний, изложенных в пункте 5.17 настоящей справки)

ст. 926 ГК

 

Показатель 11. Наличие в Законе коррупциогенных факторов

В анализируемом Законе коррупциогенные факторы не выявлены.

 

Показатель 12. Наличие иных недостатков Закона

Во избежание расширительного толкования, в статье 37 анализируемого Закона слово «законами» следует заменить словом «законодательством» как более широким по содержанию, поскольку юридическая ответственность в общем смысле устанавливается как вышестоящими (кодексами), так и нижестоящими нормативными правовыми актами.

 

 

 

18 марта 2019, 11:20
Источник, интернет-ресурс: Климкин С.И.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript