Де-факто многодетная мать, де-юре таковой не является, в чем фишка? (Назмышев Рахмади Айтышович к.ю.н., доцент) (©Paragraph 2019 / 5.0.3.8)

Де-факто многодетная мать, де-юре таковой не является, в чем фишка?

 

Назмышев Рахмади Айтышович

к.ю.н., доцент

 

На недавно состоявшемся съезде партии «Нур Отан» Президент страны, Глава государства Н.А. Назарбаев перед вновь сформированным Правительством Казахстана поставил ряд задач, направленных на поддержку малообеспеченных многодетных семей.

Да, речь шла именно о мерах поддержки малообеспеченных многодетных семей, а не многодетных матерей.

Многие женщины, родившие и воспитавшие (воспитывающие) четверых и более детей, ошибочно относят себя к категории многодетных матерей и важно отметить, что при этом они отождествляют понятие многодетная семья с понятием многодетная мать и полагают, что меры поддержки по отношению к многодетным семьям относятся и к ним. В действительности это возможно, но для этого женщина должна быть еще и обладательницей подвески «Кумыс алка или Алтын алка».

Анализ же национального законодательства, относящегося к данному вопросу, показал, что в нем вообще отсутствует само определение понятия «многодетная мать»!

Как видно из изложенного, на самом деле не все так однозначно, поэтому обратимся к законодательству, анализируя нормы которых постараемся прояснить сложившуюся ситуацию.

Как уже было сказано, в законодательстве нашей страны вообще не существует определение понятия «многодетная мать».

Вместе с тем, не смотря на это, в ЗРК «О Государственных наградах Республики Казахстан» глава 6 называется «Награды для многодетных матерей»[i]. Таким образом, государство посредством данного закона фактический признает наличие юридической значимости понятия «многодетная мать».

В соответствии с данным законом подвеской «Алтын алка» награждается мать, родившая и воспитавшая семь и более детей.

Награждение подвеской «Алтын алқа» производится по достижении седьмым ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери.

При награждении подвеской «Алтын алқа» учитываются также дети:

- усыновленные матерью в установленном законом порядке;

- погибшие или пропавшие без вести при защите интересов Республики Казахстан или при исполнении иных служебных обязанностей, погибшие при стихийных бедствиях либо при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни и материальных ценностей, в борьбе с преступностью и охране общественного порядка, а также умершие вследствие ранения, увечья или заболевания, полученных при указанных обстоятельствах, либо вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Подвеской «Кумыс алка» награждаются матери, родившие и воспитавшие шестерых детей, при достижении шестым ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей этой матери.

Таким образом, в этом законе приводятся лишь условия награждения женщин подвесками «Кумыс алка и Алтын алка», а определение понятия «многодетная мать» отсутствует, женщинам же остается лишь самим приходить к умозаключению, что речь идет о матерях родивших и воспитавших шестерых или семерых детей.

Парадоксально, но факт, к государственной награде по смыслу данного закона могут быть представлены субъекты, правовой статус которых в национальном законодательстве не предусмотрен.

Более близким по духу к рассматриваемому вопросу является Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье. Однако и в данном законе также отсутствует определение понятия «многодетная мать». В этом Кодексе, в пункте 17-2 в части первой статьи 1 предусмотрено определение понятия «многодетная семья», под которой понимается семья, имеющая в своем составе четыре и более совместно проживающих несовершеннолетних детей….[ii].

Примечательно, что в данном Кодексе, в п. 9, части 1 в статье 1 нашло законодательное подтверждение распространения родственных отношений между усыновленными (удочеренными) детьми и их усыновителями (удочерителями). Отметим, что позже данное обстоятельство мы обязательно учтем в данной статье.

К иным законодательным актам, в которых упоминается термин «многодетность» относятся: ЗРК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21 июня 2013 года, ЗРК «О специальном государственном обеспечении в Республике Казахстан» от 5 апреля 1999 г., ЗРК «Жилищных отношениях» и др..

В данном перечне законов в различных вариантах предусматриваются социальные льготы для многодетных семей, при этом в одном случае ими могут воспользоваться женщины родившие (усыновившие) пять и более детей, и других женщины, воспитывающие совместно проживающих четверых несовершеннолетних детей.

В конце февраля текущего года, уже после поручения Главы государства о мерах социальной поддержки малообеспеченным многодетным семьям, министр финансов Алихан Смаилов говоря о новом формате адресной социальной помощи, просветил общественность тем, что теперь многодетной будет считаться семья, где воспитывается четверо и более детей. Он также обратил внимание на то, что с 1 января 2018 по настоящее время этот статус могли получить семьи с пятью и более детьми [iii].

Возможно, желая оперативно выполнить поручение Главы государева уважаемый министр запамятовал, что и ранее в соответствие с пунктом 17-2 части первой статьи 1 Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) уже был определен статус многодетной семьи, как семьи, имеющей в своем составе четыре и более совместно проживающих несовершеннолетних детей. Скорее всего, уважаемый министр имел в виду, что такие новшества будут введены в закон об адресной социальной помощи и забыл напомнить, что статус многодетной семьи ранее уже был предусмотрен в действующем законодательстве, но по каким то причинам, не был отражен до этого момента в нормативно-правовом регулировании в правилах и снованиях для оказания социальной адресной помощи.

И так, анализируя законодательство, регламентирующее многодетность мы видим ее разночтивость, в некоторых случаях противоречивость и даже отсутствие регламентации такого основополагающего понятия как «многодетная мать».

В Российской Федерации требования к многодетным семьям разрабатываются в регионах, и единого подхода также не было, и число учитываемых детей варьировалась от трех до пяти, при этом справедливо вспомнить последнее Послание Путина В.В., которым определено достаточность троих детей для получения государственной социальной поддержки.

На наш взгляд, для устранения ряда проблем было бы целесообразным в ЗРК «О браке (супружестве) и семье» предусмотреть определение понятия «многодетная мать», как женщины родившей и воспитавшей четверых и более детей. В число этих детей по смыслу п. 9, части 1 статьи 1 Кодека РК «О браке (супружестве) и семье» входят и усыновленные (удочеренные) дети, дополнив, что к ним относятся, и дети над которыми оформлено опекунство.

Следовательно, такая женщина должна быть обладателем подвески «Кумыс алка», а для получения подвески «Алтын алка» должно быть достаточно пятерых детей в названном выше понимании. При этом было бы правильным не допускать в диспозиции нормы такие слова как «живые, живых», т.к. во внимание следует брать факт рождения и воспитания, то есть фактические обстоятельства. Не сложно же понять, что в вязи со смертью ребенка, сколько бы ему ни было лет, женщина, которая его родила или воспитывала, не перестала быть матерью и уж точно проблем, в том числе материального характера у нее не убавится.

Такие матери должны быть пожизненными получателями специального государственного пособия.

Кроме этого, такие многодетные женщины, родившие и воспитавшие четырех и более детей должны иметь право на пенсионные выплаты по возрасту, т.е., по достижению 53 лет, сегодня же в соответствие с ЗРК «О пенсионном обеспечении» надо им родить и воспитать пятерых и более детей.

К многодетным семьям было бы целесообразным отнести семьи, имеющих в своем составе от двух до трех совместно проживающих несовершеннолетних детей (сегодня должно быть четыре и более несовершеннолетних детей).

Следуя политике социального и гендерного равенства целесообразно также в этом же кодексе предусмотреть определение понятию «многодетные родители», т.к. в случае смерти супруги семья и дети могут лишиться государственной поддержки. Первые посылы для этого уже имеются в обществе, в частности, когда речь идет о праве супруга на отпуск по уходу за ребенком.

Фактический, с точки зрения человека и гражданина семья является многодетной, состав которой из трех детей, даже если они уже совершеннолетние. Де юре, помощь из бюджета предполагается только семьям с несовершеннолетними детьми, количество которых должно быть не менее четырех.

И так, анализируя происходящее в законодательстве и обществе, не вольно, приходишь к выводу: Не связано ли столь продолжительное отсутствие законодательного регламентирования понятия «многодетная мать», которое объективно существует, с желаниями любым образом сократить расходную часть бюджета, т.к. это может повлечь дополнительную нагрузку на нее?

Если так, то ситуация напоминает поговорку: «Бабу с воза, кобыле легче».

Подобный подход к решению социально важных вопросов, конечно же не допустим, т.к., надо правильно расставлять приоритеты с учетом настоящего и особенно будущего. Такое не соответствие фактических обстоятельств к их юридическому определению порождает в обществе как латентные, так и публичные, в полнее обоснованные возмущения.

Не редко с высоких трибун мы слышим о не сметных богатствах нашей страны и это очень хорошо, что они есть, но очевидно и другое, без надлежащей поддержки материнства и детства все эти богатства теряют всякий смыл.

В этой связи, хотелось бы отметить, поскольку здоровье матери и ребенка формирует основы будущего демографического, экономического, трудового, социального, культурного и оборонного потенциала страны, то и государственная поддержка и охрана материнства и детства является приоритетным направлением политики нашей страны, а поскольку это так и есть, то нет сомнения, в том, что возникающие вопросы будут разрешены.

Подводя итоги сказанному, уместно обратить внимание на то, что по поручению Президента страны в будущем состоится вливание колоссальных средств для поддержки малообеспеченных многодетных семей, а существующие противоречия в законодательстве в этом секторе не способствуют рациональному и целевому их освоению и наоборот двусмысленность, и отсутствие законодательного определения основополагающих понятий в финансируемом секторе могут явиться благоприятной питательной средой для коррупции.


SUB1[i] О Государственных наградах РК. ЗРК от 12.12.95 г. № 2676

[ii] О браке (супружестве) и семье. Кодекс Республики Казахстан от 26.12.2011 г. №518.

18 марта 2019, 16:18
Источник, интернет-ресурс: Назмышев Р.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript