Ad deliberandum или почему труд нотариусов остается неоплаченным? (Меруерт Орозалиева, нотариус города Алматы, магистр юридических наук) (©Paragraph 2019 / 5.0.5.8)

Ad deliberandum или почему труд
нотариусов остается неоплаченным?

 

Каждый имеет право … на вознаграждение

за труд без какой-либо дискриминации

Статья 24 Конституции Республики Казахстан

 

Нотариат в Республике Казахстан является правовым институтом по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

Согласно статье 3 Закона РК «О нотариате» нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью.

Оплата нотариальных действий, совершаемых частным нотариусом, осуществляется по ставкам, соответствующим размерам государственной пошлины, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан. Кроме того, при совершении нотариальных действий взимается оплата за предоставление услуг технического и правового характера в размерах, предусмотренных статьей 30-1 Закона РК «О нотариате».

В соответствии со статьей 617 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий освобождаются: 1) физические лица - за удостоверение их завещаний, договоров дарения имущества в пользу государства; 2) государственные учреждения - за выдачу им свидетельств (дубликатов свидетельств) о праве государства на наследство, а также за все документы, необходимые для получения этих свидетельств (дубликатов свидетельств); 3) физические лица - за выдачу им свидетельств о праве на наследство: имущества лиц, погибших при защите Республики Казахстан, в связи с выполнением иных государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением долга гражданина Республики Казахстан по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка; жилища или пая в жилищно-строительном кооперативе, если наследник проживал с наследодателем не менее трех лет на день смерти наследодателя и продолжает проживать в этом жилище после его смерти; страховых выплат по договорам страхования, облигаций государственных займов, сумм оплаты труда, авторских прав, сумм авторского гонорара и вознаграждения за открытия, изобретения и промышленные образцы; имущества реабилитированных граждан; 4) участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, ребенка-инвалида - по всем нотариальным действиям; 5) оралманы - по всем нотариальным действиям, связанным с приобретением гражданства Республики Казахстан; 6) многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», - по всем нотариальным действиям; 7) физические лица, страдающие хронической душевной болезнью, над которыми учреждена опека в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, - за получение свидетельств о наследовании ими имущества; 8) союз «Добровольное общество инвалидов Казахстана» (ДОИК), Казахское общество глухих (КОГ), Казахское общество слепых (КОС), а также их производственные предприятия - по всем нотариальным действиям; 9) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими восемнадцатилетнего возраста - за выдачу им свидетельств о праве на наследство.

От оплаты услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частным нотариусом освобождаются: 1) физические и юридические лица, самостоятельно изготовившие проект документа, подлежащего нотариальному удостоверению; 2) лица, указанные в подпунктах 4), 6) и 7) статьи 617 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», 3) престарелые и инвалиды, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа; 4) дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты; 5) инвалиды 1 и 2 групп; 6) пенсионеры по возрасту; 7) взыскатели по требованию, предусмотренному подпунктом 9) пункта 2 статьи 92-1 Закона РК «О нотариате».

Льготы предоставляются нотариусами за свой счет, без какой-либо компенсации со стороны государства.

Вместе с тем, наши коллеги - адвокаты, юридические консультанты - оказывают гарантированную государством юридическую помощь за счет бюджетных средств, а не безвозмездно, как нотариусы.

Статья 30 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» устанавливает, что финансирование адвокатам гарантированной государством юридической помощи осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В свою очередь, частные судебные исполнители в рамках производства по исполнительным документам о взыскании алиментов и заработной платы по социально значимой категории дел получают оплату из бюджета.

Так, в соответствии со статьей 117-1 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» размер оплаты деятельности частного судебного исполнителя, связанной с принятием принудительных мер по исполнительным документам социально значимой категории дел устанавливается Правительством Республики Казахстан. Основанием для оплаты деятельности частного судебного исполнителя является отчет о совершении исполнительных действий и взысканных платежах, представленный в территориальный орган.

Даже представители самой гуманной профессии - медицинские работники - не оказывают медицинскую помощь за собственный счет.

Согласно статье 34 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» гражданам Республики Казахстан и оралманам гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется за счет бюджетных средств. Право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд.

Таким образом, ad deliberandum, т.е. к размышлению, лишь нотариусы из всех субъектов оказания гарантированной государством юридической помощи осуществляют ее за счет собственных денежных средств.

Ранее, при обсуждении Концепции проекта Закона Республики Казахстан «Об юридической помощи» указывалось, что в целях стимулирования субъектов оказания юридической помощи применения института комплексной социальной юридической помощи предлагается предусмотреть ряд налоговых льгот.

Однако, данная мысль разработчиков не нашла отражения в поправках к налоговому законодательству - нотариусы не получили налоговых льгот.

На основании изложенного, учитывая общественную значимость нотариата, как института бесспорной юрисдикции, считаем необходимым предусмотреть возмещение частному нотариусу расходов, связанных с обслуживанием льготных категорий граждан либо внедрить механизм налоговых вычетов при определении налогооблагаемого дохода частного нотариуса на суммы, затрачиваемые на предоставление льгот при совершении нотариальных действий.

 

Меруерт Орозалиева, нотариус города Алматы

магистр юридических наук

 

3 декабря 2019, 10:17
Источник, интернет-ресурс: Орозалиева М.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript