Повышенная ответственность министра здравоохранения Казахстана в реализации конституционного принципа приоритета человеческой жизни в Республике Казахстан в условиях пандемии коронавируса (А.А. Салимгерей, директор Института государства и права КазНУ имени Аль-Фараби, Председатель Казахстанской ассоциации международного права, доктор Phd, к.ю.н., доцент) (©Paragraph 2020 / 5.0.6.26)

Повышенная ответственность министра здравоохранения Казахстана в реализации конституционного принципа приоритета человеческой жизни в Республике Казахстан в условиях пандемии коронавируса

 

А.А. САЛИМГЕРЕЙ,

директор Института государства и права

КазНУ имени Аль-Фараби,

Председатель Казахстанской ассоциации международного права, доктор Phd,

кандидат юридических наук, доцент

 

На расширенном заседании правительства 10 июля 2020 года Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев заявил, что в период пандемии министр здравоохранения должен обладать особым статусом, поскольку это чрезвычайная ситуация и необходимо оперативно принять все решения, касающиеся пандемии. Рекомендации и требования министра здравоохранения должны стать первоочередной задачей для других членов правительства и акимов. Одним словом, считайте, что в условиях пандемии министр здравоохранения обладает исключительным статусом и компетенцией. Поручаю Министерству здравоохранения РК обеспечить представление ежедневного отчета и информации по борьбе с пандемией правительству и акиматам, - сказал Президент.

Безусловно, в условиях пандемии коронавируса в Казахстане, когда количество заболевших только за 2 последних месяца увеличилось в десять раз и 14 июля 2020 года превысило 60 000 и возросло количество умерших до 375 человек, Президент страны, обеспечивая согласованное функционирование всех ветвей государственной власти, определяет ответственное лицо по оперативному управлению основных вопросов с целью эффективного противодействия пандемии коронавируса.

Такое решение в первую очередь основано на пункте 1 статьи 1 Конституции страны, согласно которому: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Обращая внимание на данную норму, Конституционный Совет Республики Казахстан неоднократно в своих постановлениях разъяснял, что пункт 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан в части слов «Республика Казахстан утверждает себя...социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» означает, что Республика Казахстан стремится к выполнению роли социального государства в соответствии с реальными возможностями государства. Казахстан признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией» (см.: постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года № 6/2, от 10 июня 2003 года № 8, от 18 апреля 2007 года № 4, от 20 августа 2009 года № 5, от 18 мая 2015 года и другие).

Исходя из вышеизложенного и, соответственно, применительно к теме статьи возникает вполне закономерный вопрос: а все ли меры использует государство в соответствии со своими реальными возможностями в сфере обеспечения противодействия распространению коронавируса и нормальной жизнедеятельности населения страны?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо определиться с примерной моделью идеальной системы здравоохранения страны и её социально-экономической политике, в рамках которой исключались бы возможности распространения коронавируса, и одновременно обеспечивалась бы нормальная жизнедеятельность населения страны.

Однако сразу же подчеркнем, что на сегодня в мире, независимо от экономического потенциала страны, распространение данного вируса не смогла эффективно сдержать практически ни одна страна мира и где параллельно возникли экономические проблемы и увеличился рост безработицы.

16 марта в Казахстане был введен режим чрезвычайного положения и установлен карантин во многих городах и областях с целью предотвращения распространения коронавируса.

Если проанализировать меры по противодействию коронавируса в Казахстане, то, безусловно, государственные органы страны, предпринимали в основном аналогичные экстренные меры, как и большинство стран мира (исключение Беларусь и Швеция), включая закрытие границ, введение режима чрезвычайного положения, повсеместного карантина, ограничения передвижения населения, практического закрытия многих предприятий, базаров, рынков, организаций и др. меры.

Но многие меры, несмотря на активные действия государственных органов страны, оставались труднореализуемыми в Казахстане по следующим причинам:

- недостаточные радикальные меры со стороны государственных органов с точки зрения полной изоляции населения страны по месту проживания на определенные сроки;

Радикальные меры известны всем и включают в себя абсолютную изоляцию всех жителей страны по месту своего проживания, а также закрытия всех продовольственных рынков и магазинов страны без какой-либо угрозы голода среди населения страны. Практически эту меру можно было бы обеспечить, когда для функционирования жизненно важных объектов страны с одновременным проживанием обслуживающего персонала (электроэнергия, газоснабжение, водопроводная система и другие объекты) и необходимого надзора за соблюдением правопорядка решались бы все вопросы в строго-организационном отношении. Проведенный опыт Казахстана за апрель месяц наглядным образом продемонстрировал возможность жителей страны уходить в «небытие» на протяжении определенного периода времени (10-15 дней), что позволило бы создать все необходимые условия для естественной нейтрализации коронавируса.

- неясность природы коронавируса, когда параллельно возникла эпидемия двусторонней пневмонии, являющейся, по мнению многих ученых, следствием пандемии коронавируса;

Сегодня нет единой точки зрения среди ученых мира, как и Казахстана относительно взаимосвязи коронавируса с эпидемией двусторонней пневмонии в Казахстане и соответственно единых методов их лечения.

- организационная неподготовленность органов образования и других ведомств по причине отсутствия опыта действия в таких чрезвычайных случаях;

Такая неподготовленность во многом объясняется в отсутствии практического опыта со стороны государственных органов страны, как действовать и какие меры предпринимать в таких ситуациях. Идёт общий процесс ожидания от определенных последствий от действия коронавируса. Тем не менее, в будущем (при учете) данный аспект должен послужить хорошим примером для анализа и разрешения подобных ситуаций.

- значительная занятость населения страны в тех сферах производства, которые стали основным объектом закрытия в целях противодействия распространения коронавируса;

Решение данной проблемы, в интересах оставшейся без заработной платы значительной части населения страны, во многом зависима от доброй воли и решительных действий со стороны всей системы государственного управления страны и возможного принятия чрезвычайного государственного бюджета при чрезвычайном положении страны согласно статье 80 и 81 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.07.2020 г.).

Причём особая ответственность министра здравоохранения Республики Казахстан, возложенная на него Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым, главным образом должна касаться обеспечения приоритета человеческой жизни в условиях пандемии коронавируса. Стремительный рост заболевших коронавирусом и особенно ежедневного увеличения количества смертей среди жителей страны, когда жизнь человека уже не вернуть, главная задача министра здравоохранения страны - это оперативное принятие всех решений, касающиеся пандемии;

- с учётом публикуемых достоверных фактов через СМИ страны об отсутствии мест в больницах для поступающих больных коронавирусом или двусторонней пневмонии, дополнительно регламентировать меры по переводу гостиниц, санаториев, домов отдыха и других необходимых объектов под временные стационары для нуждающихся в лечении;

Например, в 10:15, 13 июля 2020 года во время передачи Хабар 24, показали интервью женщины из Туркестанской области, которая в отчаянном положении сообщила о том, что её близкого родственника не принимают в больницу по причине отсутствия мест. Между тем, со слов женщины у больного очень серьёзные проблемы с сердцем, что ставит, соответственно, вопрос, о чём может быть идти речь в виде самостоятельного лечения и практически означающее на его дальнейшее непредсказуемые последствия. Другой факт: 22 июня 2020 г. при подтверждении рентгенограммой в поликлинике № 1 г. Алматы двусторонней пневмонии у трёх высокотемпературящих больных невозможность поликлиники (при многократной попытке через скорую помощь) устроить их в больницы.

- исключить практику самолечения больных коронавирусом по причине отсутствия необходимых знаний о природе коронавируса и вероятных осложнений у лиц имеющих другие хронические заболевания, поскольку речь идет о здоровье человека;

Применяемая практика самолечения, включая данные других стран мира, чревата значительными осложнениями для зараженных лиц с точки зрения их будущего физического состояния. Последние исследования ученых подтверждают рецидив данного заболевания и его влияние на другие органы человека.

- исключение проблемы нехватки лекарственных средств совместно с другими государственными органами страны;

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что в сфере здравоохранения рыночные принципы «максимум прибыли - минимум издержек», не только в борьбе с коронавирусом, двусторонней пневмонией и др., должны быть искоренены эффективными организационными и правовыми мерами по требованию министра здравоохранения и должны стать первоочередной задачей для их решения для других членов правительства и местных исполнительных органов страны, как это требует реализации конституционного принципа приоритета человеческой жизни в Республике Казахстан.

Безусловно, реализация этих задач потребует немалых финансовых затрат из республиканского и местных бюджетов и значительную организационную работу, но, учитывая жизненную важность проблемы, государство в состоянии и обязано решить данную неотложную задачу. Только тогда можно будет с полным основанием утверждать, что государство не на словах, а на деле обеспечивает реализацию конституционной нормы о приоритете для Республики Казахстан здоровья и жизни её граждан. В этой связи ещё раз уместно напомнить, что неслучайно Конституционный Совет страны в своих постановлениях неоднократно подчеркивает, что «Республика Казахстан стремится к выполнению роли социального государства в соответствии с реальными возможностями государства». А такие возможности сегодня у страны имеются.

 

 

14 июля 2020, 13:50
Источник, интернет-ресурс: Салимгерей А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript