Интеграция - без ущерба отечественному бизнесу
Интеграция - без ущерба отечественному бизнесу
НПП считает, что определение нового вида нормативного документа, как «строительные нормы Союза», полностью противоречит принципам технического регулирования в рамках ЕАЭС.
На информационных просторах имеют место публикации российских отраслевых СМИ о достижении некой договоренности с Казахстаном по проекту Протокола к Договору о ЕАЭС «О техническом регулировании в области обеспечения безопасности зданий и сооружений в рамках ЕАЭС», предлагаемого российской Стороной.
Поводом для таких публикаций явилось недавнее обсуждение проекта Протокола на площадке Комитета по делам строительства МНЭ РК, прошедшее без привлечения широкого круга заинтересованных сторон.
Проект Протокола направлен на определение новых нормативных документов, как «строительные нормы Союза» и наделение ЕЭК полномочиями по их утверждению.
Департамент технического регулирования НПП обращает внимание на то, что определение нового вида нормативного документа, как «строительные нормы Союза», полностью противоречит принципам технического регулирования в рамках ЕАЭС и положит начало еще большим техническим барьерам экспортоориентированным производителям.
Вместе с тем, напомним, что единая позиция бизнес-сообщества Казахстана заключается в отказе от введения обязательных строительных норм Союза, а также в необходимости установления минимально необходимых требований к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий непосредственно в проекте технического регламента, при этом исключив из него понятие и положения об обязательных строительных нормах Союза.
Бизнес-сообщество Казахстана, учитывая высокую актуальность создания единого рынка ЕАЭС, всегда выступало сторонником компромиссных решений.
Для ускорения согласования проекта ТР ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», затянувшегося на 6 лет, НПП не раз выбирала альтернативные пути снятия разногласий.
Например, ранее бизнес-сообщество Казахстана, понимая важность создания единого рынка строительных материалов и изделий, требования к которым в целом согласованы Сторонами, присоединилось к мнению по разделению проекта на два технического регламента: ТР ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» и ТР ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений».
Это было альтернативой для достижения консенсуса по разногласиям, возникшим из-за первоначальной позиции НПП, заключающейся в необходимости исключения зданий и сооружений из проекта технического регламента, обоснованной тем, что они не являются предметом взаимной торговли и не пересекают государственные границы.
В последующем, из-за возникших споров и разногласий как между странами-участницами ЕЭАС так и внутри Казахстана, НПП выработала компромиссную позицию о возможности объединения требований к зданиям и сооружениям, строительным материалам и изделиям в одном проекте технического регламента, при условии установления минимально необходимых требований к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий непосредственно в проекте технического регламента, исключив из него понятие и положения об обязательных строительных нормах Союза.
Однако по последнему предложению российской стороны НПП придерживается принципиальной позиции.
НПП считает недопустимым ввод так называемых «строительных норм Союза» и наделения органы ЕАЭС полномочиями по их утверждению, если это не оговорено Договором о ЕАЭС или не способствуют реализации целей Союза.
Предлагаемый проект Протокола не соответствует целям создания Союза, то есть:
- не создает условий для стабильного развития экономик стран-членов ЕАЭС;
- не формирует единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, и не обеспечивает свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на едином рынке ЕАЭС;
- не гарантирует модернизацию, кооперацию и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Более того, для внесения изменений в Договор о ЕАЭС потребуется несколько лет, а с учетом необходимости разработки дополнительной базы нового вида нормативного документа создание общего рынка строительных материалов может отложиться еще на такой же срок.
Вместе с тем статьи российских отраслевых СМИ вызвали обеспокоенность среди предпринимателей Казахстана.
В этой связи 9 ноября под эгидой НПП прошло совещание с предпринимателями строительной отрасли.
На данном совещании участниками единогласно была подтверждена НЕИЗМЕННОСТЬ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ПОЗИЦИИ НПП.
НПП, как и ранее, выступает против разработки проекта Протокола и настаивает на необходимости установления минимально необходимых требований к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий непосредственно в проекте технического регламента.