Трубопроводные предприятия Казахстана не поддерживают надлежащее техническое состояние трубопроводов
Устранить системные нарушения
Трубопроводные предприятия Казахстана не поддерживают надлежащее техническое состояние трубопроводов. На газопроводах не принимаются меры по устранению порядка 120 серьезных дефектов, связанных с износом, нарушением герметичности и изоляции, а также коррозией труб.
Многочисленные нарушения и системные ошибки в сфере трубопроводного транспорта были рассмотрены в ходе расширенного заседания коллегии Главной транспортной прокуратуры. На системные ошибки руководства компании «КазТрансОйл» и АО «Интергаз Центральная Азия» указал главный транспортный прокурор Казахстана Марат Алиханов.
Как показали результаты проверок, безопасность на трубопроводах надлежащим образом не обеспечена. На сегодняшний день не известно, в каком состоянии находится девять тысяч км трубопроводов.
Они проходят практически по всем областям республики, а в отдельных регионах находятся внутри населенных пунктов.
Несмотря на степень опасности транспортируемого продукта, порядка 60 процентов трубопроводов введены в эксплуатацию свыше 30 лет назад, а некоторые используются уже более шестидесяти лет.
Особую обеспокоенность в ведомстве выражают по поводу высокого уровня аварийности и несоблюдения нефтетранспортными компаниями требований безопасности на магистральных трубопроводах.
- Проведенные нами проверки показали, что сегодня, во-первых, не известно техсостояние и уровень аварийности девяти тысяч эксплуатируемых километров трубопроводов. Потому что на 1700 км внутритрубная диагностика, позволяющая комплексно обследовать внутреннее состояние трубопровода, не проводилась с момента их ввода в эксплуатацию, а 2800 км последний раз диагностировались более пяти лет назад. Результаты обследований 4,5 тыс. км нефтепроводов вызывают сомнение, поскольку они проведены неуполномоченными организациями, - сообщил начальник Управления по надзору за законностью в социально экономической сфере Главной транспортной прокуратуры РК Алмас Аманов.
По его информации, трубопроводные предприятия реально не знают, на каком из этих трубопроводов и когда может произойти разлив нефти либо выброс газа.
Тем временем компании прибегают к фиктивному устранению дефектов. Так, в 2014-2017 годах от уполномоченного органа укрыто более 1800 инцидентов и 16 аварий, большая часть которых произошла на трубопроводах, проходящих в населенных пунктах.
К тому же сомнения у прокуроров вызывает способность предотвратить чрезвычайные происшествия, ввиду обслуживания ненадлежащими аварийно-спасательными службами и несоответствия аварийного резерва установленным требованиям. Более того в ряде случаев с аварийно-спасательными службами не согласованы планы ликвидации аварий на газопроводах, в них отсутствуют порядок действий по исключению загораний и взрывов, снижению тяжести последствий аварий, эвакуации людей за пределы опасной зоны и другие важные для ликвидации аварий аспекты.
Особые нарекания со стороны прокуроров вызывает нарушение требований закона при проектировании и строительстве объектов трубопроводного транспорта.
По мнению прокуроров, указанные нарушения допускаются вследствие слабого государственного регулирования и контроля за объектами трубопроводного транспорта и отсутствия четкой законодательной регламентации.
Слабое урегулирование деятельности и компетенции аварийно-спасательных служб также снижает их эффективность.
- Как обеспечивается безопасность - непонятно. Диагностику не проводите, инциденты укрываете, оплачиваете услуги неаттестованных компаний и прочее. Как вы собираетесь наводить порядок? Какие меры будете принимать и конкретные сроки устранения этих нарушений? - поинтересовался Марат Алиханов.
В свою очередь, первый зам. генерального директора АО «КазТрансОйл» Алексей Пирогов признал, что на некоторых трубопроводах не проводилась диагностика. Однако, по его словам, практически все трубопроводы обследованы внешними средствами диагностики.
- Да, нарушения есть, некоторые из них носят угрожающий характер. Мы в самое ближайшее время разработаем комплекс мероприятий по ликвидации выявленных нарушений, и те из них, которые не требуют серьезных финансовых затрат, ликвидируем в ближайшие три месяца, - заверил он.
По данным Главной транспортной прокуратуры, в настоящее время в стране эксплуатируется 2724 км газопровода и 122 км нефтепровода с истекшим сроком проведения внутри- трубной диагностики, а по 1681 км газопровода и 53 км нефтепровода внутритрубные обследования не про- водились с момента их ввода в эксплуатацию.
По результатам заседания принято решение о разработке совместного контрольного плана комплексных мер по устранению имеющихся нарушений.
Линара Сактаганова