Международная комиссия юристов выразила озабоченность принятием нового закона об адвокатах в Казахстане.
Международная комиссия юристов выразила озабоченность принятием нового закона об адвокатах в Казахстане.
Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», подписанный 10 июля 2018 года, противоречит международному праву и стандартам, касающихся независимости юридической профессии, позволяя исполнительным органам власти оказывать влияние или контролировать адвокатов через допуск к адвокатской профессии, а также существенно влиять на дисциплинарное производство в отношении адвокатов. Закон негативно отразится на защите прав человека и верховенстве права в Республике Казахстан.
«Некоторые ключевые положения принятого закона подрывают независимость юридической профессии, которая является краеугольным камнем верховенства права», сказал Тимур Шакиров, старший правовой советник Европейской программы МКЮ. «Закон не только ослабляет юридическую профессию, но и, к сожалению, посылает сигнал обществу о том, что в результате, права человека, включая право на справедливое судебное разбирательство, будет сложнее защитить в рамках правовой системы», добавил г-н Шакиров.
МКЮ особенно озабочена тем, что согласно новому закону, сокращена роль независимой адвокатуры в формировании состава дисциплинарных комиссий. Кроме непосредственно адвокатов, дисциплинарные комиссии будут включать в свой состав «представителей общественности», предлагаемых Министерством Юстиции. В то время как закон не устанавливает, как именно будут отбираться эти члены дисциплинарных комиссий, отбор будет производиться Министерством Юстиции. Не исключено, что так же будут выбираться члены комиссий из числа судей в отставке, которые, согласно закону, тоже должны входить в состав дисциплинарных комиссий.
Хотя многие из предусмотренных процедур неясны, очевидно, что эти положения дают Министерству Юстиции значительное влияние на дисциплинарные комиссии, учитывая, что закон явно не требует от этих членов исполнять их обязанности независимо от указаний Министерства Юстиции.
Влияние исполнительных органов власти на дисциплинарные процедуры адвокатуры противоречит принципам независимости адвокатов. Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов, предусматривают, что дисциплинарные меры в отношении юристов должны рассматриваться беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат независимому судебному контролю.
Более того, закон продолжает наделять Министерство Юстиции полномочиями по контролю над доступом к профессии. Закон требует от будущего адвоката, по завершении профессионального обучения, пройти процедуру аттестации, в комиссиях, создаваемых территориальными органами юстиции. Эти комиссии состоят из семи членов, из которых только трое являются представителями адвокатуры. Состав комиссии и правила их работы утверждаются Министерством Юстиции Республики Казахстан.
Таким образом, закон сохраняет прежнюю процедуру по допуску к профессии, которая ранее уже подвергалась критике со стороны МКЮ и согласно которой, аттестация и выдача адвокатских лицензий находятся в исключительной компетенции Министерства Юстиции Республики Казахстан.
В то же время, многие права защитников в законе ограничены или могут быть подорваны формулировками, которые указывают на необходимость дальнейшего регламентирования таких прав на уровне подзаконных актов, включая то, что принятый закон не позволит адвокатам свободно и без вмешательства собирать доказательства в защиту своих клиентов или то, что адвокатские запросы могут игнорироваться на основе того, что запрашиваемая информация имеет «ограниченный доступ».
МКЮ отмечает, что Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов предусматривают, что «компетентные органы обязаны обеспечивать юристам достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем, с тем чтобы юристы имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен обеспечиваться, как только в этом появляется необходимость» (Принцип 21).
МКЮ также отмечает, что многие из проблемных аспектов нового закона не были устранены из окончательного текста закона, несмотря на сообщения о том, что они были исключены в ходе обсуждения в Парламенте. Например, принятый закон предусматривает создание Государственной адвокатуры (статья 21(3)) - государственной структуры, выполняющей адвокатские функции.
Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов предусматривают, что юристы имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы. Этот принцип далее обусловливает, что исполнительный орган профессиональных ассоциаций избирается ее членами и выполняет свои функции без вмешательства извне. «…Исполнительный орган профессиональной ассоциации должен быть избран его членами и должен исполнять свои функции без внешнего воздействия» (Принцип 24). Поэтому подмена саморегулирующей ассоциации адвокатов государственной структурой, выполняющей адвокатские функции, вызовет дальнейшую озабоченность в связи с обеспечением независимости юридической профессии и индивидуальных адвокатов в Казахстане.
МКЮ допускает, существование множества веских причин для реформы законодательства, касающегося юридической профессии в Казахстане. Однако, эта реформа может быть успешной только тогда, когда она полностью учитывает международные стандарты и прислушивается к сильному голосу юридической профессии в Казахстане, который был крайне критичен в отношении принятого закона, но, в значительной степени, проигнорирован властями.
МКЮ считает, что для защиты верховенства права и прав человека в Казахстане крайне важно, чтобы решения о допуске в профессию принимались самой юридической профессией, в то время как эти полномочия все еще сохраняются за Министерством Юстиции. Юридическая профессия должна самостоятельно регулировать свою деятельность на основе принципа полной саморегулируемости, включая все вопросы по порядку финансирования такой деятельности, и должна быть в состоянии устанавливать и обеспечивать исполнение этических стандартов профессии.
Адвокаты и юридическая профессия в целом, должны работать без неуместного вмешательства со стороны исполнительных органов власти. Без этих гарантий, юридическая профессия в Казахстане будет значительно подавлена в своей возможности обеспечивать эффективную защиту прав человека на долгие годы.