Взаимодействие органов контроля и надзора поможет защитить рынок ЕАЭС от опасной продукции
Взаимодействие органов контроля и надзора поможет защитить рынок ЕАЭС от опасной продукции
«Правильно выстроенная эффективная система взаимодействия надзорных органов стран Евразийского экономического союза обеспечит выявление на рынке и изъятие из обращения опасной продукции», - заявил член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Назаренко в ходе совещания высокого уровня 17 октября, проведенного под его председательством в ЕЭК.
В совещании приняли участие руководители государственных органов технического регулирования, санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей, органов ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора) стран Союза. Как отметил министр ЕЭК, эти госорганы, объединенные задачей контроля единых обязательных требований Союза, представляют развернутую систему противодействия поступлению на рынок и обращению на нем опасной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС.
Значимость работы надзорных органов по мере развития интеграционных процессов будет только повышаться. За сухими цифрами результатов их деятельности стоят вопросы сохранения жизни и здоровья населения огромной территории регионального экономического объединения. При этом особое значение имеет оптимизация надзорных мероприятий с целью недопущения избыточной нагрузки на бизнес, концентрация на наиболее проблемных видах продукции.
Участники совещания обменялись результатами деятельности и опытом организации государственного контроля (надзора) по выявлению самых разных товаров, не соответствующих союзным техрегламентам. При этом отмечено, что большая часть несоответствий выявляется национальными органами контроля (надзора) именно в сфере импорта. В этой работе нет мелочей - даже за выявленными несоответствиями в маркировке могут стоять риски неправильного применения продукции, что создает опасность для здоровья людей. Во многих случаях несоответствующая маркировка является признаком контрафактности товаров.
Руководители и представители надзорных служб поддержали предложенные Комиссией мероприятия по активизации работы на этом важнейшем направлении интеграции. Высказан ряд конструктивных предложений по формату обмена сведениями о результатах проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований техрегламентов ЕАЭС, в том числе в рамках выполнения соответствующей Рекомендации Коллегии Комиссии.
Особое внимание участники совещания уделили реализации пилотного проекта по формированию единой системы информирования об опасной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза. Этот проект реализуется по согласованному решению глав правительств государств-членов. Работа в единой системе позволит надзорным органам стран ЕАЭС оперативно реагировать и предупреждать обращение опасной продукции не только в рамках одной страны, но и обеспечить ее полное изъятие из оборота на всем союзном пространстве. При этом немаловажное значение имеет возможность получения потребителями своевременной информации о выявленной небезопасной продукции.
Придавая большое значение успешному завершению пилотного проекта, Виктор Назаренко призвал уполномоченные органы государств ЕАЭС в сфере госконтроля (надзора) обеспечить активное участие в тестовой и рабочей эксплуатации системы. Отчет о ходе реализации пилотного проекта будет представлен на ближайшем заседании Совета ЕЭК.
В завершение мероприятия руководители и представители надзорных органов были проинформированы о необходимости инициирования начала работ по обсуждению документов второго уровня, предусмотренных проектом Соглашения o принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований техрегламентов Союза, который сейчас проходит процедуры внутригосударственного согласования.
Предусмотренные проектом Соглашения документы помогут выстроить механизм координации деятельности органов государственного надзора, установить порядок рассмотрения разногласий, возникающих по результатам надзора, а также определить четкие правила функционирования системы информирования об опасной продукции.