Доклад министра финансов РК по цифровизации финансового сектора (г. Астана, 3 июля 2018 года)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 03.07.2018 17:15 Фото: zakon.kz

Доклад министра финансов РК по цифровизации финансового сектора
(г. Астана, 3 июля 2018 года)

 

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

Разрешите доложить о текущих результатах и планах по цифровизации Министерства финансов.

 Государственные услуги

Министерством за 2017 год из 18 млн.услуг оказано в электронном виде порядка 16 млн. услуг, или 88%.

До конца 2018 года планируем перевести 6 государственных услуг исключительно в электронный формат (без участия человеческого фактора), по 25 государственным услугам - сократить сроки оказания, перечень предоставляемых документов. Проводится работа по переводу электронных налоговых деклараций на веб-портал и мобильное приложение «электронное правительство».

В результате доля услуг, оказанных в электронном виде, будет доведена до 95 %.

Такие сервисы, как сдача налоговой отчетности, проверка акцизной марки и фискального чека, будут доступны в виде открытого интерфейса (Application programming interface) для разработки частными ИТ-компаниями собственных приложений и сервисов.

 ЦУЛС

С внедрением системы «Централизованные унифицированные лицевые счета» (ЦУЛС) сократилось время оказания услуги по выдаче справок о наличии налоговой задолженности с 3 дней до нескольких минут (ежегодно выдаются более 5 млн. справок).

Благодаря централизации лицевых счетов в 3 раза сокращены случаи ошибочной уплаты налогов, что привело к исключению необоснованного начисления пени, появилась возможность проведения автозачета с налога на другой налог без заявления налогоплательщика (ранее ежегодно порядка 350 тыс. налогоплательщиков ожидали проведение зачета до 10 дней).

 Развитие ИСГП

Одной из ключевых задач министерства являются оптимизация и автоматизация процесса бюджетного планирования. На сегодня эта работа фактически осуществляется на бумажных носителях. Это приводит к длительным срокам сбора данных (до 80 рабочих дней), согласования и утверждения бюджета (до 3 месяцев).

Автоматизация сократит расходы (бумага, канцтовары, командировочные расходы, почтовые услуги) на формирование бюджетной заявки на 70%, а сроки согласования в 4 раза (с 80 до 20 дней).

Будет реализована интеграция процессов бюджетного и стратегического планирования.

 Госзакупки

Сегодня в стране государственные закупки осуществляются в электронном формате. Это позволяет бизнесу экономить до 10 млрд. тенге ежегодно (на почтовые и командировочные расходы), а государству - более 200 млрд. тенге.

Интеграция с системой бюджетного планирования обеспечит автоматическое формирование планов финансирования и планов закупок. Это позволит решить проблему несвоевременного освоения администраторами бюджетных средств.

В перспективе будет осуществляться удалённый камеральный контроль, что исключит физический контакт ревизора с субъектом контроля и снизит коррупционные риски при госаудите.

АСТАНА-1, Единое окно

На сегодняшний день с помощью ИС «АСТАНА-1» выполнение таможенных операций осуществляется в электронной среде. Время таможенной очистки сокращено до одной минуты.

Только за два месяца с момента полномасштабного запуска системы экономия участников внешнеэкономической деятельности составила порядка 3 млрд. тенге, или 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Дальнейшим развитием ИС «АСТАНА-1» станет получение разрешительных документов для таможенной очистки в «Едином окне» путем прямой интеграции с ГБД «Е-лицензирование» и ИС уполномоченных органов.

 Система прослеживаемости товаров

В целях защиты от контрафактной продукции, выравнивания конкурентных условий бизнеса и сокращения объема теневой экономики ведется работа по созданию системы маркировки и прослеживаемости товаров.

Документальная прослеживаемость реализуется посредством информационной системы «Электронные счета фактуры» на основании сведений, указанных в сопроводительных и иных документах на товар.

Физическая прослеживаемость обеспечивается за счет нанесенных на товар уникальных цифровых кодов (в виде RFID-метки, QR-кода, кода Data-Matrix и другие)

В целях расширения перечня маркируемых товаров начинаем пилот по маркировке табачной продукции.

Пилот по маркировке меховых изделий и ИС «ЭСФ»

В рамках пилота по маркировке меховых изделий имеются положительные результаты. Так, за 5 месяцев 2018 года поступления налогов увеличились на 74% (с 223 до 388 млн. тенге).

Промаркировано свыше 226 тысяч меховых изделий. Количество импортеров меховых изделий увеличилось в 2 раза (с 19 до 39).

В части документальной прослеживаемости, за 5 месяцев 2018 года ИС «ЭСФ» обеспечила дополнительных поступлений в бюджет на сумму 28 млрд. тенге.

Кроме того, в 2019 году будут реализованы дополнительные сервисы в системе: электронные договора, накладные на товары и акты выполненных работ.

 Онлайн-ККМ

Применение онлайн контрольно-кассовых машин является завершающим звеном в системе прослеживаемости товаров от импорта (производства) до их конечной реализации.

На сегодняшний день охват онлайн-ККМ составляет только 9%. (Не охвачено онлайн-ККМ 91%, или используют ККМ старого образца).

Бахытжан Абдирович, во исполнение Вашего поручения по итогам отчета по проектному управлению после обсуждений с бизнесом, на уровне Ерболата Аскарбековича, приняты решения по переносу срока повсеместного применения онлайн-ККМ с 2024 года на 2020 года.

 Также для населения будут приняты меры по стимулированию при безналичных расчетах посредством начисления бонусов (cashback), а также проведения лотерей, а для бизнеса при покупке онлайн-ККМ - уменьшение сумм уплачиваемых налогов на стоимость онлайн-ККМ.

Наряду с этим функции оператора фискальных данных будут переданы в конкурентную среду, сегодня определен единый оператор в лице АО «Казахтелеком». Кроме того, планируется развитие мобильных онлайн-ККМ, являющихся приложением на смартфоне.

 Администрирование НДС

Реализация проекта администрирования НДС с помощью технологии блокчейн позволит:

- сократить время возврата НДС (с 55 до 1 рабочего дня);

- обеспечить поэтапный возврат НДС при внутренней реализации для всех налогоплательщиков (сейчас предусмотрено только для экспортеров, участников международных перевозок и СЭЗ);

- повысить прозрачность администрирования НДС, которое приведет к невозможности применения серых схем (в настоящее время имеются большие потери бюджета в связи с применением мошеннических схем);

- отменить налоговые проверки по НДС (ежегодно проводится порядка 20 тысяч проверок, включая встречные проверки контрагентов-поставщиков).

Дополнительные поступления НДС к 2025 году составят порядка 1,4 трлн. тенге.

СУР и ИБД

Система управления рисками за счет интеллектуального анализа больших объёмов данных позволит перейти к субъекториентированному подходу.

Это приведет к сокращению проверок и снизит административную нагрузку на бизнес. Добросовестные налогоплательщики, у которых безупречная налоговая «история», будут отнесены к низкой степени риска, внимание органов государственных доходов будет сконцентрировано на субъектах с высокой степенью рисков.

Таким образом, вышеуказанные цифровые новшества приведут к повышению доли собираемости налогов до 25% к ВВП. Это наша ключевая задача.

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: