Выступление Даулета Ергожина, Председателя Комитета государственных доходов МФ РК (г. Астана, 21 июля 2016 года)
Выступление Даулета Ергожина, Председателя Комитета государственных доходов МФ РК
Выступление Даулета Ергожина, Председателя Комитета государственных доходов МФ РК
(г. Астана, 21 июля 2016 года)
Добрый день, уважаемые гости и участники круглого стола!
Главой государства Н. А. Назарбаевым в его выступлениях зачастую отводится особое внимание развитию инвестиционной привлекательности Казахстана. Перед всеми государственными органами ставятся задачи максимально эффективно использовать выгодное географическое положение страны, наличие природных и минеральных ресурсов и политическую стабильность. Все эти факторы на сегодня обеспечены либеральным законодательством, что создает огромные возможности развития и поддержки привлечения иностранных инвестиций.
В свою очередь Комитет государственных доходов, созданный с целью повышения эффективности работы в части обеспечения поступлений доходов в бюджет, принимает все необходимые меры для непосредственного снижения административной нагрузки на бизнес.
При формировании подходов в администрировании мы основываемся на принципах работы, сочетающих в себе качество администрирования с максимальным соблюдением интересов плательщиков.
Как я уже отметил выше, в стране созданы максимально благоприятные законодательные условия для инвесторов и на постоянной основе реализуются необходимые административные меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности.
Со своей стороны отмечу ряд примеров, которые демонстрируют результаты такой работы Комитета на границе:
1. Значительно сокращено количество документов при совершении экспортно-импортных операций, при экспорте товаров - 3 документа (транспортная накладная, коммерческий инвойс, таможенная декларация на экспорт), при импорте - 5 документов (транспортная накладная, коммерческий инвойс, таможенная декларация на импорт, сертификат соответствия, документ на транзит (в случае транзита товаров)).
2. Кардинально пересмотрены подходы к применению СУР, внедрен механизм категорирования участников ВЭД, они разделены на три категории: с низким, средним и высоким уровнем риска.
При этом введен такой «бонус» для участников ВЭД низкой категории риска: они проходят таможенное оформление по так называемому «зеленому коридору», то есть без применения форм таможенного контроля. В группу низкого риска отнесено порядка 5% всех участников ВЭД, на них приходится треть всего объема импорта в стоимостном выражении и более 40% в весовом, а также 23% всей уплаты платежей.
Результаты внедрения механизма категорирования: увеличилась средняя цена в долларах США за 1 кг веса-нетто товара на 13% и отношение уплаченных пошлин к таможенной стоимости на 9%.
3. С 1 января 2015 года органы государственных доходов в целях сокращения контролирующих органов и облегчения прохождения таможенного контроля на казахстанском участке внешней границы наделены правом осуществлять функции транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.
4. Совместно с Комитетом по инвестициям МИР РК подписан приказ о предоставлении списка инвесторов в приоритетных секторах экономики, которые могут для реализации инвестиционных проектов пользоваться «зеленым коридором» при таможенном контроле товаров.
5. Совместно с НПП реализован проект «Зеленый коридор для 300 крупных налогоплательщиков», в рамках которого для таких налогоплательщиков таможенный контроль осуществляется на посттаможенном этапе, а не на этапе очистки товара.
6. Применяются процедуры предварительного информирования (автомобильным транспортом ввозится 94% товаров, железнодорожным транспортом - 70% товаров).
7. С учетом возможностей использования стратегического расположения Казахстана между Европой и Азией в 2015 году на казахстанско-китайской границе начата реализация проекта «Доверие».
Суть проекта - повышение конкурентоспособности и привлекательности маршрутов в сообщении Казахстан - Китай, Китай - Центральная Азия и Китай - Европа, поддержка скоростного международного железнодорожного маршрута Китай - Европа и транзитного перемещения грузов.
8. В целях дальнейшего совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры страны запланированы мероприятия по модернизации инфраструктуры приграничных пунктов пропуска. Имеется договоренность о предоставлении технического займа от КНР на реконструкцию и техническое оснащение пунктов пропуска на казахстанском участке таможенной границы ЕАЭС.
Решения по модернизации пунктов пропуска предусматривают комплексный подход в развитии их инфраструктуры и технического оснащения. Так, предполагается полное исключение контакта сотрудников таможни и участников ВЭД, а мониторинг прохождения таможенных процедур будет производиться централизованно в онлайн-режиме в диспетчерском управлении КГД.
С целью привлечения инвестиций налоговым законодательством Казахстана предусмотрены такие возможности, как:
1. Самостоятельное применение налогоплательщиком инвестиционных налоговых преференций.
Справочно:
инвестиционные преференции предоставляются:
1) по инвестиционному проекту - юридическому лицу РК;
2) по инвестиционному приоритетному проекту - вновь созданному юридическому лицу РК;
3) по инвестиционному стратегическому проекту - юридическому лицу, реализующему инвестиционный стратегический проект в соответствии с инвестиционным контрактом, заключенным с уполномоченным органом по инвестициям до 1 января 2015 года.
Налогоплательщик имеет возможность в последующем полностью отнести на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога стоимость объектов преференций, впервые вводимых в эксплуатацию на территории Казахстана, а также последующие расходы на реконструкцию, модернизацию, единовременно либо в течение трех лет с момента ввода в эксплуатацию объектов преференций.
Организации, реализующие инвестиционные приоритетные проекты, могут воспользоваться следующими преференциями:
- уменьшение корпоративного подоходного налога на 100%;
- применение коэффициента 0 к ставкам земельного налога;
- исчисление налога на имущество по ставке 0% к налоговой базе;
- предоставление гарантии стабильности налогового законодательства.
2. Предпринимательским кодексом по инвестиционным приоритетным проектам предусмотрены меры государственной поддержки в виде инвестиционных преференций, таких как:
- освобождение от обложения таможенными пошлинами;
- государственные натурные гранты;
- инвестиционная субсидия (возмещение до 30% фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования без учета налога на добавленную стоимость и акцизов).
3. С 1 января 2017 года будет введена в действие законодательная норма о возможности освободить инвесторов не только от оплаты корпоративного подоходного и земельного налогов, но также для определенных инвестиционных проектов, предусмотрено освобождение от НДС импорта сырья и (или) материалов в рамках инвестиционного контракта.
4. На организации, осуществляющие деятельность на территориях специальных экономических зон, распространяются такие же налоговые льготы, как и для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты.
Дополнительно на территориях специальных экономических зон предусмотрена нулевая ставка по НДС по оборотам по реализации товаров, полностью потребляемых на территории СЭЗ (для поставщиков).
5. В части администрирования отмечу такое нововведение, как централизация налогового администрирования иностранных компаний и инвесторов. Ранее в Комитете функционировало подразделение по администрированию недропользователей, положительные результаты такой специализации мы применили и к налогообложению инвесторов и нерезидентов.
В планах дальнейшего развития ведомства стоят задачи по введению электронного таможенного декларирования на основании передовых международных стандартов. Так, будет внедрена платформа программного обеспечения «АСИКУДА», адаптированная с учетом условий Казахстана.
В рамках вхождения в ВТО будет разработана специальная информационная система «Виртуальный склад», которая вкупе с дальнейшим развитием действующей системы «Электронные счета-фактуры» станет прототипом систем для всех стран ЕврАзЭС.
Мы ожидаем, что благодаря реализуемым мерам сделаем семимильные шаги по повышению качества администрирования, которое позволит, с одной стороны, для бизнес-среды обеспечить постоянное снижение административных барьеров и создать условия безболезненно вести бизнес в стране и, с другой стороны, для нас - эффективно реализовать фискальные функции Комитета.
Коротко остановлюсь на инициативе, к которой мы приступили с 1 января, - это разработка объединенного Кодекса государственных доходов, с установлением единого механизма администрирования налогов и таможенных платежей, унификацией налоговых и таможенных процедур и оптимизацией бизнес-процессов администрирования.
Наличие законодательных различий в процедурах налогового и таможенного администрирования (порядок учета, взимания, проведения контроля, апелляций, оказания услуг и т.д.) и, как следствие, разрыв бизнес-процессов и подходов в администрировании.
Приведу пример из сферы налогообложения недропользователей.
В рамках разработки проекта Кодекса о недрах предполагается изменение концептуальных подходов по учету и оценке полезных ископаемых.
Также существуют значительные различия в условиях разработки месторождений и переработки полезных ископаемых (на практике недропользователи горнорудного сектора преимущественно осуществляют полный цикл работ от добычи (контрактная деятельность) до последующей металлургической переработки добытого сырья (внеконтрактная). При этом доход по контрактной деятельности определяется как себестоимость, увеличенная на 20%, соответственно рентабельность по контрактной деятельности не достигает 25% и налог на сверхприбыль не возникает.
Предлагается:
обсудить вопрос введения дифференцированного подхода к налогообложению углеводородного сырья и ТПИ, в том числе урана, по всем специальным налогам и платежам недропользователей:
- для ТПИ отменить налог на сверхприбыль с переносом налоговой нагрузки на другие виды налогов;
(Справочно: из 150 недропользователей горнорудного сектора за 2014 год налог на сверхприбыль возник только у семи.)
- для углеводородного сырья сохранить текущий налоговый режим, предусматривающий уплату в том числе платежа по возмещению исторических затрат, НДПИ, НСП, рентного налога на экспорт и подписного бонуса.
Также Концепцией проекта Кодекса о недрах предполагается изменение границ контрактной деятельности.
В этой связи в проекте единого кодекса рассматривается возможность законодательного установления более детального порядка ведения раздельного налогового учета между контрактной и внеконтрактной деятельностями (определение себестоимости, распределение доходов и расходов между контрактной и внеконтрактной деятельностями, определение уполномоченным органом границы добычи и первичной переработки).
Наряду с этим предлагается исключить бонус коммерческого обнаружения с переносом нагрузки на НДПИ, так как по своей сути бонус коммерческого обнаружения является авансовым платежом за добычу полезных ископаемых.
Пользуясь предоставленной площадкой, еще раз хочу поблагодарить за возможность диалога и подчеркнуть, что я вижу администрирование государственных доходов и совершенствование нашей деятельности как один комплекс мер, с непрерывностью данного процесса, как говорят, совершенству нет предела. С другой стороны, отрадно отметить наглядную активизацию бизнес-среды в эффективности взаимодействия с государством, от такого совместного сотрудничества в результате я ожидаю не только повышения эффективности функционирования системы государственного управления, но и стабильного роста предпринимательской активности в казахстанской экономике.