Лента новостей
0

Глава Нацбанка Кайрат Келимбетов: На руках у населения Казахстана - 18 миллиардов долларов

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 13.09.2014 00:15 Zakon.kz
Правительство и Национальный банк призывают легализовать эти деньги, положить их с 1 сентября на счета в банк. 
Отвечая на брифинге на вопросы журналистов, председатель Национального банка Кайрат Келимбетов    выразил уверенность, что уровень конкурентоспособности казахстанских банков повысится, особенно в рамках предстоящего вступления в ВТО и в рамках предстоящей конкуренции в ЕАЭС. Также он рассказал про цены на нефть, ЗВР, девальвацию, ЕНПФ, о плохих кредитах, где лучше держать деньги… 

Про цены на нефть

- Про цены на нефть – хороший, традиционный вопрос для стран с сырьевой экономикой, где находится брейк-ивент – тот момент, когда цена на нефть начинает влиять на изменение тех или иных бюджетных показателей. Наше правительство планировало среднесрочный бюджет исходя из цены 90 долларов, но у них также есть много опционных решений – если будет цена меняться, они могут какие-то расходы сокращать или что-то менять. 

Мы всегда говорили про два фактора – фактор цены на нефть и фактор обменного курса российского рубля. Это было очень агрегированное объяснение. Они состоят из множества факторов, которые друг на друга влияют. Та валютная корректировка, которая была проведена в феврале - поскольку был создан девальвационный навес в 2012-2013 годы, он накопился - была проведена с определенным запасом прочности, который нам позволяет говорить о том, что даже если – а мы видим, что в  этом году происходили различные колебания рубля, в том числе его обесценение и пессимистичные прогнозы о том, что он может приблизиться к отметке 38 рублей за доллар, что вероятно, но не дальше - он приблизится к цене 40-42,  сегодняшний курс тенге позволяет спокойно относиться к этому фактору. Это не является предметом беспокойства для казахстанцев, которые ориентируются в сопоставлении рубля, доллара и тенге. 

…Что касается курса тенге, то цена в 80 долларов является тем показателем, который будет так или иначе влиять на состояние платежного баланса в нашей стране. Очень просто. Если цена на нефть будет 80 долларов, российский рубль – 43, тогда есть повод для беспокойства, пока этого нет, просьба граждан не беспокоиться.

Если курс российского рубля и цены на нефть продолжат снижаться, каковы будут меры Нацбанка? Какова ситуация с ЗВР? 

- Я заново расскажу, чтобы было понимание. В феврале была проведена валютная корректировка, которая заключается в том, что сегодня курс тенге мог колебаться в диапазоне   до 185 тенге, плюс/минус 3 тенге. Поскольку решение принималось в феврале, исходя из предыдущих двух лет проведения монетарной политики, исходя из  прогноза,   был создан определенный запас прочности. Тогда нас меньше слышали, потому что находились в магии цифр - 185 плюс/минус 3. Жизнь показала, что, начиная с февраля по август, тенге колебался между 183 и в августе   три недели стоял возле 182. Почему колеблется обменный курс? Есть продажи и покупки. Нацбанк большого участия не принимал. И когда мы видим, что он стоит около 182, он же не может стоять как вкопанный, рыночно двигается. Предложения превышали спрос, есть потенциал для укрепления. Как он дальше будет развиваться, покажет жизнь, исходя из тех же макроэкономических показателей. Мы видим потенциал для укрепления тенге.   

Что касается ЗВР  - 24,7 были в начале,  конце года, весь 2012-2013  годы уменьшались,  то есть в конце 2012 года были 28 млрд, в конце 2013-го – 24,7. И это и называется неэффективная монетарная политика, когда ЗВР уменьшаются. Начиная с проведенной корректировки, с начала года они были 24,7, сегодня 27,7 это рост на 12 процентов. Когда ЗВР растут, значит с обменным курсом все в порядке. Он позволяет экономике правильно реагировать. Импорт за первое  полугодие сократился на 14 процентов. То есть наша экономика стала более конкурентоспособной. Это один момент. 

Второй момент,  какой запас прочности был создан. Если хотите сравнивать с рублем, то критическая отметка российского рубля в 42 рубля – это сигнал, что у нас сегодня серьезно ухудшилась обстановка с соседней экономикой. По нашим прогнозам, до конца этого года российский рубль вряд ли уйдет за отметку в 38. То есть поводов для беспокойства нет. Вторая цифра – канал влияния – цифра цены на нефть. Она может идти вверх, а  может и вниз. Цифра, которая вызывает беспокойство правительства в плане бюджета – это 90 долларов, а в плане влияния на обесценение тенге – 80 долларов.

Ждать ли второй  волны девальвации? Наказаны ли люди за слухи о девальвации?

- Те люди, которые распространяют слухи или смс-атаки… Степень ответственности у них такая же, как у людей, которые звонят в аэропорт и говорят, что там заложена бомба. Это финансовый терроризм, поскольку население в современной экономике очень нервно реагируют на различные сообщения.

Были ли наказаны люди? Наверное, это больше вопрос к правоохранительным органам, это сфера их юрисдикции, я пока таких фактов не знаю, я считаю, что у нас пока формируется правоприменительная практика этой нормы, то есть люди должны понимать свою степень ответственности. Насколько  Нацбанк к этому готов, мы увидели. Если насчет смс-атаки в феврале мы неделю занимались успокаиванием людей, то здесь 1,5 дня занимались. Я считаю, здесь нет повода для беспокойства.

Где населению держать деньги?

- На руках у населения находится большое количество денег,  по разным оценкам - до 18 млрд. долларов. Население держит деньги, в том числе и дома. Я бы не хотел   учить жизни, но, во-первых, это небезопасно, это создает криминогенную обстановку. Если 18 миллиардов долларов находится на территории Казахстана, дома – это не банк и не сейф  -  создает большую опасность для ваших семей. Но, тем не менее, это решение самих людей и одним из разрешений этих ситуаций является призыв, который объявили Правительство и Национальный банк - легализовать эти деньги. И вы знаете, что мы с первого сентября предлагаем положить их на счет в банк. Вопрос прозвучал правильно, есть ли повод для беспокойства в связи с расширением коридора для тех, кто держит дома в долларах. Я бы, честно говоря, не советовал  населению заниматься валютной спекуляцией, утром бежать менять доллары в обменнике, вечером бежать обратно. Это на самом деле накладно и небезопасно. 

18 млрд. долларов – это много, у нас объем депозитов физлиц, которые в банках, примерно 24 млрд. долларов. Это примерно 12 процентов от объема депозитов. По-хорошему даже Российская Федерация держит 25 процентов. То есть эти деньги у нас должны были лежать в банке.

Колебания тенге драматично не повлияют, если вы держите в долларах. Как мы говорили, 50 процентов держите в долларах и в евро, 50 процентов в тенге. Все равно тенге вам нужен для повседневной жизни, для оплаты всего, у нас единицей обслуживания является казахстанский тенге, что касается повседневной жизни. Что касается поводов для беспокойства, я бы не советовал никому бежать в обменники. Другое дело, что вы их держите дома в долларах или в тенге, то эти деньги не приносят дохода. Любое правило финансов – любые деньги должны приносить доход. Не надо верить мне или Нацбанку, надо верить друзьям, которые держат деньги в банке и здравому смыслу. Если вы положите в банк, я опять же не призываю вкладывать в тенге или в долларах. В той валюте, в какой вам комфортно, вы их кладете в банк, есть гарантия государства.

Теперь  вопрос, что случится с деньгами,  если вы положили их в долларах в банк. У  вас есть гарантия государства  в каждом банке, на уровне где-то 27 тысяч долларов под гарантией у государства. То есть даже если банк обанкротится - ну не могут же все 38 банков обанкротиться - 27 тысяч долларов вы получаете и идете в следующий банк, в который вы положили свой депозит, и он тоже сохраняется. Считаю, государство хорошо охраняет через гарантию в каждом конкретном банке. С 2006 года ни один банк из первой 20-ки не был обанкрочен, это свидетельствует о хорошей государственной политики, которую проводят Президент, Правительство и Нацбанк. 

…Плюс еще появилась третья опция, о которой мы вам говорили – по этим деньгам никто вас не будет спрашивать, откуда у тебя столько денег. Почему они у вас дома лежат, лучше положить их в банк и по ним не будет вопросов и даже дадут справку вам на эти деньги. Я считаю, что достаточно хорошие условия, несмотря на то, что происходит. В  целом в ближайшие два года мы по итогам легализации ожидаем, что 10-12 млрд. долларов все-таки вернутся в банковский сектор Казахстана.

Казахстанским банкам запретят держать деньги за рубежом, с чем это связано?  Сейчас депозиты в наших банках выполняют сберегательную функцию, нежели накопительную?

- Есть показатель, который называется коэффициент внутреннего актива, он у нас всегда был, в 2011 году его отменили в связи с посткризисным явлением, сейчас мы к нему снова возвращаемся. То, о чем вы говорите, говорит о следующем решении. 

С 1 октября этого года для всех банков несистемообразующих, то есть всех банков, кроме Народного и КазКома, с 1 марта и для них, включается норма – 0,7 процентов. Например, источником работы любого банка являются привлеченные средства, они привлекаются из-за рубежа, либо привлекаются внутри страны, в том числе акционерный капитал, который является основанием банка. Наши требования будут заключаться в том, что 70 процентов этого акционерного капитала должны размещаться внутри страны. 

На сегодняшний день у банков есть возможности держать их на своих корреспондентских счетах за границей,   этому способствовали разные макроэкономические условия. Мы считаем, что если эти средства были привлечены за счет вливания граждан Казахстана, то они должны находиться здесь. Вопрос  в тенге или долларах – этот выбор у банков будет. Но мы призываем банки хранить деньги в казахстанской экономике, сначала это несистемообразующие банки, мы провели стресс-тесты, в принципе, они эту норму выдерживают легко. А затем мы приступим к системообразующим банкам. С 1 января к системообразующим банкам будет применение 30 процентов, а с 1 октября 2015 года - не менее 70 процентов. Для чего все это делается? 

Мы еще внедрили такие меры, как борьба с различными финансовыми производными инструментами или валютными деривативами. То, что называют в простом народе  спекуляцией. У нас банки достаточно активно этим занимались. С этого года мы запретили этим заниматься и ограничили возможность работы с валютными деривативами до 30 процентов от собственного капитала, а раньше это было без ограничений. На наш взгляд, это позволяло снизить нагрузку на спотовом валютном рынке.

С другой стороны, мы предоставили гарантированную возможность, создали валютно-процентный канал, его называют еще валютно-процентным свопом, когда в обмен на доллары мы предоставляем соответствующие тенге под 3 процента на период от 12 месяцев и выше. Что это позволяет? Если банкам нужны соответствующие тенге по тому же курсу, что и на момент заключения сделки, мы, с одной стороны, их защищаем от возможного обесценивания, с другой стороны, предоставляем казахстанские тенге и таким образом позволяем выравнивать те валютные позиции, которые банки беспокоят. И все это, на мой взгляд, создает правильную ситуацию, когда банки должны заниматься больше кредитованием казахстанской экономики, не думая в рамках валютных спекуляций. 

Об ЕНПФ

- Некоторые аналитики спрашивают, когда будет принята концепция инвестиционной декларации ЕНПФ. Для справки, в мае она была принята, поскольку она не очень сильно отличалась от предыдущей концепции, как расходовались деньги в предыдущие годы, есть два больших отличия. 

Во-первых, более активно задействован такой инструмент, как депозиты в ЕНПФ, БВУ, прежде всего, в тех банках, в которых в целом капитал по системе выше среднего капитала, то есть выше  340 млн. долларов. Второй инструмент – мы меньше в этом году занимались инвестициями в организации, которые за эти годы стали дефолтами. Сегодня 32 из 38 организаций, куда частные пенсионные фонды вкладывали, оказались в дефолте и они дискредитировали развитие фондового рынка, поэтому ЕНПФ свою позицию скорректировал.

Думаю, до конца года мы расскажем об очень хороших финансовых результатах ЕНПФ. Декларация принята. Она состоит из трех частей. Первое направление – самое большое, это государственные ценные бумаги Минфина. Второе направление – облигации и депозиты БВУ и третье  направление – внешние инструменты, которые и раньше занимали 12 процентов. 

Что касается банков, то в целом мы принимаем решения, когда считаем, что риск-менеджмент банков должен улучшиться, это в целом  в рамках перехода к стандартам Базеля-3, поэтапно. Мы начинаем с 1 января 2015 года и заканчиваем 1 января 2019 года. Одной из таких мер является требование к увеличению капитала. Но опять же трактование не совсем правильное. Если банк не соответствует какому-то конкретному показателю, мы не отзываем лицензию, а  просто снижаем доступ к депозитам населения, о чем я неоднократно рассказывал. Это никак не скажется ни на уровне конкуренции между банками, ни на смене их бизнес-моделей и так далее. Я, наоборот, считаю, что уровень конкурентоспособности казахстанских банков повысится, особенно в рамках предстоящего вступления в ВТО и в рамках предстоящей конкуренции в ЕАЭС. 

О легализации

– Во-первых, легализация будет имущества, ценных бумаг, долей в компаниях и легализация денег, которые будут привлечены в Казахстан с 1 сентября по 31 декабря следующего года. Предполагается, что можно в  любой валюте размещать, соответствующие НПА мы уже утвердили, перечень валют, в которые будут размещаться депозиты, тоже утверждается Правлением Нацбанка, тоже утвержден. Эти деньги приходят, будут размещаться на специальном депозите – условный депозит. Предусмотрена форма, согласно которой банк уведомляет физлиц, что разместил эти средства и эту справку он может предоставить в налоговый орган в течение определенного времени. Вся отчетность будет предоставляться банком. Эти средства можно разместить в перечь инструментов, который предусмотрен. Самое главное, что если мы говорим о первой  легализации денежных средств – порядка 480 млн. долларов, 2006-2007 годы – имущество на сумму 6,8 млрд. долларов и при этом тогда денежные средства  - можно было заплатить сбор 10 процентов, но деньги в страну не заводить и не показывать. Теперь эти 10 процентов будут с тех средств, которые уже заведены банками. Там есть перечень инструментов, в которые можно размещать. Можно купить ГЦБ, участвовать в приватизации Самрук Казына, Народном айпио, акции, облигации на бирже и другое. Широкий перечень инструментов, которые будут приносить доход. А можно оставить в депозитах в банках. Если в  валюте, сейчас доллар  4 процента, в  тенге – 10 процентов. В течение 5 лет эти средства будут лежать, тогда требования по уплате 10 процентов сбора не будут. При этом разница в 6 процентов, за 5 лет это будет в долларах, тенге – 38-39 процентов. 

В конце этого года БВУ должны снизить количество плохих кредитов до 15 процентов. Какова динамика работы банков, сколько банков могут подойти к этому пределу?

-  В этом году достигнуты основные договоренности между Национальным Банком и Правительством. Те банки, которым мы поставили задачу снизить до 15 процентов в конце этого года и до 10 процентов к концу следующего года, в целом справляются. Есть банки, в  которых уровень проблемных кредитов очень высокий. Я   говорю, прежде всего, о таких банках, как КазКом, БТА и АТФ Банк. По ним мы отдельную работу будем проводить в рамках функционирования Концепции фонда проблемных кредитов. Думаю, результат будет. 

Что касается других банков, то те условия  в налоговом законодательстве, которые мы создали, позволяют с этим справиться. Как каждый банк будет подходить к этому в отдельности, можно будет говорить по итогам года. 

Торгын Нурсеитова


Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: