Среагировать на угрозу

 

Данил Утюпин

 

После терактов в Актобе и Алматы закипели споры об опасностях, которые несет свободная продажа огнестрельного оружия в стране. И в то время, когда некоторые общественные и политические деятели требуют запретить или существенно ограничить торговлю оружием, Казахстанская оружейная ассоциация «Корамсак» приводит убедительные аргументы, почему не стоит этого делать.

На днях в Мажилисе РК состоялось очередное обсуждение законопроекта с поправками в ряд законодательных актов по вопросам противодействия экстремизму и терроризму с участием зам. Министра внутренних дел РК Рашида Жакупова, который выступил с предложением ограничения на владение длинноствольным, нарезным гражданским оружием до четырех единиц: до двух нарезного и двух гладкоствольного.

- Сегодня мы реально столкнулись с новыми явлениями терроризма. Нами просчитываются любые варианты недопущения владения незаконным оружием. Если предположить, что происходит кража в одном доме, где заведомо знают о наличии десяти единиц оружия, то десять потенциальных террористов одновременно оказываются вооруженными, - заявил Р. Жакупов.

По сообщению пресс-службы КНБ, который был одним из инициаторов данного проекта, предложения по комплексу мер в сфере противодействия экстремизму и терроризму выработаны в рамках исполнения поручений Главы государства, данных на заседании Совета безопасности РК 10 июня 2016 г. Первый заместитель Председателя партии «Hyp Отан» Мухтар Кул-Мухаммед во время своего визита в Актобе, где незадолго до этого произошло нападение террористов на два оружейных магазина и воинскую часть Нацгвардии, повлекшее человеческие жертвы, заявил:

- Сейчас у нас рассматривается большой пакет вопросов по законодательству в отношении оружейных магазинов. Надо запретить их не только в одном городе, но и по всей стране.

Предложенные изменения и дополнения касаются, в частности, ст.ст. 19, 30 Закона «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия», ст.ст. 52, 53-1, 191, 436, 470, 482, 484, 485, 485-1, 486, 675 Кодекса об административных правонарушениях и ст.ст. 140, 147 Предпринимательского кодекса.

На обсуждении законопроекта, кроме депутатов Мажилиса и представителей силовых структур, присутствовали представители не вошедших в Парламент партий «Бірлік», «ОСДП» и «Ауыл», известные правозащитники и политологи, эксперты, общественные и религиозные деятели, ученые-теологи, а также представители средств массовой информации.

Законопроект представлен в рамках Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности. Его председатель Маулен Ашимбаев заявил, что терроризм и экстремизм являются одними из самых серьезных угроз для Казахстана и всего мира и поэтому с ним необходимо бороться как на национальном, так и на международном уровнях. Усовершенствование нормативной правовой базы должно стать одним из этапов этой борьбы.

Среди прочего данный законопроект затрагивает торговлю оружием и работу оружейных магазинов. По сообщению пресс-службы КНБ, внесение изменений и дополнений в Закон «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» предусматривает усиление требований к специализированным магазинам, торгующим оружием и патронами, а также запрет на торговлю оружием в выходные и праздничные дни. Также вводятся особые требования к организациям, обеспечивающим охрану объектов, имеющих оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества. В частности, субъекты охранной деятельности при наличии лицензии на оказание таких услуг должны располагать квалифицированными специалистами и при срабатывании охранной сигнализации незамедлительно информировать об этом территориальные органы МВД.

За месяц до обсуждения в Мажилисе данный законопроект озадачил Казахстанскую оружейную ассоциацию «Корамсак», которая является членом Национальной палаты предпринимателей РК. В частности предложение ст. 1 Закона дополнить пп. 17) следующего содержания: «17) специализированный магазин по торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему - отдельно стоящее здание, отвечающее требованиям технической укрепленности и безопасности, прочно связанное с землей и подключенное (технологически подсоединенное) к сетям инженерно-технического обеспечения».

По данным МВД РК, в Казахстане имеется 103 действующих магазина по торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему, 42 из которых уже находятся в отдельно стоящих зданиях. Ассоциация «Корамсак» провела собственный анализ, согласно которому магазинов, находящихся в отдельно стоящих зданиях, всего 19. Таким образом, у остальных 80 процентов таких магазинов Казахстана в случае принятия данных изменений возникнет необходимость передислокации в отдельно стоящие здания.

В Ассоциации уверены, что, наоборот, отдельно стоящее здание является более уязвимым для тайного проникновения в нерабочее или ночное время, особенно если оно расположено в отдаленных районах города или в частном секторе. Если рассмотреть возможность передислокации оружейных магазинов в отдельные здания, то в условиях снижения спроса и доходов магазинов доступными могут быть только здания (переоборудованные или вновь построенные), находящиеся в низком ценовом сегменте, а значит, удаленные на окраины населенных пунктов. Это увеличит скорость реагирования «тревожных групп» и правоохранительных органов, существенно уменьшит фактор помощи населения в раннем реагировании на нападения и тайные проникновения. При этом значительная часть небольших магазинов по причине отсутствия достаточных средств для приобретения или переоборудования арендных зданий будет вынуждена прекратить свою деятельность.

В случае такого запрета на торговлю оружием, кроме как в отдельных зданиях, государство понесет большие издержки в виде непоступления налогов и других отчислений по причине ухода из отрасли либо приостановки деятельности на период передислокации подавляющей части оружейных компаний, предупреждают в Ассоциации. Оружейная отрасль имеет весьма выигрышное перед другими отраслями соотношение количества работающих и отчислений в бюджет. При этом оружейные компании не пользуются льготами, преференциями и поддержкой из бюджета. Также это, считают представители Ассоциации, существенно осложнит посещение данных магазинов покупателями по причине их переезда из центральной части населенных пунктов.

Вместо передислокации магазинов в «Корамсаке» предлагают сделать так, чтобы находящееся в магазине оружие нельзя было сразу же использовать для стрельбы, и даже в случае его попадания в руки злоумышленников у силовых структур имелось бы достаточно времени, чтобы среагировать на угрозу. Кроме этого необходима и подготовка персонала магазинов по действиям в критической ситуации.

Что же касается запрета работы оружейных магазинов в определенные дни, то, по мнению руководителей Ассоциации, даже если запретить торговлю только в выходные и праздничные дни, то количество рабочих дней в большинстве магазинов Казахстана сократится с 312 до 245 дней (14 праздничных дней и 53 - за счет шестидневной рабочей недели). Потери составят 67 дней, т.е. 21,5 процента от оборота и прибыли, так как в эти дни выручка падает незначительно по причине выездов граждан на охоту и рыбалку. По предварительным подсчетам, оборот оружейных магазинов составляет порядка десяти миллиардов тенге в год. Таким образом, если закрывать магазины по субботам и в общенациональные праздники, то потери отчислений в бюджет только в виде НДС составят минимум 120 млн. тенге, не считая иных отчислений и сборов.

Если предположить, что магазины будут закрыты также в дни проведения крупных спортивных и спортивно-массовых, зрелищных, культурно-массовых мероприятий (особенно в больших городах), то дни работы могут сократиться с 245 до менее чем 200 дней в году. То есть полгода магазины работать не будут.

Между тем в КНБ считают, что разработанные изменения и дополнения в сфере оборота гражданского оружия в Казахстане не налагают запрета на торговлю оружием и не оказывают негативного влияния на бизнес. Они предусматривают лишь усиление требований к охране объектов, хранящих и использующих оружие и боеприпасы, а также административной ответственности в сфере оборота гражданского и служебного оружия.

По данным Ассоциации «Корамсак», в Казахстане у населения на руках насчитывается около 340 тыс. единиц охотничьего огнестрельного оружия (данные неточные, т.к. кто-то покупает, кто-то сдает, но в целом близки к реальным и соответствуют данным МВД). В основном это гладкоствольное огнестрельное оружие, порядка 90 процентов. Остальное - нарезное охотничье и немного газовых пистолетов и револьверов.

Наиболее распространенное гражданское оружие - охотничье оружие российских производителей, поскольку при традиционно высоком качестве оно имеет ценовое преимущество из-за общего экономического пространства (концерн «Калашников», Ижмаш и др.), это касается в первую очередь первично приобретаемого ружья. Далее идут итальянцы - Беретта, Бенелли, Франчи. Также спросом пользуется охотничье оружие США (Винчестер, Браунинг, Блайзер и др.), Германии (Меркель), Турции (Хатсан, Ата Арме), Чехии (CZ), Австрии (Штейер-Манлихер), Испании (Гамо). Что касается средств самообороны: после запрета на травматическое оружие спрос на оружие самообороны упал до минимума ввиду низкой эффективности газовых пистолетов и электрошокеров наряду с жесткими требованиями по их приобретению (требуется весь пакет документов, как и для приобретения огнестрельного оружия). Покупают, в основном, газовые баллончики, так как на них не требуют разрешения, но нечасто.

Если законопослушные граждане приобретают охотничье оружие, то бандиты пользуются тем оружием, которое удастся «раздобыть». Но приоритет, конечно, серьезными преступниками отдается короткоствольному нарезному оружию как наиболее компактному, удобному и одновременно мощному. Также в криминальной среде популярны различные виды холодного оружия.

А вот террористы используют оружие, исходя из целей. Если цель - максимальное количество жертв среди мирного населения (т.н. европейский сценарий) - это в первую очередь взрывчатые вещества. Если цель - сотрудники силовых структур (т.н. пакистанский сценарий) - то огнестрельное нарезное оружие, предпочтение отдается автоматическому (Тараз - 2011 г., Алматы - 2016 г. - захваченные у полиции автоматы).

Следует отметить, что в магазине «Паллада» в Актобе для захвата огнестрельного оружия нападавшие изначально использовали травматическое оружие. Как говорит вице-президент Ассоциации «Корамсак» Сергей Катнов, к сожалению, это подтвердило опасения, высказанные в Парламенте при обсуждении вопроса запрета «травматики». Травматическое оружие было изъято у законопослушных граждан, а у преступников оно как было, так и осталось, что показал теракт в Актобе.

Судя по всему, оружейную отрасль в Казахстане ждут непростые времена. Надеемся, что в новом законопроекте будут учтены как замечания силовиков, так и предложения ассоциации «Корамсак», и оружейные магазины смогут продолжить свою работу в новых условиях, не подвергаясь опасности стать легкой мишенью для террористов.

 

28 сентября 2016, 15:21
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код