Лента новостей
0

Как уменьшить государственные расходы в вопросе этапирования заключенных (Саламатов Е.А., кандидат юридических наук, PhD, доцент)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 10.11.2017 12:06 Фото: zakon.kz

Как уменьшить государственные расходы в вопросе этапирования заключенных

 

Саламатов Е.А.,

кандидат юридических наук,

PhD, доцент

 

Казахстан - единственная страна среди бывших советских азиатских республик, которая перевозит осужденных по стране железнодорожным транспортом, помимо автомобильного. Это вполне объяснимо в условиях большой территории страны - 2 724 902 км², 9 место в мире. Но, этому есть помимо географического еще историческое и законодательное объяснение.

Уголовно-исполнительный кодекс РК (далее - УИК) регламентируя перевозку осужденных пользуется в основном термином «перемещение», наряду с «конвоированием» и «направлением». Но, на профессиональном языке сотрудников пенитенциарной системы это называется «этапирование».

Этапирование заключенных железнодорожным транспортом возникло еще во времена Царской России, но массовое применение получила в советские времена в период расцвета ГУЛАГ. Как известно, в то время дешевый труд заключенных представлял собой существенный экономический ресурс в системе экономики государства. Осужденные вагонами направлялись для освоения малозаселенных территорий страны и строительства различных объектов. К примеру, на момент смерти И.Сталина семь из восьми заместителей Министра внутренних дел СССР наряду с иными направлениями курировали вопросы трудоиспользования осужденных.

В Казахстане во времена ГУЛАГ было образовано одно из больших его подразделений - КАРЛАГ, наряду с АЛЖИР, СТЕПЛАГ, Спасск и др., куда были подведены железнодорожные коммуникации.

За последние полвека в этапировании заключенных мало что изменилось. Перевозка осужденных осуществляется в специализированных вагонах для заключенных (вагонзак), внутренне разделенных на несколько камер. Санитарные условия в данных камерах оставляют желать лучшего. Справить естественные потребности или просто помыть руки можно только выйдя из камеры в санитарном отсеке в конце вагона, для чего необходимо уговорить конвоира. Стакан горячего чая, не говоря уже о горячем питании, как показал опрос бывших заключенных (в том числе из числа бывших сотрудников правоохранительных органов), тоже является проблематичным для этапируемых.

Система этапирования помимо вагонзаков включает в себя солдат, осуществляющих охрану и конвоирование, огнестрельное вооружение, служебных собак, меры безопасности и др. Очевидно, что все это в итоге создает определенную инфраструктуру, влекущую немалые финансовые затраты из государственного бюджета.

Перемещение осужденного из одного учреждения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в другое в период отбывания наказания может происходить неоднократно, что обусловлено особенностями законодательства.

Так, в статье 88 УИК говорится, что осужденный к лишению свободы отбывает срок наказания в одном учреждении, за исключением случаев:

1) отсутствия по месту жительства осужденного учреждения соответствующего вида;

2) превышения лимита мест в учреждении.

Как известно, Казахстан состоит из 16 административно-территориальных делений (14 областей и 2 города республиканского значения). При этом, в системе исполнения наказаний всего 1 учреждение для несовершеннолетних, 6 для содержания женщин, 4 специализированных медицинских учреждений. Учреждения для содержания мужчин также расположены не равномерно по республике. Кроме того, по степени безопасности они подразделяются на 5 видов (минимальной, средней, максимальной, чрезвычайной и полной безопасности) и не в каждом регионе страны все эти виды имеются. Поэтому, достаточно распространены случаи, когда осужденного после вступления приговора в законную силу для отбывания лишения свободы перевозят в другую область железнодорожным транспортом.

Дальнейший его перевод из одного учреждения в другое такого же вида безопасности осуществляется по решению тюремного ведомства (ст.88 УИК) в случаях:

1) обеспечения безопасности осужденного;

2) реорганизации или ликвидации учреждения;

3) производственной необходимости с согласия осужденного;

4) необходимости поддержания правопорядка в учреждении.

Как видно из смысла, если первые два основания связаны с объективными факторами, а для третьего необходимо согласие осужденного, то решение по четвертому основанию принимается по оперативным соображениям. А это всегда связано с риском субъективизма.

Помимо вышеизложенного, статья 96 УИК содержит широкий перечень оснований изменения вида учреждения. То есть, перевод осужденного в учреждение другой степени безопасности, из менее строгого в более строгое и обратно. Эти переводы в основном зависят от поведения осужденного, в некоторых случаях требуются определенные сроки отбытия наказания. Действующий пенитенциарный кодекс, вступивший в силу с 2015 года, расширил основания для такого перевода. В частности, за плохое поведение осужденного из учреждения минимальной безопасности (ранее колония-поселение) могут перевести в учреждение средней безопасности (колония общего режима).

Изложенные обстоятельства служат причиной перевозки многих заключенных внутри страны из одного региона в другой по железной дороге. В пенитенциарной практике все это выглядит следующим образом. В начале осужденный после вступления приговора в законную силу направляется для отбывания наказания в другую область. После этого по различным основаниям его могут перевозить из одного учреждения в другое, как внутри области, так и за его пределы. Параллельно, он и его родственники усиленно предпринимают попытки перевестись в учреждение поближе к дому, что для семьи заключенного в условиях большой территории Казахстана очень важно с социальной, логистической и финансовой точек зрения.

Подавляющее большинство обращений осужденных лиц и их родственников в Комитет уголовно-исполнительной системы МВД связаны именно с просьбами о переводе в учреждение поближе к дому, родителям, супруге и детям. Однако, большинство из данных обращений не удовлетворяется из-за отсутствия в области учреждения соответствующего вида либо отсутствия в нем свободных мест.

На данную проблему обратил внимание и Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан. В своем отчете за 2016 год он отметил: «Жалобы граждан на неправомерность отбывания наказания в отдаленных от места их проживания учреждениях направлялись Уполномоченным по правам человека для проверки в центральный аппарат Комитета УИС. К сожалению, удалось добиться положительного решения только по 3 жалобам… Необходимо особо подчеркнуть, что в нынешних социально-экономических условиях нашей страны отбывание осужденным наказания за несколько тысяч километров от дома практически лишает его возможности свидания с родственниками, что грубо нарушает его права».

К сказанному Уполномоченным по правам человека можно добавить, что международные стандарты в этом вопросе недвусмысленно рекомендуют помещать заключенных в тюремные учреждения, расположенные вблизи от их дома или места их социальной реабилитации.

Очевидно, что полностью отказаться от перемещения осужденных из одного региона страны в другой на данном этапе развития пенитенциарной системы невозможно. Требование раздельного содержания разной категории осужденных является абсолютно обоснованным и соответствует международным стандартам. Но, минимизировать их перевозку железнодорожным транспортом, соответственно уменьшить государственные расходы на это, вполне возможно.

Как это сделать? Один из способов - это сократить основания для этапирования осужденных. Для чего необходимо объединение хотя бы 2-х видов степеней безопасности учреждений. В настоящее время в Казахстане, как уже отмечалось выше, учреждения для отбывания лишения свободы по степени безопасности делятся на: минимальной, средней, максимальной, чрезвычайной и полной безопасности. Объективно говоря, данная классификация является чрезмерно громоздкой, именно она создает дефицит учреждений того или иного вида безопасности в областях.

Кроме того, указанная классификация учреждений УИС не учитывает современную структуру «тюремного населения». Так, за последние годы благодаря гуманизации не только сократилось количество осужденных в стране, но и изменилась ее структура. Если до 2010 года в местах лишения свободы 18-20% осужденных содержались за преступления небольшой и средней тяжести, то в последние годы их доля стабильно держится на уровне 5%. Иными словами, контингент в учреждениях УИС на 95% составляют лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. И этот показатель однородности заключенных при нынешней правовой политике будет сохраняться.

Приведенные цифры дают основание для упрощения существующей чрезмерно раздробленной классификации учреждений УИС. Наиболее оптимальной и эффективной является объединение учреждений средней (всего в стране 21) и максимальной (22) безопасности, в которых содержится больше всего заключенных - от 70% до 75%. Юридически это необходимо делать через изменения прежде всего в Уголовном кодексе. Такое объединение позволит уже на начальном этапе отбывания наказания не этапировать большинство осужденных в другие области.

Дополнительным аргументом в пользу данного предложения является и то, что по архитектуре и по степени строгости содержания осужденных между учреждениями средней, максимальной и чрезвычайной безопасности почти нет никакой разницы. В соответствии с УИК вся разница между учреждениями указанных трех видов безопасности, как бы это ни звучало банально, заключается в количестве разрешаемых посылок, бандеролей и свиданий (ст.ст.136, 138, 140 УИК). При этом, согласно положениям кодекса, при определенном поведении осужденный в учреждении чрезвычайной безопасности будет содержаться в более мягких условиях и иметь больше льгот, чем осужденный в учреждении средней безопасности.

Объективно говоря, строгость в наших пенитенциарных учреждениях зависит не от вида безопасности, а от требовательности и принципиальности их руководства.

Объединение учреждений средней и максимальной безопасности в один вид не ослабит дифференциацию заключенных. Согласно положениям УИК учреждения внутренне разделены на четыре условия: обычные, облегченные, льготные и строгие (в некоторых учреждениях три вида условий). Данные условия представляют собой изолированные друг от друга ограждением охраняемые участки, в которые распределяются осужденные в зависимости от поведения. Данные условия по смыслу дублируют виды безопасности учреждений, так как выполняют ту же функцию - дифференциацию осужденных и индивидуализацию наказания.

Все это указывает на то, что существующая классификация учреждений УИС является необоснованно громоздкой и раздробленной, создающей основания для ненужного перемещения осужденных по стране железнодорожным транспортом. Автор данной статьи в 2011 году на основе анализа статистических данных установил, что только в учреждениях Восточно-Казахстанской области на тот момент 37% отбывающих лишение свободы были этапированы из других областей республики.

Если подойти к данному вопросу концептуально, то следует отметить, что у Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов разные критерии дифференциации осужденных. Если УК распределяет осужденных в учреждения УИС в зависимости от совершенного преступления, то для УИК имеет значение абсолютно другой критерий - это поведение в период отбывания наказания. Как показывает практика, отбывающий наказание за убийство может иметь больше льгот и лучший правовой статус, чем осужденный за хулиганство. Приведенные выше основания изменения осужденному вида учреждения от менее строгого к более строгому и обратно лишний раз этому подтверждение. Данная пенитенциарная практика не увязывается с логикой Уголовного кодекса в вопросе определения осужденному вида учреждения УИС. А это, в свою очередь, говорит о проблеме отсутствия должной взаимосвязи между двумя указанными кодексами, соответственно, и его разработчиками.

Таким образом, уменьшить государственные расходы в вопросе этапирования осужденных можно за счет оптимизации видов безопасности учреждений УИС, а именно объединения средней и максимальной степеней безопасности. Кроме того, это позволит улучшить ресоциализацию осужденных за счет сохранения ими социальных и семейных связей, а также сделать еще один серьезный шаг в сторону современной и гуманной правовой системы страны.

 

Используется только в ст.132 УИК

Отчет о Деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан за 2016 год / Астана, 2017. С.107

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы). Правило 59.

Также имеются учреждения средней безопасности для несовершеннолетних и учреждения смешанной безопасности.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: