Доклад Председателя Национального Банка Республики Казахстан на VIIІ Конгрессе финансистов Казахстана (г. Алматы, 15 ноября 2018 года) (©Paragraph 2018 / 5.0.2.27)

Доклад Председателя Национального Банка Республики Казахстан на VIIІ Конгрессе финансистов Казахстана
(г. Алматы, 15 ноября 2018 года)

 

 

Уважаемые участники Конгресса! Дамы и господа!

 

Разрешите поздравить всех с Днем национальной валюты - тенге и профессиональным праздником работников финансовой системы Республики Казахстан! Сегодня исполняется 25 лет с момента введения национальной валюты. Наверное, с этого времени начался отсчет независимой экономики страны. Собственная национальная валюта позволила проводить денежно-кредитную политику и создать национальную финансовую систему. То, что кажется сейчас устоявшейся реальностью, когда-то было надеждой и верой в будущее. Постепенно была выстроена полноценная финансовая система страны. Мы прошли несколько этапов развития, когда экономические подъемы сменялись кризисными годами.

Возможно, не все получалось именно так, как планировалось. Время и факторы вносили свои коррективы. Но мы накопили опыт, знания и компетенцию. Сформировали национальный класс финансовых менеджеров высшего звена, большинство из которых сегодня присутствуют в этом зале.

 

Разрешите поделиться с Вами несколькими наблюдениями:

 

ПЕРВОЕ. Опыт прошедших лет позволил определить наиболее оптимальный режим денежно-кредитной политики для казахстанской экономики. Не сводя все принципы инфляционного таргетирования только к вопросу свободного обменного курса, тем не менее, подчеркну, что переход к реально плавающему обменному курсу и перенос акцентов на операции на денежном рынке - это в том числе признак зрелости нашего финансового рынка и способность регулятора управлять денежной ликвидностью. Переход к принципам инфляционного таргетирования - это логичный шаг, который страна с открытой экономикой и высочайшей степенью интеграции во внешнеэкономические процессы должна была рано или поздно осуществить.

Достижение целевых ориентиров по инфляции - это наш приоритет, определенный законом, доказанный опытом других стран и практикой многих центральных банков. Последние 2 года мы последовательно снижаем инфляцию и следуем целевому коридору. Более того, с этого года Национальный Банк начал поэтапное снижение целевых ориентиров по инфляции с целью доведения ее уровня до показателей стран с сопоставимым уровнем развития. Если в 2017 году коридор инфляции составлял 6-8%, в этом году - 5-7%, то на 2019 год - 4-6%. Среднесрочная задача - это доведение инфляции до уровня 4% и ниже на конец 2020 года.

Мы видим реалистичность данной цели. В октябре инфляция в годовом выражении снизилась до 5,3%. 3 года назад, при уровне инфляции в размере 18%, мало кто прогнозировал эти значения.

Справочно: В 2016 году ЕНПФ давал возможность выбора двух инструментов для инвестирования и компании могли выбрать. Либо по фиксированной ставке 14-15% годовых, либо по ставке инфляция плюс 1%.

 

ВТОРОЕ. Повышение роли тенге и стабилизация инфляционных процессов были невозможны без восстановления работы денежного рынка. 3 года назад обычным явлением на рынке была ставка TONIA в размере 56%, а 5-6 лет назад - скачки ставок до 40% в период налоговых платежей. Сейчас рыночные ставки всегда находятся в границах коридора, устанавливаемого Национальным Банком, и формируются на реально функционирующем денежном рынке. Национальный Банк полномасштабно реализует свой инструментарий, включая операции постоянно доступного окна и открытого рынка, предоставляя и абсорбируя ликвидность. Базовая ставка стала реальным индикатором и постоянно действующим якорем денежно-кредитной политики. Мы предсказуемы, последовательны и прозрачны в ее определении. Базовая ставка в реальном выражении сохраняется на уровне, не превышающем долгосрочные темпы экономического роста. Это обеспечивает нейтральность денежно-кредитной политики и сохраняет баланс между обеспечением целевого уровня инфляции и поддержанием стимулов для роста экономики.

В последнее время мы сконцентрировались на дальнейшем углублении денежного и валютного рынков и расширения доступа нерезидентов.

1. Это проект по обеспечению прямого доступа нерезидентов к операциям с государственными ценными бумагами в международной клиринговой системе Clearstream.

2. Размещение нот Национального Банка перешло к системе Т+2. Мы надеемся, что такой переход произойдет и по государственным ценным бумагам Министерства финансов.

3. В сентябре валютные операции на Казахстанской фондовой бирже переведены в сектор с расчетами Т+1. Новый расчет позволяет более точно управлять ликвидностью в банках и снизить волатильность на денежном рынке.

4. С октября Казахстанская фондовая биржа начала функционировать в качестве центрального контрагента на валютном рынке. Имплементация данного механизма в Казахстане произошла за рекордно короткий срок, что стало возможным во многом благодаря использованию опыта Центрального Банка России и Московской биржи.

5. Совместно с Казахстанской фондовой биржей проведена работа по допуску брокеров на валютный рынок.

С целью снижения волатильности на валютном рынке до конца года Национальный Банк планирует активизировать внедрение производных финансовых инструментов. Это обеспечит переток объемов с площадки спот на срочный рынок и обеспечит финансовый рынок инструментом хеджирования валютных рисков.

Создание рынка валютного свопа сроком до 1 года является первым системным шагом по формированию постоянно действующей площадки, где будут предлагаться инструменты хеджирования.

Таким образом, в текущем году сделан большой шаг в сторону углубления интеграции с мировыми финансовыми рынками, что будет способствовать увеличению ликвидности валютного и денежного рынков и более эффективному ценообразованию.

 

ТРЕТЬЕ. Банковский сектор, являясь лидером по размеру активов на финансовом рынке, несет на себе значительную нагрузку соответствия вызовам времени и модели развития экономики. Мы усилили работу по адаптации банков к новым условиям, потому что нормальное функционирование экономики возможно только при условии надежности финансовых институтов.

Происходят как количественные, так и качественные изменения. За 2 года Национальный Банк отозвал лицензии у 5 банков. Причины - низкие корпоративные стандарты и слабые системы управления рисками, а также массовая выдача заведомо невозвратных займов связанным лицам и сознательное искажение финансовой отчетности. Это основной перечень уязвимостей выведенных с рынка финансовых институтов.

Были приняты меры по оздоровлению системообразующего банка - Казкоммерцбанка и его последующее объединение с Народным Банком, в результате которого появился конкурентоспособный игрок не только на внутреннем рынке, но и на пространстве СНГ.

Национальный Банк реализовал комплексную Программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора. Ее главной целью было оздоровление банковского сектора с активным вовлечением средств акционеров банков.

В обмен на государственную поддержку в виде субординированных займов по льготной ставке акционеры банков взяли пропорциональные обязательства по докапитализации финансовых институтов с полным списанием всех накопленных проблемных кредитов в течение ближайших 4 лет.

Оздоровление банковского сектора способствует оживлению кредитования после нескольких лет стагнации.

Объем кредитования экономики здоровыми банками в годовом выражении увеличился на 7%. Нами ожидается усиление динамики данного процесса, тем более что многие условия для этого созданы.

Мы комплексно подошли к вопросу обеспечения длинного фондирования банков, что обеспечит долгосрочное кредитование экономики в тенге.

Внедрены сберегательные вклады, законодательно ограниченные для досрочного изъятия. Это новый инструмент, который с одной стороны обеспечивает для вкладчиков более выгодные ставки и размер покрытия системой гарантирования, а с другой - обеспечивает банки более надежной базой фондирования.

Усовершенствован механизм установления максимальных ставок по вкладам населения.

Вместо единого уровня ставок для всех видов вкладов, с 1 октября этого года максимальные ставки дифференцируются по срокам, видам вклада, а также праву пополнения. Данные меры позволят повысить эффективность денежной трансмиссии на долгосрочном сегменте.

Для реализации социальной инициативы Главы государства «Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи» реализуется Программа «7-20-25». Программа предоставляет возможность получить кредит по ставке 7% годовых с первоначальным взносом 20% на 25 лет. Помимо социальной функции, программа 7-20-25 способствует развитию кредитования и фондового рынка. Принцип секьюритизации ипотечных займов позволяет банкам продавать пулы займов ипотечной организации «Баспана» в любой момент времени, тем самым высвободить ликвидность и капитал для сохранения динамики кредитной активности. Со своей стороны, «Баспана» привлекает на фондовом рынке средства через выпуск облигаций.

Таким образом, мы находимся в фазе оздоровления и повышения активности банковского сектора - ключевой инфраструктуры фондирования экономики.

Для недопущения повторения ситуации с высокорисковой политикой банков, а также в рамках усиления регуляторного и надзорного мандата, Национальный Банк с 1 января 2019 года вводит риск-ориентированный подход в надзорном процессе.

Кроме того, мы переходим на режим разрешения и урегулирования проблемных банков (Recovery and Resolution tools), который предусматривает механизмы принудительной реструктуризации обязательств банка. Эти нововведения внедряются в казахстанскую практику с учетом международного опыта, реализованного в странах Европейского Союза, США, а также на пространстве ЕАЭС, в частности по примеру России и Беларуси.

Мотивированное суждение будет использовано в части согласования менеджмента и акционеров, оценки адекватности созданных провизий, определения лиц, связанных с банком особыми отношениями, а также оценки систем управления рисками и внутреннего контроля.

Целью внедрения института суждения является предупреждение рисков финансовых организаций на ранней стадии в целях обеспечения защиты прав и интересов инвесторов, клиентов и других заинтересованных контрагентов.

Будет усовершенствован режим выявления и урегулирования неплатежеспособных банков. Вводится полный перечень мер, которые позволят осуществить оперативное решение проблем неплатежеспособного банка с минимизацией системных последствий и государственной поддержки.

С учетом международной практики совершенствуется механизм займов последней инстанции. Основной акцент был сделан на предоставление займов только платежеспособным банкам, а также расширение возможного залогового обеспечения, в том числе под нерыночные активы заемщика в виде недвижимости и ссудного портфеля банков.

Успешная реализация Программы повышения финансовой устойчивости банков и полномочия по риск-ориентированному надзору требуют дальнейших мер по закреплению достигнутых результатов. Речь идет о полной и всесторонней оценке качества активов банков (Asset Quality Review). На наш взгляд, эта процедура необходима, прежде всего, самим банкам. Независимая оценка позволит восстановить доверие инвесторов к финансовым институтам, а привлечение независимой стороны для оценки качества активов обеспечит объективность результатов. Считаю, что уже в следующем году мы можем начать обсуждение подходов и методологии проведения оценки.

 

ЧЕТВЕРТОЕ. Это страхование. Несмотря на рост активов страховых организаций за последние 5 лет в 2 раза, рынок пока не превратился в высококапитализированный инструмент абсорбации рисков. Значимость страхового сектора в экономике страны остается небольшой. За последние 10 лет объемы страховых премий не превышают 1% ВВП. Мы проигрываем не только развитым странам, но и многим странам на постсоветском пространстве.

Страховой сектор станет первым сегментом, на котором будут реализованы требования ВТО по доступу на рынок филиалов иностранных компаний. В этих условиях, у национального страхового сектора остается не так много времени по обеспечению устойчивой модели развития, позволяющей выдерживать конкуренцию со стороны иностранных игроков.

В 2018 году Национальный Банк проделал большую работу по совершенствованию страхового законодательства, которое позволяет осуществлять онлайн-страхование, усилить защиту прав потребителей страховых услуг, изменилась система защиты туристов, выезжающих за рубеж.

В рамках риск-ориентированного надзора будут усилены меры по устранению проблем, связанных с непрозрачной деятельностью по перестрахованию, наличием схем по выплате скрытых вознаграждений и манипулированием финансовыми показателями.

Новые требования потребуют координации усилий акционеров и менеджмента страховых организаций по добросовестному поведению на рынке, обеспечению прозрачности процесса предоставления страховых услуг, понятных для потребителей.

Поэтому изменение среды и вызовы, стоящие перед страховым рынком, требуют миграции бизнес-моделей компаний, ориентированных на получение краткосрочной прибыли, к росту капитализации сектора и улучшению качества предоставляемых услуг.

 

ПЯТОЕ. Казахстанская фондовая биржа является уникальной площадкой, на которой сконцентрированы участники рынка ценных бумаг, финансовые инструменты, деньги, иностранные валюты и деривативы.

Индекс Казахстанской фондовой биржи с 2016 года вырос в 2,5 раза. Капитализация рынка акций и долговых ценных бумаг биржи за неполных три года выросла на 16% до 25 трлн. тенге.

Национальный Банк как регулятор оптимизировал инфраструктуру и максимально либерализовал регуляторные подходы. С начала следующего года произойдет объединение Центрального депозитария и Единого регистратора ценных бумаг. Объединенная организация станет уникальной в масштабах страны и, возможно, не будет иметь аналогов в мире.

Сокращены контрольно-надзорные функции в отношении эмитентов. Оптимизированы разрешительные процедуры по выпуску и размещению ценных бумаг. Стали более либеральными требования к функционированию коллективных форм инвестиций, таких как паевые и акционерные инвестиционные фонды.

Тем не менее, несмотря на позитивные тренды, предстоит значительная работа по превращению фондового рынка в реальный инструмент фондирования бизнеса. Мы готовы обсудить все вопросы в рамках завтрашнего Биржевого форума и надеемся определить самые важные направления развития.

 

ШЕСТОЕ. Национальный Банк сконцентрировал значительные усилия в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Например, за счет средств Национального Банка реализуется Программа реструктуризации валютных ипотечных займов, согласно которой поэтапно решаются проблемы заемщиков, имеющих валютные кредиты под залог жилья. Выделено более 300 млрд.тенге, по результатам реализации Программы будет сохранено жилье более 50 тысячам граждан.

Национальным Банком разработан Закон «О коллекторской деятельности», который принят в 2017 году. Ранее деятельность коллекторов не регулировалась, а жалобы населения на их действия превышали 1 тыс. заявлений в год. Принятый закон сыграл огромную положительную роль, сняв напряжение в данном сегменте взыскания задолженности. Сейчас эта сфера подлежит регулированию и позволяет сторонам находить взаимоприемлемые варианты решения вопросов задолженности в регулируемом правовом поле. Как следствие, количество жалоб на действия коллекторов сократилось в 10 раз.

Также в июле этого года приняты поправки в гражданское законодательство, прямо ограничивающие годовую эффективную ставку по услугам субъектов нерегулируемого рынка кредитования, это, в первую очередь, онлайн-кредиторы и кредиты до зарплаты, в пределах 100% годовых. В процессе подготовки предложений мы активно использовали опыт Центрального Банка Грузии, которые добился значительных успехов в сфере борьбы с ростовщичеством.

 

СЕДЬМОЕ. В конце 2016 года полностью обновлена законодательная база по вопросам платежей и платежных систем. Введено комплексное регулирование платежных отношений в стране, регламентирован порядок организации платежных систем и применения платежных инструментов. Следствием стало расширение участников рынка платежных услуг, усиление защиты прав потребителей, сокращение сроков исполнения платежных документов.

Основным трендом прошлого года в платежной отрасли стал рост использования дистанционных каналов. Значимым событием этого года стал переход на электронное взаимодействие финансовых организаций с государственными органами в целях оптимизации государственных и финансовых услуг.

В текущем году Национальный Банк запустил собственный инновационный проект «Invest Online», основанный на технологии «блокчейн». Это специальное мобильное приложение. С его помощью любой гражданин Казахстана в режиме онлайн с помощью удаленного доступа может инвестировать свои средства в ценные бумаги Национального Банка на любую сумму без посредников, брокеров и каких-либо комиссий. Система «Invest Online» может развиваться как платформа для инвестирования денег в другие ценные бумаги.

В пилотном режиме запущена система моментальных платежей для онлайн переводов денег по номеру мобильного телефона. По мере развития это может стать серьезной альтернативой наличным деньгам и привести к дальнейшему росту безналичных платежей.

 

***

Уважаемые коллеги!

В завершении, хотел бы сказать несколько слов о мировых тенденциях.

Актуальным трендом настоящего времени становится де-глобализация. На наших глазах происходит отказ от некоторых принципов, которые еще несколько лет назад однозначно рассматривались как достижения. Обостряется геополитическая ситуация, усиливается торговый протекционизм и отток капиталов. Как следствие, повышается волатильность мировых рынков и риски участников внешнеторговой деятельности.

Одним из решений для сокращения такой зависимости может выступить активизация процесса стимулирования использования национальных валют.

Для участников внешнеторговой деятельности важно, чтобы были обеспечены условия для хранения валюты на ликвидных, устойчивых, надежных и открытых для нерезидентов финансовых рынках, чтобы можно было страховать валютные риски. Широкое использование национальных валют в международных расчетах невозможно без развитого рынка финансовых инструментов, номинированных в национальных валютах, и открытого доступа на рынок иностранных инвесторов.

Другим важным вопросом, который стоит перед нами - это будущее мировой финансовой системы и ее инфраструктуры, то есть, каким образом будет выглядеть инфраструктура финансовых рынков и сами финансовые организации уже в ближайшем будущем.

Сегодня мы стоим на пороге эры глобальной цифровизации и ускоренного технологического развития. Мы становимся свидетелями масштабной трансформации устройства финансовой системы, которая меняет привычный уклад.

С появлением и применением новых решений меняются бизнес-процессы, модели взаимодействия и технология оказания услуг. Рынок активно трансформируется, динамично переходит от физического к дистанционному обслуживанию клиентов. Новыми стандартами банковского обслуживания являются доступность, круглосуточность и быстрота.

Мы видим будущее в цифровой интеграции, где конечным бенефициаром всех нововведений должен стать потребитель услуг. Протекционизм бизнеса и интересов как на глобальном, так и на локальном уровне должен смениться заботой о потребителе. Я хочу сейчас продемонстрировать небольшой видеоролик, который показывает, как видит Национальный Банк организацию универсальной финансовой среды.

 

***

Пока это только проект и амбициозная задача, но многие страны уже приступили к ее решению. Мы видим в этом проекте не просто модель маркетплейса, своего рода агрегатора финансовых услуг, а гораздо большее, когда на первый план выходят интересы потребителя, который может управлять через эту систему своими финансами в любой точке Казахстана и мира в режиме 24/7 по принципу одного окна.

Позвольте на этой оптимистичной ноте закончить свое выступление и еще раз подчеркнуть, что сегодня и завтра мы будем обсуждать темы, наиболее актуальные для текущего момента. Среди них и переход на риск-ориентированный надзор, и роль наличных денег, и защита прав потребителей финансовых услуг. Самостоятельным большим направлением станет

Биржевой форум.

Уверен, что каждый из присутствующих сможет выбрать интересующую его тему, принять участие в обсуждении или задать вопрос спикерам. Желаю всем плодотворной работы.

Спасибо за внимание!

 

22 ноября 2018, 14:50
Источник, интернет-ресурс: Акишев Д.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript