Аблай Мырзахметов обозначил ключевые темы развития МСБ (©Paragraph 2018 / 5.0.2.34)

Аблай Мырзахметов обозначил ключевые темы развития МСБ

 

Вопросы развития предпринимательства, включающие налоговую политику, кредитную систему и улучшение делового климата в регионах, озвучил в ходе расширенного заседания Президиума Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Председатель Правления Нацпалаты Аблай Мырзахметов.

Он отметил, что «Атамекеном» было выделено 5 основных блоков развития целевой экономической модели, включающей денежно-кредитную и налоговую политики, снижение участия государства в экономике, повышение эффективности мер госсподдержки, а также деловой климат в регионах.

«Кредитование стагнирует. Буквально недавно прошел Конгресс финансистов, где мы услышали от профессиональных участников о ситуации. По сравнению с 2016 годом почти на триллион снизилось кредитование реального сектора. В целом, если портфель около 13 триллионов, то потребительское кредитование растет, сокращается реальный сектор», - подчеркнул Аблай Мырзахметов.

Именно по этой причине растет объем прямой финансовой поддержки бизнеса за счет бюджета, через программы субсидирования и обусловленного размещения.

Второй актуальный вопрос - высокая волатильность курса тенге, которая сдерживает инвестиции в новые проекты. С февраля 2018 года курс тенге ослаб на более чем 16% - с 319 тенге до 371 тенге. По словам Председателя Правления «Атамекен», главная задача - «понять к чему привязан курс». Решение, предложенное Нацпалатой, включает в себя двойной мандат Нацбанка, снижение регуляторных требований, повышение определенности по курсу тенге, целевое финансирование ключевых отраслей, признание договоров ГЧП и Off-take контрактов «твердым» залогом, развитие фондового рынка и расширение микрокредитования.

Что касается налоговой политики, то с 2018 года вступил в действие новый Налоговый кодекс, где предусмотрены новая структура, принцип добросовестности, а также отмена санкций при отзыве разъяснений.

В отношении малого и среднего бизнеса сохранены порог по НДС, действующие специальные налоговые режимы для МСБ. Снижена ставка соцналога с 11% до 9,5%.

Улучшено налоговое администрирование, в том числе сокращены основания налоговых проверок, введен добровольный контрольный счет НДС, сокращен срок исковой давности с 5 до 3 лет, трехвекторная система управления рисками.

По предложению НПП «Атамекен» решен вопрос передачи КПН от МСБ в местные бюджеты. Ожидается, что данные поправки могут вступить в силу с 2020 года.

«Была установка, что этот налоговый год пройдет, актив определенный накопим, в следующий году будем обсуждать. Это нагрузка на ФОТ, простого решения нет. Бизнесу было бы удобнее, чтобы все платежи объединить в единый налог и посмотреть по его ставке. Это поможет стимулировать выход бизнеса из тени», - подчеркнул в ходе доклада Аблай Мырзахметов.

Отмечается, что объединение в единый налог снизит нагрузку на МСБ до 20-25% (сейчас 32%). Цена вопроса - 500 млрд. тенге (отмена соцналога). Следующим пунктом стала оптимизация числа налогов, плат и сборов. Предварительный анализ показал, что количество налогов может быть сокращено с 13 до 7.

Аблай Мырзахметов подчеркнул, что в вопросе налоговой стимуляции для вывода бизнеса из тени у Нацпалаты есть полное понимание с Министерством нацэкономики, и в будущем будут внесены соответствующие поправки в налоговое законодательство.

«Снижение участия государства в экономике постоянно находится в поле зрении. Тем не менее, цифры говорят о том, что сегодня 25 тыс. госпредприятий есть. Уровень остался как в предыдущие годы», - прокомментировал вопрос госучастия спикер, подчеркнув, что активы трех госхолдингов составляют более 30 трлн. тенге, или 52% ВВП.

Касаясь вопроса повышения эффективности мер господдержки Аблай Мырзахметов напомнил, что по Предпринимательскому Кодексу существует 90 мер господдержки, которые «разбросаны» по 56 операторам. За 2015-2017 годы по ним было выделено 1,4 трлн. тенге. Одной из главных проблем на сегодня является отсутствует координации меду операторами, а также мониторинга и анализа эффективности, соответственно.

«За 5 лет выросли в 3 раза субсидирование сельского хозяйства. Урожайность зерновых, масличных и молока-мяса ненамного. Фактически урожайность по растениеводству на том уровне осталась, по молоку и мясу рост есть, потому что это не гектарные субсидии, а на единицу», - отметил он, подчеркнув, что необходимо уходить на горизонтальные меры и удешевлять кредиты, а также больше повышать агрокомпетенцию и доступ инфраструктуры.

По итогам паспортизации из 2,1 тысячи предприятий более 40% являются получателями господдержки, что говорит о том, что бизнес «подсел» на субсидии.

Отдельно Председатель Правления Нацапалаты остановился на двух из семи инициатив, которые были ранее предложены «Атамекеном» для развития регионального бизнеса. Ключевой вопрос - обеспечение онлайн доступа к земельным участкам, инфраструктуре и градостроительной документации.

«Полтора года прошло. Интерактивная карта самая лучшая в Алматы, у них фактические оцифровали все 46 слоев. В 8 областях практически отсутствует, где-то только на разработке. Наверное, это не простительно большой срок, чтобы элементарно оцифровать свои земельные участки. Пора переходить от уговора к вопросу ответственности», - подвел черту Мырзахметов, переходя к теме закупок.

Фактический объем закупок в сфере строительства за 9 месяцев 2018 года (объекты свыше 100 млн. тг.) составил 456 млрд. тенге. У ОТП закуплено 118 млрд. тенге, или только 29%. При этом ОТП могли бы закрыть позиции на 409 млрд. тенге.

Минимальные показатели по фактически заключенным договорам с ОТП: Алматинская область - 1,6 млрд., ЮКО - 1,7 млрд., ЗКО - 1,9 млрд.

 

6 декабря 2018, 10:07
Источник, интернет-ресурс: НПП, НЭП «Союз «Атамекен» (http://atameken.kz)

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript