Конституционные гарантии жилищных прав граждан в РК

 

Одним из конституционных принципов является особый принцип «неприкосновенности жилища», обеспечивающий абсолютное право граждан, связанное с их имущественным правом на жилище. Важную роль в жилищно-правовом регулировании имеют конституционные гарантии жилищных прав граждан. К.ю.н., доцент, зав. кафедрой «Правовое регулирование экономических отношений» Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза Н. Весельская дает характеристику конституционных принципов, которые создают основу и определяют направленность принципов жилищного законодательства.

 

В числе таких гарантий следует назвать конституционный принцип «неприкосновенности собственности», закрепленный в ст. 26 Конституции РК в следующих положениях.

1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом.

3. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами.

В соответствии с этим принципом собственникам жилья обеспечивается возможность стабильного осуществления права владения, пользования и распоряжения принадлежащим им жильем.

Ряд жилищных прав человека регламентируется международными актами, влияющими на правовое регулирование жилищных отношений в РК.

Так, в одном из основополагающих документов ОНН - Всеобщей декларации прав человека - указано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и т.д. (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека).

Другое положение Всеобщей декларации прав человека звучит следующим образом: «Никто не может подвергаться… произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища» (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека).

Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии».

Одним из конституционных принципов является особый принцип «неприкосновенности жилища», обеспечивающий абсолютное право граждан, связанное с их имущественным правом на жилище.

Прежде всего - это гарантия того, что «не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда». Данное положение означает, что ни гражданин РК, ни иностранец, ни лицо без гражданства на территории РК не могут быть произвольно лишены жилого помещения.

Принцип «неприкосновенности жилища» имеет подкрепление и в других положениях Конституции РК. В частности, п. 1 ст. 39 Конституции РК гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Исходя из данного положения, исключена возможность использования законодательства для ограничения прав и свобод граждан. Между тем при реализации прав и свобод недопустимо посягательство на конституционный строй, охрану общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Кроме того, этот принцип находит свое выражение в нормах гражданского и жилищного законодательства, которые предоставляют гражданам право требовать: выселения любого лица, поселившегося в жилище без согласия совершеннолетних граждан, проживающих в нем; возмещения вреда, если противоправное вторжение в жилище вызвало возникновение ущерба.

Как проявление принципа «неприкосновенности жилища» можно рассматривать нормы гражданского законодательства о бессрочности права собственности, невозможности безосновательного расторжения договора найма жилища из государственного жилищного фонда и выселения.

При этом, думается, нельзя абсолютизировать защиту частных прав в жилищной сфере, не проводя общегосударственную политику пресечения злоупотребления собственником своими правами. В ст. 188 ГК РК включены, наряду с описанием возможностей собственника, и пределы ограничения данного права, выражающиеся в том, что осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Тем самым гражданское законодательство охраняет не только собственника от нарушений его права, но и других участников гражданских правоотношений от возможного произвола собственников. Причем выработка системы таких ограничений прав собственника на жилище является важной тенденцией развития жилищного законодательства, например, в вопросе брошенных собственниками квартир.

Конституционный принцип «неприкосновенности жилища» означает также запрет кому бы то ни было проникать в жилище против воли проживающих там лиц. При этом под понятием «жилище» здесь понимается не только место постоянного жительства, но и места временного проживания одного или нескольких лиц, в том числе собственные или арендуемые квартиры, дом, загородный дом, непосредственно примыкающие к ним веранды, террасы, галереи, балконы, подвал и чердак жилого строения, кроме многоквартирного дома, гостиничный номер, каюта, а также речное или морское судно.

Правом на неприкосновенность жилища обладают только лица, наделенные законным правом пользования этим жилищем как местом жительства или местом пребывания. Доказательством этого являются документы, подтверждающие право лица пользоваться этим помещением (документы, подтверждающие право собственности, договор найма и т.д.).

Вселение гражданина в помещение по воле собственника этого помещения или лица, владеющего жилищем на ином законном основании, влечет возникновение у вселяемого гражданина права на неприкосновенность жилища.

Не будет нарушением права «неприкосновенности жилища» вхождение в него, даже принудительное, одного из имеющих право проживания в этом помещении лиц при несогласии или препятствовании других проживающих там граждан.

Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыск допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законодательством. Кому, и на каком основании предоставлено данное право?

Право беспрепятственного вхождения в жилые помещения принадлежит сотрудникам правоохранительных органов в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством. Право на неприкосновенность жилища ограничивается на законных основаниях при проведении в рамках возбужденного уголовного дела таких процессуальных следственных действий, как обыск и выемка, основания и порядок производства которых подробно регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом РК. Осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающих в нем совершеннолетних лиц или с санкции прокурора. Если проживающие в нем лица являются несовершеннолетними или заведомо страдающими психическими или иными тяжкими заболеваниями или возражают против осмотра, следователь выносит постановление о принудительном осмотре, которое должно быть санкционировано прокурором. В случае отказа в даче санкции прокурором осмотр не производится.

Если жилое помещение является местом происшествия, и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением прокурора в суточный срок о произведенном осмотре для проверки его законности. Получив указанное уведомление, прокурор проверяет законность произведенного осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если принято решение о незаконности произведенного осмотра, данное действие не может быть допущено в качестве доказательства по делу (ст. 222 УПК).

В случаях, предусмотренных законодательством, право входить в жилище принадлежит судебным исполнителям при производстве осмотра и наложении ареста на имущество должника; спасателям для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

Ответственность за незаконное вторжение в жилище против воли проживающего в нем лица предусмотрена ст. 145 УК РК. Проникновение в жилище в целях похищения находящегося там имущества наказывается как самостоятельное преступление - кража, грабеж, разбой, так как деяния охватываются составом преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК РК.

Следующий принцип - «свободы места жительства» - закреплен в Конституции РК в следующей формуле: «Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора места жительства» (п. 1 ст. 21 Конституции РК).

Местом жительства признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства лиц, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (ст. 16 ГК РК).

Другой конституционный принцип - «принцип обеспечения граждан жилищем» - выражается в том, что в республике создаются условия для обеспечения граждан жилищем (ст. 25 Конституции РК). Количество и размеры жилищ, находящихся в собственности граждан, не ограничивается. Указанным в законодательстве категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилище предоставляется из государственного жилищного фонда в соответствии с установленными нормами (ст. 25 Конституции РК).

При этом необходимо учитывать, что в этой формуле жилище выступает не как собственно конкретное жилое помещение в виде комнаты или квартиры, а как объект удовлетворения определенного минимального жизненного уровня. Кроме того, минимальные гарантированные нормы жилого помещения на одного человека существенно зависят от направления развития самого общества и государства. Поскольку государство объявило себя социальным, т.е. нацеленным в первую очередь на удовлетворение потребностей своих граждан, в том числе и в жилище, то объем гарантированного жилища будет постепенно увеличиваться, и на удовлетворение этой потребности каждого конкретного индивида будут выделяться средства из соответствующих фондов.

Такова краткая характеристика конституционных принципов, которые создают основу и определяют направленность принципов жилищного законодательства.

Поскольку жилищное право относится к комплексным отраслям и объединяет правовые нормы нескольких отраслей, то в жилищном праве наблюдается действие принципов нескольких отраслей права. Так, например, большую группу жилищных отношений образуют отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением права собственности на жилище. Соответственно, принципы гражданского законодательства отражают гарантии указанного права и вместе с тем, применительно к области жилищных отношений, общие начала и методы правового регулирования жилищных отношений.

Одной из задач жилищного законодательства является обеспечение нуждающихся граждан жилищем, в ряде случаев для жилищного права характерно действие и принципов социальной защиты. Регламентация жилищных отношений, связанных с требованиями к жилищам, обеспечением сохранности и ремонта жилищных фондов, контролем государственных органов за соблюдением прав граждан в жилищной сфере и использованием жилищного фонда не может осуществляться в отрыве от принципов административного права.

Принципами жилищного законодательства следует считать:

· принцип социальной защищенности граждан, вытекающий из соответствующей конституционной гарантии обеспечения граждан жильем. Исходя из экономической возможности общества на данном этапе его развития, жилищное законодательство обеспечивает жилищные интересы определенных категорий граждан, нуждающихся в жилье в пределах, позволяющих создать необходимые и нормальные условия для жизни;

· принцип охраны жилищных прав граждан. Выражая одно из важнейших социально-экономических прав граждан на жилище, этот принцип предопределяет целую систему жилищно-правовых норм, обеспечивающих устойчивость и защиту прав, которыми наделены наниматели жилых помещений;

· принцип судебной защиты жилищных прав граждан создается нормами, предусматривающими главным образом судебный порядок защиты прав в случае их нарушения или оспаривания, а также ущемления их неправомерными действиями должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона о жилищных отношениях споры, вытекающие из жилищных правоотношений, разрешаются судом. Соответственно, суду подведомственны все дела, вытекающие из жилищных правоотношений, и если гражданин считает, что его права нарушены действиями (бездействием) государственного органа, юридического или физического лица, он имеет право обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд.

· принцип императивности предписаний жилищно-правовых норм. Жилищно-правовые нормы твердо определяют условия и порядок предоставления жилищ категории лиц, имеющих право на получение жилища из государственного жилищного фонда, права и обязанности по пользованию жилым помещением, основания и порядок выселения и др. Причем эти правила никому не позволено изменять или отступать от них;

· принцип целевого использования жилищного фонда означает, что жилище предназначено исключительно для проживания. Не допускается создание и размещение в жилых помещениях производственных объектов. Перевод жилого помещения в нежилое производится в установленном законодательством порядке;

· принцип ипотечного кредитования жилищной сферы отражает один из существующих приоритетов реформирования жилищной сферы. Создание условий для доступности приобретения в собственность жилья населением является главной целью жилищной политики. Наиболее эффективные способы решения жилищного вопроса в стране состоят в развитии системы ипотечного кредитования и системы жилищных строительных сбережений;

· принцип гласности при предоставлении государственного жилища находит свое подкрепление в ст. 78 Закона о жилищных отношениях в следующем положении: «Списки лиц, состоящих на учете на получение жилища из государственного жилищного фонда, а также списки лиц, получивших жилище из государственного жилищного фонда за последние двадцать четыре месяца, предоставляются для ознакомления по требованию лиц, состоящих в этих списках. Формы таких списков обязательно должны включать сведения о составе семьи, времени постановки на учет, основаниях для получения жилища из государственного жилищного фонда и его размере, времени предоставления жилища»;

· принцип перехода жилищной сферы из государственного финансирования в режим без дотаций. В условиях, когда подавляющее число жилых помещений находится в частной собственности, роль государства в регулировании жилищной сферы существенно изменилась. Для реализации новых полномочий государства в жилищной сфере Правительством РК определен ряд приоритетных направлений решения жилищной проблемы в республике, например, активизация жилищного строительства, развитие системы жилищных строительных сбережений. Другая часть жилищных вопросов (содержание частного жилищного фонда) практически полностью возложена на собственников жилых помещений.

18 июня 2007, 14:51
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код