Казахстанские ученики сталкиваются с криминалом и насилием
Казахстанские ученики сталкиваются с криминалом и насилием
Гораздо интереснее тот факт, что из-за нехватки педагогов на работу учителем стали принимать кого попало, в том числе и людей с криминальным прошлым. В итоге Казахстан столкнулся сразу с несколькими трудностями. С одной стороны, недочеты воспитательной работы грозят появлением потерянного поколения, с другой - есть опасность, что школьники окажутся вовлеченными в криминальный мир.
Еще в начале ноября СМИ распространили информацию Генпрокуратуры, согласно которой в казахстанских школах работают люди с уголовным прошлым. Так, комитет по правовой статистике и специальным учетам прокуратуры провел проверки сотрудников, работающих в казахстанских школах, и выявил факты, когда среди учителей и других лиц оказывались люди с судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Однако, как выясняется, для ранее совершивших определенные виды преступлений в отношении несовершеннолетних, а также имеющих непогашенную судимость, согласно действующему законодательству, предусмотрены ограничения для допуска к работе в учреждения и организации образования. Но вместе с этим факты допуска к работе в средние школы лиц, ранее осужденных за убийство и изнасилование малолетних, имели место и были пресечены проверкой, проведенной комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры.
Не секрет, что каждый нормальный родитель старается огородить свое чадо от любого контакта с гражданами, которые в недавнем прошлом преступили черту закона. Отводя детей в школу, родители не беспокоятся за своих детей, мол, в стенах альма-матер с их ребенком ничего не случится. При этом они даже представить себе не могли, что в некоторых учебных заведениях работают лица, ранее совершавшие тяжкие и особо тяжкие виды преступлений против детей. У них либо судимость погашена, либо уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям.
В ходе проверки выяснилось, что в непосредственном контакте со школьниками работали четыре, с позволения сказать, человека, ранее осужденных за изнасилование и развращение малолетних детей. Один из них трудился библиотекарем в одной из сельских школ, остальные числились техническим персоналом. Еще более 20 «учителей» на момент проверки имели непогашенную и неснятую судимость за совершение других преступлений.
Кроме этого, свыше 60 человек, ранее осужденных за убийство, изнасилование, хранение наркотиков и другие тяжкие преступления, работают в школах ввиду погашения судимости, причем треть из них учителя, занимающиеся непосредственным обучением и воспитанием детей. Стоит отметить, что среди таких педагогов с погашенной судимостью также имеется директор школы, ранее совершившая умышленное убийство.
Самое интересное заключается в том, что подобные случаи выявлены практически в каждом регионе страны. Вместе с тем масштабы данных результатов могут быть еще более обширными, поскольку проверкой не были охвачены работники колледжей, профессиональных школ, учреждений досуга и развития детей, культуры и др. организаций с участием несовершеннолетних.
При этом комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры направлена бумага в адрес Минобразования. Ввиду отсутствия в законодательстве прямых ограничений для лиц с уголовным прошлым в Министерство образования и науки направлена соответствующая информация для принятия мер по устранению нарушений законности и инициирования изменений в действующее законодательство в части расширения перечня преступлений, совершение которых будет препятствовать работе с детьми независимо от сроков давности.
Между тем педагоги с уголовным багажом знаний не самое страшное, что может случиться. Год назад учитель физкультуры в Шымкенте избил ученика и отделался лишь увольнением с работы. Вспышка неконтролируемой агрессии произошла в тот момент, когда он увидел разговаривающего в строю школьника, за что и ударил его. У 14-летнего ребенка не выдержала барабанная перепонка. Дальше больше, директор школы запретил подростку рассказывать о случившемся родителям, а физрук стал тайно возить его в частную клинику на лечение. Только спустя две недели мама подростка случайно узнала об избиении от школьной уборщицы. Она обратилась в полицию, но там не возбудили дело, сославшись на отсутствие состава преступления! А судмедэкспертиза пришла к выводу, что никакого вреда здоровью подростка крепкий поучительный удар не нанес. В итоге специализированный административный суд вынес постановление о прекращении дела в отношении учителя за примирением сторон. На такой оптимистичной ноте нам остается только искренне поверить в то, что в школе, где не любят разговорчивых детей, насилие не повторится, а директор в другой раз приложит еще больше усилий к этому.
Другой случай произошел месяц назад и тоже с участием физрука. Жительница Павлодара уверяет, что видела, как он избивал пятиклассника. Оказалось, что в тот момент учитель был в состоянии алкогольного опьянения. Физрук стал отрицать обвинения, сказав, что просто поинтересовался, почему школьник пропускает занятия. При этом он просто положил руку на плечо ребенку. Видимо, дети сегодня хилые и не занимаются спортом, т.к. от небольшой нагрузки школьник согнулся. Одним словом, недоразумение, которое сердобольная женщина приняла за избиение младенцев. Точно так же все восприняли полицейские, которые физрука отвезли в вытрезвитель.
Стоит отметить, что не все подобное заканчивается хорошо. Ранее в одном из сел Павлодарской области по вине другого учителя физкультуры погиб 16-летний Александр Дивин. Педагогу дали семь лет колонии. Вполне возможно, что после погашения судимости он вновь пойдет работать в одну из казахстанских школ.
Все факты, которые выявляются, лишний раз подтверждают, что у нас есть недостатки в системе образования. Но, как и любую болезнь, ее оптимально лечат на стадии диагностирования, а не в запущенном состоянии.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы