Почему в Казахстане появляются лифты-убийцы
Генеральный директор Института стандартов Еркин Дуйсеев считает, что вся проблема кроется в том, что сейчас на рынках появляется огромное количество компаний-пустышек, не имеющих ни лицензии, ни ресурсов, ни специалистов и не несущих никакой ответственности за состояние лифтового парка. Сейчас фактически любой может открыть ТОО или ИП и начать обслуживать лифты, сказал он в эксклюзивном интервью Zakon.kz.
- Еркин Корикович, в последнее время в Астане и Алматы все чаще и чаще происходят ЧП с лифтами. Последний случай произошел буквально пару недель назад в Лисаковске, когда парнишка, пытаясь выбраться из застрявшего лифта, погиб. Почему лифты в Казахстане становятся опасными для жизни и здоровья людей?
- Действительно, сейчас, входя в лифт, думаешь, хоть бы доехать без происшествий. После падения лифтов в Астане и несчастного случая в Лисаковске, я тоже стал ощущать какое-то напряжение, когда еду в лифте, ведь неизвестно, кто и как его обслуживает. Тем более, этот вид деятельности теперь никак не лицензируется.
Лифты относятся к классу опасных подъемных устройств. В связи с этим раньше проводилось лицензирование на право монтажа и обслуживания лифтов, поэтому цена входа на рынок была достаточно высокой. Компании, претендующие на работу в этой сфере, должны были доказать свою компетенцию, т.е. иметь квалифицированный персонал, оборудование, технику, транспорт и так далее. Также в ходе работы проводились проверки по выполнению требований.
На данный момент проводятся либерализация, реформа контрольно-разрешительных функций, сокращено около 800 различных разрешений. Значительно сокращен контроль, в основном проверяют в случае жалоб и претензий. В большинстве случаев лицензионно-разрешительные проверки ушли в небытие. Административное давление на бизнес и предпринимательскую инициативу снижено со стороны государственных органов. Предпринимательская активность растет и это позволяет развиваться малому и среднему бизнесу, создаются новые рабочие места.
Однако у этой медали есть обратная сторона: в связи с либерализацией появилось большое количество недобросовестных компаний. Сейчас фактически любой может открыть ТОО или ИП и начать обслуживать лифты. О каком качестве тут можно говорить?! Как мы видим на примерах последних лет, это влечет к появлению несчастных случаев, гибели людей, аварий и выходу из строя лифтового оборудования.
Недобросовестные компании ставят цены ниже себестоимости, т.е. демпингуют, заходят на рынок (жилые дома, госорганы, социальные объекты – медицинские, учебные заведения, вокзалы, торговые центры), завлекая низкими тарифами.
- И это отражается на качестве обслуживания лифтов?
- Совершенно верно. При такой системе обслуживание происходит частично или формально на бумаге, ведь у них нет ни персонала, ни инструментов. Со временем лифты изнашиваются, требуют ремонта. И происходит то, что мы наблюдаем, жилищные государственные инспекции фиксирует нарушения регулярно.
Такой пример: согласно нормам и отраслевому стандарту ССИ, пассажира, застрявшего в лифте, сервисная компания должна высвободить в течение 30 минут. Для этого должны быть диспетчерская, аварийная службы (механики, транспорт), инструментарий, квалификация персонала, причем поблизости, на ближайшем микроучастке, чтобы успеть за это время высвободить. Может ли это обеспечить компания-пустышка?
- Как можно определить компании-пустышки?
- Очень просто. Они по бумагам работают с новыми лифтами, расходов никаких не несут, а потом, когда придет время поломки через 3-4 года, бросают и переходят на новый объект. Никаких затрат.
Хороший бизнес, не правда ли? В результате увеличивается количество нареканий со стороны населения, периодически лифты срываются либо вообще не работают. Часть лифтового парка страны находится в аварийном состоянии, то есть по-хорошему их надо отключать. Добросовестные компании терпят убытки, так как несут нагрузки по содержанию персонала, основных средств, транспорта и прочее, им сложно конкурировать с так называемыми пустышками.
Получилась патовая ситуация. С одной стороны, государство снизило давление и создает рабочие места, а с другой стороны, страдают население и добросовестные компании. В этой ситуации выигрывают недобросовестные компании-пустышки. Более того, эти пустышки в случае падения лифта не в состоянии возместить ущерб.
- Что нужно делать, чтобы они стали добросовестными?
- Для решения этого вопроса «Институтом Стандартов» совместно с ассоциацией «Союз лифтовиков Казахстана» был разработан отраслевой стандарт на лифтовое обслуживание, который прошел публичное обсуждение:
- определены зоны ответственности лифтовой компании;
- упорядочены и усилены требования к выбору монтажных организаций, сервисных компаний и импортеров оборудования.
- выработана методология прозрачной оценки соответствия стандарту ССИ. В процессе участвуют технические эксперты от ассоциации, представители НПП «Атамекен», нашего института, а решение по каждому заявителю принимаются строго коллегиально. Эта деятельность – открытая и прозрачная. Поэтому приглашаем всех желающих принять участие в оценке.
- по этой методологии проведена оценка соответствия стандарту ССИ более 25 лифтовых компаний страны. Этот процесс оценки активно идет, поскольку добросовестные лифтовые организации хотят продемонстрировать населению и КСК, что они компетентны и не пустышки.
- идут переговоры о применении института страхования ответственности лифтовиков - членов саморегулируемой организации (СРО) перед пассажиром. Это значит, что при несчастных случаях будет производиться выплата пострадавшим в досудебном порядке. Сейчас Союз лифтовиков Казахстана преобразовывается в СРО.
- Как жильцы домов могут узнать, надлежащим ли образом обслуживается их лифт или нет?
- Для этого есть маркировка освидетельствования лифтов. Маркировка является важным инструментом.
Помните, раньше была маркировка, и было указано, кто обслуживает, когда ежегодная проверка. И запрещалось эксплуатировать после истечения срока, без нового освидетельствования. И тогда жильцы сами спрашивали у КСК, почему не прошёл лифт очередную проверку и лифтовики шевелились. Думаем, стоит это вернуть.
Для того, чтобы пассажиры знали, что лифт обслуживается надлежащим образом, мы внедряем систему маркировки лифтов знаком соответствия стандарту ССИ, которую вы можете найти в лифте. Теперь любой пассажир сам может узнать, кто обслуживает лифт – пустышка, непроверенная компания или компетентная организация, и спрашивать у КСК, почему выбор сделан в пользу компании пустышки. Тем самым потребительское регулирование и контроль начинают работать.
Следует отметить, что акиматы за всем физически уследить не могут. Например, в жилищной инспекции Астаны работает всего 2(!) специалиста.
Пора населению брать контроль в свои руки, и это будет, как показывает мировая практика, самый действенный контроль.
Торгын Нурсеитова