Усовершенствовать бюджетное законодательство планируют в Казахстане

Фото: Zakon.kz/Максим Золотухин
Министерство национальной экономики разработало проект закона, которым вносятся изменения и дополнения в законодательство РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства, сообщает Zakon.kz.

Законопроект предусматривает предоставление большей самостоятельности государственным органам в управлении бюджетными средствами, оптимизацию и упрощение бюджетных процедур с целью повышения стабильности бюджета, эффективности планирования и использования бюджетных средств.

В частности, предлагается предусмотреть изменения и дополнения по раду направлений.

1. Изменение формата представления проекта бюджета в Парламент РК и маслихаты

Так, определяется необходимый объем финансирования (по годам) для реализации национального проекта и источники финансирования (бюджетные и внебюджетные средства).

Для обеспечения прозрачности предлагается при представлении проекта бюджета в Парламент либо маслихат и его утверждении прилагать к проекту бюджета расходы в разрезе национальных проектов с указанием бюджетных программ и их администраторов.

При этом предлагается формировать бюджетные программы вокруг цели национального проекта с соблюдением структуры бюджета. Данная мера позволяет администраторам бюджетных программ укрупнить действующие бюджетные программы.

2. Изменение порядка формирования расходов бюджета

С введением национальных проектов и прямой их увязкой с бюджетом значительная часть расходов будет направляться на реализацию национальных проектов. В этой связи предлагается разделение расходов бюджета на программные и расходы непрограммного характера.

В программные расходы включаются расходы на реализацию национальных проектов в соответствии с план-графиком реализации проекта.

К расходам непрограммного характера предлагается отнести расходы на выполнение функций и задач государственных органов, не включенных в национальные проекты, такие как:

3. Введение новой блочной классификации расходов

Предлагается внедрить новую блочную классификацию расходов бюджета, соответствующую распределению расходов на блоки: программные расходы и расходы непрограммного характера.

Упрощение процедур планирования расходов. Новые подходы к планированию расходов на новые инициативы.

К расходам на новые инициативы относятся расходы, направленные на:

Такое разделение расходов ограничивает свободу администраторов бюджетных программ в управлении бюджетными средствами и увеличивают время планирования расходов.

В связи с чем предлагается исключить необходимость представления бюджетной заявки по базовым расходам в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на бумажном носителе, за исключением расходов, относящихся к информации секретного характера и для служебного пользования.

Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и Республиканская бюджетная комиссия будут рассматривать предложения только по новым инициативам расходов.

4. Новые подходы к планированию расходов бюджета на новые инициативы

К расходам на новые инициативы предлагается относить расходы, направленные на:

  1. реализацию новых направлений социально-экономического развития в соответствии с национальным проектом, концепцией развития отрасли (сферы), а также принятыми законодательными актами РК;

  2. увеличение базовых расходов, предусматривающее дополнительное расходование бюджетных средств (расширение объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг) в рамках существующих бюджетных программ.

5. Изменение порядка и сроков представления документов для планирования расходов бюджета

Предлагается установить следующие сроки представления документов для планирования расходов бюджета:

6. Повышение стабильности бюджета

Предлагается увеличить размер резерва президента с 2 до 5% от планируемого объема расходов республиканского бюджета.

7. Упрощение порядка утверждения планов развития государственных органов и бюджетных программ

Для упрощения процедур по разработке и реализации планов развития государственных органов и бюджетных программ, а также оперативного управления средствами в рамках бюджетных программ предлагается разграничить полномочия центральных уполномоченных органов по государственному планированию и бюджетному планированию в бюджетном процессе:

Кроме того, предлагается полномочие по определению порядка разработки и утверждения (переутверждения) бюджетных программ (подпрограмм) и требований к их содержанию передать центральному уполномоченному органу по бюджетному планированию.

При этом порядок утверждать без согласования с другим уполномоченным органом.

Полностью документ можно посмотреть на сайте «Открытые НПА», где он будет размещен для публичного обсуждения до 14 января.

Открытые НПА
МНЭ РК
Казахстан
2021 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Нацбанк Казахстана выступил с важным заявлением по курсу тенге

Символ Огненной Лошади: что ждать от 2026 года и кому повезет

Жителям Алматы обещают долгожданный снег

"Кроме первого и последнего": какой этаж лучше выбрать при покупке квартиры – советы риелтора

Инженеры показали, каким будет самый глубокий в мире автомобильный тоннель