А где бизнесу расти?

Интервью с экспертами Центра развития предпринимательства при Институте экономических исследований Министерства экономики.

А где бизнесу расти?

 

В последние годы мы все чаще слышим о том, что без продуктивного малого и среднего бизнеса не сможем стать развитой страной. Следует отметить, что в процессе взращивания бизнеса огромную роль выполняют бизнес-инкубаторы, то есть организации, занимающиеся созданием благоприятных условий для развития startup-проектов будущих предпринимателей на всех этапах, начиная от разработки идеи и вплоть до её коммерциализации. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 40 бизнес-инкубаторов.

В этом материале BNews.kz  с экспертами Центра развития предпринимательства при Институте экономических исследований Министерства экономики попытаемся разобраться в казахстанских бизнес-инкубаторах.

Корреспондент: Допустим, у меня есть хорошая, на мой взгляд, идея, куда мне с ней идти? То есть, где меня научат работать с ней либо же скажут: «Идейка-то не очень, так что думай дальше»?

Кулбатыров Нурлан: Конечно же, прямиком в бизнес-инкубатор! Но это в идеале. В нашей стране пока идти туда с сырой идеей не стоит.

В Казахстане все еще остается актуальной проблема с уровнем развития малого и среднего бизнеса. Сегодня очень мало проектов, которые можно позиционировать как серьезный startup (стартап).

К примеру, на известной казахстанской startup-площадке зарегистрировано 65 проектов. В то время как в Израиле ежегодно «выпускаются» более 3 тыс стартапов, а в Европе эта цифра равна 700.

Корреспондент: Что, на Ваш взгляд, препятствует развитию startup-проектов?

Кулбатыров Нурлан: Отсутствие наработок, то есть идей. К сожалению, отечественный бизнес носит торгово-посреднический характер, и об инновационной его составляющей еще рано говорить. Наши предприниматели привыкли получать быструю краткосрочную прибыль, а startup - это долгосрочный проект. Другая проблема - не сформирована полноценная экосистема, которая способствовала бы появлению стартапов в большом количестве.

Если обратиться к истории, то впервые термин «startup» (стартап) появился в США в 1939 году. Тогда в Калифорнии были сконцентрированы почти все предприятия и фирмы, занимающиеся разработками в сфере высоких технологий, в том числе нынешний Hewlett-Packard. В те времена студенты Стэнфордского университета, создавая свой небольшой проект, назвали это дело стартапом, дословно от английского «стартовать, запускать». То есть на одной территории наблюдалась высокая концентрация компаний и талантливых людей.

Еще одна проблема - отсутствие предпринимательской культуры, о чем говорит низкая вовлеченность населения в предпринимательство. На мой взгляд, нужно популяризовать предпринимательскую деятельность в нашей стране через СМИ, проводя лекции в учебных заведениях с привлечением состоявшихся предпринимателей. То есть этими действиями мы будем формировать интерес к предпринимательству у молодежи.

Корреспондент: Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с бизнес-инкубаторами в нашей стране.

Кулбатыров Нурлан: Сегодня в Казахстане функционирует огромное количество бизнес-инкубаторов, деятельность которых направлена на поддержку и развитие предпринимательства. Но пока еще не разработана методология их классификации, то есть нигде четко не определены критерии, что мы можем относить к полноценно функционирующему бизнес-инкубатору. Существующие бизнес-инкубаторы фактически далеки от идеальной модели, когда они должны заниматься не только арендой помещений, но и взращиванием бизнеса, как это происходит в развитых странах.

Корреспондент: Например?

Тулепбекова Айжан: Например, Израиль. Сегодня эта страна входит в рейтинг развитых стран мира. По количеству вновь образуемых компаний Израиль уступает лишь США, к тому же среди компаний, котируемых сегодня на NASDAQ, большинство являются израильскими. Примечателен тот факт, что 2/3 этих компаний были основаны выпускниками израильских университетов. Например, Технион - это Израильский аналог MIT - ежегодно выпускает 67 тыс специалистов, из них 25% - становятся основателями собственных стартапов. По подсчетам экспертов этого университета, ежегодный доход от выпускников составляет более 20 млрд долларов США.

Кроме того, в Израиле находятся R&D лаборатории таких ведущих компаний, как Microsoft, Intel, Google, Cisco, да и израильские стартапы считаются самыми продаваемыми и дорогими в мире.

На сегодняшний день в Израиле функционируют 24 бизнес-инкубатора, которые классифицируются в зависимости от стадии поддержки бизнеса и от специализации.

Корреспондент: Могли бы вы остановиться на конкретных примерах?

Тулепбекова Айжан: Например, HI-CENTER. Это государственный бизнес-инкубатор, который расположен в городе Хайфа, на горе Кармель. В здании нет пустующих помещений, вместо них большое количество уютных, оборудованных комнат и просторная кухня. Поначалу даже непонятно, зачем тратить деньги на кухню, если на улице на каждом шагу можно найти кафе. Оказывается, именно кухня является местом встречи идей и местом, где формируются команды. Такой подход к кухням можно встретить практически во всех бизнес-инкубаторах Израиля. Да и с окон бизнес-инкубатора открывается прекрасный вид на Средиземное море, который только располагает к работе. Это один из самых успешных бизнес-инкубаторов, проекты которого были проданы на мировых рынках.

Особого внимания заслуживают частные инкубаторы, то есть те, которые полностью построены на частной инициативе. Например, NESTECH, расположенный в той же Хайфе. Главная цель данного инкубатора - трансформация вашей идеи в успешную компанию. Данная структура занимается как взращиванием предпринимателя, так и поиском инвесторов для хороших идей. Примечателен тот факт, что в Израиле уже сформировался класс серийных предпринимателей, которые на своих ошибках и достижениях сформировали определенный багаж знаний. И они готовы поделиться им как в бизнес-инкубаторах с потенциальными предпринимателями, так и со студентами в учебных заведениях. То есть в такой форме происходит взаимодействие бизнеса и науки.

Корреспондент: Очертите четко модель бизнес-инкубатора.

Кулбатыров Нурлан: На примере того же бизнес-инкубатора HI-CENTER попытаюсь объяснить Вам модель, которая очень проста. Это «Коворкинг центр - Акселераторы - Инкубатор - Венчурное финансирование».

Даже если идея все еще не обрела конкретных начертаний, потенциальный предприниматель может прийти в этот бизне-инкубатор после основной работы и в коворкинг центрах в команде с профессионалами под руководством опытных наставников сформировать идею. Кстати, на мой взгляд, одной из проблем наших бизнес-инкубаторов является отсутствие менторов, способных направить ваши действия в нужное русло.

После того, как идея получила четкие очертания, будущий предприниматель переходит на следующий этап. Это акселерация, т.е. на данном этапе предоставляется экспертная и информационная поддержка бизнеса на ранней стадии. На следующих этапах происходит поиск средств для инвестирования и оказывается помощь в выходе на рынок.

Корреспондент: Вы упоминаете слова менторы, коворкинг центры. Если они так эффективны, то почему их в Казахстане единицы?

Тулепбекова Айжан: Не так давно был запущен коворкинг центр в IT сфере. Несколько подобных центров открыты в Алматы. Мне кажется, нужно немного времени, чтобы наше общество было готово делиться своим опытом и научилось работать в команде. Если вы почитаете книги об успешных компаниях, везде упоминается, что только командная работа может принести результаты. Кроме того, надо научиться брать на себя риск и воплощать свои идеи в реальность. А бизнес-инкубаторы начнут наконец-то помогать нам в этом.

Корреспондент: Может быть, общество пока еще не готово? Нам нужно взрастить таких людей?

Кулбатыров Нурлан: Вы совершенно правы, нам нужно кардинально менять мышление людей. Надо наращивать в них предпринимательский дух. Оценить готовность общества к предпринимательству несложно. Например, ежегодно публикуются отчеты Глобального мониторинга предпринимательства, где приводится показатель готовности открыть свое дело и оценивается предпринимательская активность населения. Так, в странах БРИКС показатель готовности открыть свое дело составляет 21%, в странах Восточной Европы - 24%. Россия занимает последнее место, всего лишь 2% россиян готовы пойти в бизнес. Наша страна пока в этом рейтинге не представлена. По этой причине сегодня Институт экономических исследований формирует свою команду для участия в рейтинге, и надеемся, что эта работа будет носить системный характер.

Актау Актобе Алматы Израиль Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: