Кыдырали Болманов: В течение пяти лет я сделаю революцию в дошкольном развитии детей

В основе воспитания детей должны лежать этнопедагогика и этнопсихология.
Известный казахстанский певец, продюсер Кыдырали Болманов не на шутку увлекся производством казахстанских детских игрушек и в этом плане он обещает в ближайшие годы сделать целую революцию. Предлагаем вашему вниманию первую часть его интервью специально для Zakon.kz.

- Кыдырали, как для вас проходит Священный месяц Рамазан, вы же держите оразу, насколько я знаю.

- Да, я держу оразу уже более 20 лет, еще со времен АБК. На это в первую очередь повлияли моя бабушка и дедушка Болман, они у нас были людьми набожными. Дедушка был очень известным человеком, был членом Союза писателей СССР и я еще в 8 классе читал про него в учебниках. Я благодарен судьбе, что у меня такие предки. Именно они прививали мне любовь к Всевышнему, развивали духовность, и я это все помню еще с самого раннего детства, с тех пор, как помню себя. Помню, как я рано утром вставал вместе с ними на первый утренний намаз, хотя сильно хотел спать, но они всегда готовили себе много вкусного на сареси, ведь держали пост и потом целый день не ели и я не мог пропустить такое (улыбается), поэтому рано вставал. Так что я с детства привык к оразе и намазу, и читаю намаз, как я уже сказал, еще со времен АБК. Тогда мало кто читал, и мало кто ходил в мечеть, многие вели атеистический образ жизни, мало обращались к Богу.

- А Каракат держит оразу?

- Конечно. Она держит с тех пор, как мы поженились, то есть уже 20 лет и никогда не пропускает пост, она к этому относится очень серьезно, может, даже серьезнее, чем я, ведь мне приходится много летать, быть в дороге, в отъезде или проводить какие-то важные неотложные встречи, переговоры, поэтому иногда приходится прерывать оразу, но потом, конечно, восполняешь пропущенное как положено.

- О чем будете просить Всевышнего в Кадыр Тун – Ночь Предопределения, которая, по версии ДУМК, будет в этом году в ночь с 1 на 2 июля.

- О многом и в первую очередь о благополучии Казахстана, процветании своей страны, своей Родины, о мире и чистом небе, ведь это наша земля, земля предков, здесь живет моя семья, мои дети, мои близкие родные любимые люди, друзья. Также буду просить здоровья, счастья своим детям, чтобы у меня было много детей и чтоб они были гордостью Казахстана и казахского народа, приносили своему народу, своей земле пользу. Как говорил наш Президент, настоящий патриот не тот, кто восхваляет свою страну, а кто замечает недостатки и способствует исправлению отрицательных моментов. Вот в таком духе мне хочется воспитать своих детей.

- Какую цель вы ставите себе на перспективу?

- Хочется достичь международного уровня в развитии своей компании «Бал-Бала», которая, как вы знаете, выпускает и поставляет потребителям, то есть детям авторские игрушки, прототипами которых служат персонажи казахского народного фольклора Алдар-Косе, Тазша бала, Ер-тостик и другие. Мы действуем в рамках известной акции «Сделано в Казахстане», направленной на поддержку отечественных производителей игрушек.

- Детских игрушек на рынке великое множество, конкуренция большая, выдержите? Чем отличается ваша продукция?

- Уникальностью наших игрушек является то, что они адаптированы именно к казахстанскому рынку. Наши игрушки танцуют, поют и говорят на казахском языке, они являются частью специально разработанной методики обучения детей дошкольного возраста. Такая методика в Казахстане создана впервые, и мы будем ее дальше развивать. Конечно, сейчас об этом рановато пока говорить, но, даст Аллах, я как достигну, соберу эту схему, непременно займусь благотворительностью, буду помогать детям. «Бал-Бала» уже стала научно-производственной компанией, которая производит не только игрушки, а и учебно-методические комплексы, что является важным для Казахстана, да и для любой страны в плане контроля развития дошкольного образования, развития детей. Страна, которая серьезно будет заниматься этим вопросом, будет расти, процветать, у нее будут хорошая перспектива, благополучие, здоровое поколение.

- Но вы же уже занимаетесь благотворительностью, даже орден эксклюзивный Королевы Англии получили за это.

- Этот орден я получил не за благотворительность, это моя история с Кыдырали Болмановым и бенефис шоу с Кыдырали Болмановым. Я сам не знал, что меня удостаивают такой награды. Как-то мне позвонили и сказали, что пришло письмо о моем награждении эксклюзивным орденом Королевы Англии. Я не поверил, думал, шутят, прикалываются. Ну, где Оксфорд и где я?! )). В общем, получил я его. Таким орденом обычно награждают ученых, профессоров, академиков, и я был единственный из сферы культуры и шоу бизнеса в целом. Поэтому меня мучили два вопроса: где они меня нашли и за что я получаю такую награду. Ответ смотрите выше.

- Развитие и воспитание детей – очень высокая ответственность. Не слишком ли тяжелую ношу берете на себя? Справитесь?

- Я в этом не сомневаюсь. В продвижении своей методики я буду использовать этнопсихологию и этнопедагогику. В конечном счете, этнопсихология и этнопедагогика являются национальной безопасностью.

- Даже так?

- Конечно, и это доказано учеными.

- Что такое этнопедагогика?

- Проще говоря, это бабушкино воспитание, которое веками было у казахов, благодаря такому воспитанию, у нас выросло множество легендарных батыров-героев, оставивших след в истории народа. Я даже написал диссертацию об этнопсихологии.

- Сами писали, никто вам не помогал?

- Ну конечно, сам писал. Правда, у меня, как и у всех пишущих диссертацию, был научный руководитель, я же не ученый и никогда не старался стать ученым. Вообще я никогда не думал, что когда-нибудь займусь производством игрушек, буду писать диссертацию, защищаться в России, стану профессором Российской академии наук. Но поскольку я занялся детскими товарами и развитием детей, то это должно иметь научную основу. Я долго советовался и взял за основу два метода развития детей, которым следуют японцы, французы и немцы – это этнопедагогика и этнопсихология. Суть их в том, что дети, как говорится, с молоком матери должны знать свой родной язык, свои обычаи, традиции, свои законы, культуру, быт, засыпать по свою колыбельную, а не под чужую, читать книги на своем языке, писать, говорить и думать сначала на своем языке, а потом уже на других языках. Это и есть главное зерно в этнопедагогике и этнопсихологии. Уже научно доказано, что у любого ребенка в ДНК заложена информация о его родном языке, культуре и быте его народа и так далее. Язык это не только средство выражения своих мыслей, это суть нации. Нет языка - нет нации. Благодаря своему родному языку, своей культуре, традициям и быту, человек полноценно и гармонично развивается, добивается успехов в жизни.

Вы знаете, когда я работал в акимате Алматы, прочитал где-то, что 90 процентов интеллигенции в Казахстане, начиная от Президента до великих спортсменов, художников, поэтов, писателей – выходцы из аула и эта статистика меня просто шокировала, я был очень удивлен, не знал, почему так происходит, но ведь это же правда.

- Я тоже замечала, что ребята – выходцы из аула, более приспособлены к жизни, к различным жизненным ситуациям, более выносливы и добиваются больших успехов.

- Вот-вот, и в этом что-то есть, я много думал, почему так происходит? И дело тут не в том, что ребята понаехали из аулов и сразу приспособились. Для этого одного желания мало, тут нужны интеллект, гены, талант, переданные ребенку с молоком матери. И попав в благодатную почву, в данном случае в городскую среду, все это начинает проявлять себя. Этнопедагогика и этнопсихология – благоприятные, скажем так, инструменты для проявления своего начала, данного тебе природой.

- То есть ваша кандидатская пригодилось вам и в жизни.

- Она мне нужна была не для того, чтобы я кичился, что я кандидат, а для того, чтобы создать правильный учебно-методический комплекс для развития детей, чтобы я понимал, что я делаю. Я писал кандидатскую пять лет, прочитал массу книг о детях, как их правильно развивать и понял, что мне надо делать. У меня сейчас есть группа ученых, которые всю жизнь занимались и занимаются наукой.

- Что имеется в вашем детском комплексе?

- Давайте элементарно возьмем раскраску. Не секрет, мы до сих пор используем российскую раскраску, как будто мы не можем сделать раскраску на казахском языке. Это противоречит науке этнопедагогики и этнопсихологии, и это мне не нравится. За 25 лет независимости мы не создали ни одну свою казахскую игрушку. Между тем, в Казахстан завозятся игрушки из 50 стран мира. Да нам уже давно пора оградиться от всего этого.

- У нас в секс-шопах уже появились резиновые куклы-казашки и даже уже стали предлагать выпускать сексуальную куклу по имени Динара. Как вы к этому относитесь?

- Очень отрицательно отношусь. Вообще я вам скажу, что у нас около 80 процентов игрушек завозятся на рынок без сертификата качества. Не верите - проверьте. Спросите сертификат качества, которое проходит лабораторную проверку здесь, в Казахстане, и вам его не покажут, хотя в Астане есть государственное учреждение, которое все это проверяет. Эти игрушки опасны, в них много вредных веществ, они как бомба замедленного действия.

Во-вторых, есть морально-нравственная сторона этих игрушек, как вы говорите, сексуальные, не сексуальные… И какие дети у нас завтра вырастут с такими игрушками? Мы не должны позволять себе иметь у себя такие игрушки. У нас особенно дошкольное развитие детей не защищено, не расписано, я же говорю, что мы до сих пор пользуемся российской раскраской. Мы взрослые люди и должны понимать, к чему приведет такое отношение к детям.

- Почему у нас нет своей раскраски?

- Потому что это никому не нужно. Никто этим не интересуется. Вообще не интересуется.

- Ну а вы будете делать?

- Я уже сделал. И вообще в течение пяти лет я намереваюсь сделать революцию в смысле дошкольного развития детей. И я это сделаю.

- Что вас подтолкнуло к детскому бизнесу? Потому что у вас у самого четверо сыновей?

- Да, и когда я их отвожу в садик, я вижу, как и чем развивают там моих детей. И когда моим детям, которые живут в Казахстане, дают какую-то плохого качества российскую раскраску, меня это сильно задевает, потому что я своих детей обучаю на своем языке. Завтра они научатся и русскому, и английскому, но не сейчас. До 7-8 лет я должен наполнить их своим языком, своими колыбельными, своими сказками. И не от того, что я националист. Так он будет расти намного лучше, будет более развитым, эрудированным, смышленым. Я не зря привел вам пример, что аульские ребята достигают успехов в 90 процентов случаях. Думайте, анализируйте...

Торгын Нурсеитова

Фото Fvk.com
(Продолжение следует)


Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: