Обращайтесь люди, обращайтесь!

Юрист

«Успех и счастье опьяняют человека.

И только один из тысячи

умеет сохранить хладнокровие и разум».

Абай Кунанбаев «Слова Назидания» (слово 37)

Слова Абая сказанные в прошлые времена имеют актуальность и на сегодняшний день, ведь если быть честным, то успех и счастье влияют на разных людей по разному, одни начинают смотреть на тебя с высока, а другие все также относятся к тебе с уважением.

В своей работе я хотел бы отразить некоторые моменты работы наших чиновников, конечно, не всех, но в большей степени.

Что мы хотим от наших чиновников, когда обращаемся к ним за помощью, быстрейшего решения вопроса, а что у нас получается в действительности, это различного рода «тягомотины», не внятные ответы на наши вопросы, в принципе, это видимо какого-то рода стиль работы современных чиновников.

Чиновники, в большей степени, мало внимания обращают на наши беды, просьбы, обращения и зачастую используют различного рода шаблонные отговорки, отписки, даже не ссылаясь на какие-либо нормативно-правовые акты, хотя Глава государства Назарбаев Н.А., практически в каждом своем обращении указывает чиновникам быть грамотными, внимательными, не допускать волокиты и с уважением относится к людям.

И в рамках конкурсного задания «Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?», хотел бы предложить внести изменения в закон Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (далее - Закон).

Закон регулирует общественные отношения, связанные с подачей и рассмотрением обращений физических и юридических лиц в целях реализации и защиты их прав, свобод и законных интересов.

Предлагаю внести изменения в Закон, а именно, статью 7 «Прием, регистрация и учет обращений физических и юридических лиц» пункт 3, изложить в новой редакции:

3. Личную ответственность за организацию работы с обращениями физических и юридических лиц, состояние приема, регистрации и учета несут руководители субъектов, лица их замещающие или заместитель.

Тем самым исключить термин « должностные лица» , т.к. каждый руководитель должен организовывать процесс работы в своем ведомстве и контролировать его, в случае если отсутствует контроль над сотрудниками, нет организации работы, какой может быть спрос с других сотрудников (должностных лиц).

Кроме того, ответственность должна распространяться и на лиц замещающих руководителей, заместителей, т.к. это непосредственная их обязанность организовать работу в отсутствии руководителя.

Следующие изменения основываются на личном опыте.

Была неразбериха с очередью в садик, мы регистрировали заявление на очередь ребенка в детское дошкольное учреждение через электронный портал Egov.kz, там же периодически онлайн проверяли очередь.

В один прекрасный день, проверяя номер очереди в садик через электронный портал Egov.kz мы обнаружили, что нашу очередь сдвинули на 20 человек назад.

Находясь в недоумении некоторое время, как такое случилось, записались на прием к начальнику городского отдела образования. Начальница нас приняла, как положено в приемный день и объяснила, что, мол, произошел какой-то сбой программы, затем объясняла что заявления, поданные непосредственно в акимат регистрировали в отдельную от электронного портала Egov.kz базу данных, сейчас их объединили и произошел сдвиг очереди.

В конце концов, сообщила, что ответ мы получим в установленный законом срок, т.е. 15 дней, недовольные таким ответом мы с женой решили написать на блог министру образования, что с очередью творится полнейший бардак, кого-то вперед, кого-то назад.

Но решили дождаться ответа, надеялись, что действительно произошел сбой и все станет как раньше, и, ровно на 15 день нам позвонили с приемной начальника городского отдела образования, чтоб мы забрали ответ, в итоге наша очередь сдвинута на 20 человек назад.

Спустя 15 дней ожидания ответа, прошел весь запал обратиться к министру образования.

Таким образом, предлагаю внести изменения в Закон, а именно, статью 8 «Сроки рассмотрения обращения» пункт 1 и пункт 2 (первый абзац), изложить в новой редакции:

1. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается до 7 рабочих дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.

2. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение до 20 рабочих дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.

Такая норма в сокращении сроков рассмотрения обращений, ускорит процесс работы с населением, и будет стимулировать сотрудников к более активной трудовой деятельности, во избежание нарушения Закона.

К тому же формулировка должна быть именно «до…», т.е. ответ необходимо предоставить до истечения семидневного срока, двадцатидневного срока, во избежание волокиты со стороны сотрудников, а так же коррупционной составляющей (к примеру: «позолоти ручку, и ответ получишь завтра»).

Также, исключить формулировку «календарных дней», т.к. выходные, праздничные дни все равно не идут в счет.

Кроме этого, предлагаю в Законе дополнить статью 8 «Сроки рассмотрения обращения» пунктом 6:

6. Ответственность за нарушение сроков несет руководитель субъекта, лицо его замещающее или заместитель

Считаю, что данная норма будет стимулировать руководство к более активному процессу работы, дисциплина сотрудников на местах повысится, от более пристального внимания руководителя, т.к. это будет в его интересах не нарушать сроки исполнения обращений, к тому же исключается необоснованное привлечение «нежелательных» сотрудников к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков.

К слову сказать, данную норму «стимулировать руководство к более активному процессу работы» уже ввел Глава государства Назарбаев Н.А., не официально конечно, но факт, каждый раз после его критики по итогам совещаний с Премьер-министром, с министрами, с руководителями различных ведомств и нац. компаний, начинается такой ажиотаж, все как ужи на сковороде начинают вертеться, работать с удвоенной отдачей, правда на некоторое время, но и то хорошо.

Таким образом, полагал бы, что данные изменения в Законе, способны простимулировать работу наших органов к более активным действиям, тем более сейчас очень много различных автоматизированных, информационных систем, баз данных что способствует более быстрому решению по обращениям граждан.

Следите за новостями zakon.kz в: